Развитие международных
экономических отношений в значительной
степени предопределено особенностями
валютной системы и действенностью
функционирования ее институтов.
Характерной чертой
валютной системы является то,
что она постоянно меняется, развивается.
Наиболее общая причина этих
изменений — углубление развития
мировых хозяйственных связей, постепенные
изменения в их механизмах, разнонаправленные
процессы в сфере государственного
вмешательства в экономику с целью оказания
давления на формирование видов валютных
отношений и др.
Национальная валютная система
государства охватывает денежно-кредитные
отношения, которые обеспечивают функционирование
валюты для обслуживания внешнеэкономических
связей страны. Юридически национальная
валютная система закреплена в государственных
правовых актах, которые учитывают
нормы международного права.
Задачи и условия
функционирования и влияния национальных
и региональных валютных систем
направлены на развитие экономики
отдельных стран, на сочетание
интересов различных государств
и их группировок. Национальную
валютную систему характеризуют
следующие элементы:
- национальная
валюта;
- условия конвертируемости
национальной валюты;
- режим валютного
паритета национальной валюты
— соотношения между двумя
валютами;
- режим курса
национальной валюты (фиксированный,
плавающий в определенных пределах);
- наличие или
отсутствие валютных ограничений;
- национальное
регулирование международной валютной
ликвидности страны;
- регламентация
использования международных кредитных
средств обращения;
- регламентация
международных расчетов страны;
- режим национального
валютного рынка и рынка золота;
- национальные
органы, управляющие и регулирующие
валютные отношения страны (центральный
банк, министерство финансов, специальные
органы).
Национальная
валютная система Республики
Беларусь формируется с учетом
принципов мировой валютной системы,
поскольку страна взяла курс
на интеграцию в мировое хозяйство,
с 1992 г. является членом МВФ
и входит в ряд других международных
валютно-кредитных и финансовых
организаций. Основой денежной
и национальной валютной системы
является белорусский рубль. Сегодня
он подчиняется правилам ограниченной
конвертируемости, но страна решает
стратегическую задачу перехода
к свободной конвертируемости
по мере стабилизации экономики.
Законодательством установлены
порядок осуществления международного
платежного оборота и использования
валютных ресурсов, международных
кредитов; режим деятельности валютного
рынка и состав его участников;
правила валютных операций и
т.д. Национальная валютная система
взаимосвязана с внутренней денежной,
кредитной и финансовой системами.
За время проведения независимой денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь сложился
механизм формирования политики валютного
курса, опирающийся на использование фиксированного
валютного курса. Среди основных факторов
выбора курсовой политики следует выделять:
экономические диспропорции на раннем
этапе развития и высокую инфляцию, неразвитость
финансового рынка, долларизацию экономики,
особенности трансмиссионного механизма
(связанные с доминированием кредитного
канала и канала валютного курса), значительную
степень участия государства в экономике,
зависимость от результатов внешней торговли,
особенности фискальной политики и политики
доходов.
В 2007 году в
Республике Беларусь происходило
изменение основных факторов
формирования политики валютного
курса, связанное в первую очередь
с изменением условий внешней
торговли с Российской Федерацией.
Курсовая политика
была направлена на поддержание
финансовой стабильности и ценовой
конкурентоспособности белорусского
экспорта. Это в определенной
мере компенсировало влияние
снижения внешнего спроса на
отечественную продукцию через
повышение ценовой эффективности
внешнеторговых операций для
экспортеров. Так, реальный эффективный
курс национальной валюты, характеризующий
общее соотношение внутренних
и внешних потребительских цен.
Рассмотрим основные
элементы национальной валютной
системы Республики Беларусь
с целью проведения их качественной
оценки.
В последние
годы в Республике Беларусь
проводилась денежно-кредитная политика,
важнейшей целью которой было
обеспечение стабильности и предсказуемости
обменного курса национальной
валюты. Это было объективно обусловлено
особенностями экономики Беларуси,
которая является малой страной
с открытой экономикой, что особенно
сильно проявляется на современном
этапе интернационализации хозяйственных
связей. Статистические данные свидетельствуют
о том, что в 2001-2008 гг. в стране
были достигнуты определенные
положительные результаты по
обеспечению устойчивости национальной
валюты и снижению темпов инфляции.
В то же время
белорусский рубль не является
твердой валютой, так как несмотря
на стабильный обменный курс,
покупательная способность национальной
денежной единицы в течение
ряда лет снижалась.
Одним из важнейших
элементов любой валютной системы
является валютный курс, который
показывает цену валюты одной
страны, выраженную в валюте другой.
Начиная с 2009 г. Национальный
банк перешел к реализации
нового режима курсообразования
- использованию механизма привязки
курса белорусского рубля к
корзине иностранных валют, которая
включает доллар США, евро, российский
рубль. Эти определяющие для экономики
Беларуси иностранные валюты вошли в состав
корзины равными долями.
В то
же время разрабатываемая в
течение последних лет в основном
развитыми странами и МВФ концепция
международной курсовой политики
ориентируется на введение свободно
плавающих курсов национальных
валют.
Очевидно,
что режим плавающего валютного
курса представляет интерес для
наиболее конкурентоспособных, в
первую очередь развитых стран
- ведущих экспортеров товаров,
услуг, капиталов, валюта которых
активно используется в международных
операциях. При этом их экономические
выгоды оборачиваются потерями
менее конкурентоспособных контрагентов,
прежде всего развивающихся стран
и государств с развивающимися
рынками.
В этой связи
целесообразно более взвешенное
отношение к предложениям введения
более гибких режимов курсообразования
в Республике Беларусь, имеющей
отрицательное сальдо торгового
баланса. В Беларуси пока отсутствуют
предпосылки для перехода от
режима привязки к корзине
валют к режиму плавающего
курса национальной валюты. В
то же время у нас возможна
некоторая корректировка политики
курсообразования - установление наклонного
валютного коридора. При формировании
коридора колебаний нужно ориентировать
прогнозные изменения валютного
курса на прогнозные оценки
изменения уровня инфляции, но
с небольшим отставанием. Реальный
эффективный обменный курс должен
также обесцениваться, чтобы не
снижалась конкурентоспособность
белорусских товаропроизводителей
и повышалась эффективность экспорта.
В перспективе
с улучшением ситуации с сальдо
торгового баланса возможен переход
на более гибкую систему курсообразования
- использование режима регулируемого
плавания, что даст возможность
центральному банку обеспечивать
корректировку валютного курса.
Характерно, что регулирование курса
национальной валюты практикуется
при необходимости даже в странах,
которые используют свободно
плавающие курсы.
Элементом
валютной системы является наличие
или отсутствие валютных ограничений,
то есть введенных в законодательном
или административном порядке
ограничений операций с национальной
и иностранной валютой, золотом
и другими валютными ценностями.
Различают ограничения платежей
по текущим операциям платежного
баланса и по финансовым операциям
(то есть операциям, связанным
с движением капиталов и кредитов),
по операциям резидентов и
нерезидентов. На межгосударственном
уровне в последние годы наблюдалась
тенденция постепенного отказа
от использования валютных ограничений
по текущим операциям. В докризисный
период Национальным банком также
был принят курс на либерализацию
валютного регулирования, трансформации
системы валютного контроля в
валютный мониторинг. Однако в
условиях кризиса установка на
либерализацию валютной сферы
была приостановлена.
Последствия мирового
финансово-экономического кризиса
поспособствовали некоторому ужесточению
ряда положений валютного законодательства.
В 2009 г. были внесены существенные
изменения в действующее валютное
законодательство: Национальный банк
получил право устанавливать
ограничения на проведение отдельных
текущих операций, а также право
устанавливать норматив обязательной
продажи государству валютной
выручки; отменен критерий срока
в 180 дней для разделения валютных
операций на текущие и капитальные
- теперь все экспортно-импортные
операции относятся к текущим,
а заемно-кредитные операции - к
капитальным вне зависимости
от срока их осуществления
к тому же законодательно закреплено,
что валютно-обменные операции
с участием физических лиц
осуществляются без регистрации
данных документа, удостоверяющего
личность, при совершении финансовой
операции на сумму до 1000 базовых
величин.
Таким образом,
внесенные в валютное законодательство
вышеназванные основные изменения
нельзя отнести к либеральным
мерам, поскольку они в определенной
мере ужесточают порядок проведения
валютных операций.
В нынешних
условиях наша страна не достигла
той стадии устойчивости, когда
воздействие внешних факторов
может быть оперативно локализовано
и элиминировано преимущественно
экономическими инструментами валютного
регулирования. Поэтому пока невозможен
полный отказ от использования
ограничений на валютные операции.
Ухудшение ситуации
экономики вследствие кризиса
и нарастание девальвационных
ожиданий привели к резкому
увеличению нагрузки на внебиржевой
валютный рынок. В 2010 году основной
объем валютных сделок по-прежнему
приходился на внебиржевой рынок.
Для динамичного
экономического роста Беларуси
необходимо повысить мобильность
капиталов в экономике, обеспечить
развитие финансовых рынков путем
повышения эффективности взаимодействия
банков с заемщиками, развития
конкуренции в банковской системе.
Для поддержания
баланса между предложением иностранной
валюты и спросом на нее
на внутреннем валютном рынке
Национальный банк Республики
Беларусь использовал инструменты
денежно-кредитной и валютной
политики, среди которых главную
роль играли интервенции на
валютном рынке, ограничивавшие
резкие колебания валютного курса
белорусского рубля.
3. Республика Беларусь
в системе мировой и региональной валютной
интеграции
Для Республики
Беларусь, имеющей открытую в
отношении значимости внешних
потоков экономику, эффективное
функционирование системы валютного
регулирования имеет принципиальное
значение. При этом задачи обеспечения
долгосрочного социально-экономического
роста страны, а также эволюции
внутренних и внешних экономических
отношений требуют совершенствования
денежной и валютной системы.
Актуальными
выступают также:
- систематический анализ
денежного передаточного механизма,
отражающего качественные и количественные
взаимосвязи монетарного сектора
с другими секторами экономики.
Он позволит своевременно модифицировать
режим валютной и денежно-кредитной
политики в целом;
- совершенствование модельного
аппарата в направлении более
комплексного отражения взаимосвязей
денежного и общеэкономического
механизмов;
- целенаправленное развитие
монетарных инструментов и согласованной
технологии их применения, учитывая
многоканальность воздействия осуществляемых
денежных операций и других
реализуемых решений.
Кроме того, повышению эффективности
курсовой и денежно-кредитной политики
будут содействовать:
- расширение учета внешнеэкономических
факторов на основе анализа
и прогноза мировых рынков;
- регулярный анализ положения
Республики Беларусь по системе
рейтингов международных организаций,
оценка положения страны по
международным критериям;
-усиление в экономических
прогнозах и программах как
финансового блока, предусматривающего
консолидацию используемых в
мировой практике внутренних
и внешних источников финансовых
ресурсов(включая инвестиционные
и страховые фонды), так и блока
структурных преобразований,обеспечивающих
институциональные, правовые и
организационные условия реализации
задач экономической политики
Республики Беларусь.
В сентябре
2007 г. Национальный банк Республики
Беларусь принял официальное
решение о предоставлении банкам
нашей страны двух видов финансовой
отчетности: по национальному законодательству
и в соответствии с требованиями
МСФО начиная с отчетности
за 2008 г.
Для многих
государств мира применение Международных
стандартов отчетности (МСФО) – вопрос
не новый, но по-прежнему настолько
актуальный, что правительства стран
принимают конкретные решения
для его урегулирования в целях
соответствия современным требованиям
международных рынков.