Механизм функционирования современной международной валютной системы и перспективы интеграции в нее Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе использованы следующие понятия: валютная система, мировая валютная система, международная валютная система, региональная валютная система и национальная валютная система. Задачами данной курсовой работы является изучение истории развития международной валютной системы и основных характеристик современной международной валютной системы; особенностей становления и характерные черты валютной системы в Республике Беларусь, а также место Республики Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. История развития международной валютной системы и основные характеристики современной международной валютной системы……..5
1.1 Элементы мировой валютной системы……………………………………5
1.2 Парижская валютная система………………………………………………6
1.3 Генуэзская валютная система……………………………………………….7
1.4 Бреттон-Вудская валютная система………………………………………..8
1.5 Ямайская валютная система………………………………………………...11
1.6 Европейская валютная система……………………………………………..14
2. Особенности становления и характерные черты валютной системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..17
3. Республика Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………….....35

Файлы: 1 файл

макро курсовая.docx

— 58.42 Кб (Скачать файл)

      Национальные  экономики стали интегрироваться  в единый мировой экономический  организм. Интернационализация экономик  вызвала потребность в сопоставимости  учетных данных, получаемых в  различных странах, и в конечном  итоге потребовала ввести международную  стандартизацию национальных систем  бухгалтерского учета. Беларусь, являясь европейским государством, не может оставаться в стороне  от общемировых тенденций интеграции, несмотря на то, что экономические  процессы в нашей республике  и других государствах с переходной  экономикой отличаются от аналогичных  процессов в развитых индустриальных  станах. Особое внимание и значение  при этом уделяется интеграционным  процессам в условиях глобализации  рынков капитала.

      В любой  стране с трансформированной  экономикой, особенно испытывающей  недостаток собственных природных  ресурсов, возникает объективная  необходимость привлечения дополнительных  финансовых ресурсов. Уровень развития  рыночных производственных отношений  определяет направление регулирования  и источники финансирования дефицита  платежного баланса. Наличие дефицита  платежного баланса в течение  пяти лет позволяет сделать  вывод о неоптимальном выборе  направления валютного регулирования.

Для эффективного проведения операций на всех сегментах финансового  рынка Национальный банк Республики Беларусь должен создать условия  для реализации принципов работы рынка.

  В целом можно констатировать, что в условиях турбулентного  развития рынков во всем мире  наблюдается стремление к валютному  сотрудничеству и объединению  валют. Не обходится и без  противостояния, поскольку внутриэкономические  цели никогда не будут принесены  в жертву внешнеэкономическим.  Но если невозможно создание  единой мировой валюты, возможно, реально существование немногих  валют с гибкими валютными  курсами? Проекты таких валют  обосновываются главным образом  стремлением к большей независимости  от американского доллара и  к его вытеснению с позиции  ключевой мировой валюты. Больше  всего преуспели в планирования  валютного союза страны Персидского  залива, которые уже достаточно  сильно интегрированы на всех  уровнях. Поскольку для валютного  союза должка был выполнена,  по меньшей мере, часть критериев  оптимального валютного пространства, ему пока препятствует отсутствие  политической и частично экономической  конвергенции, следовательно, необходимы  компромиссы между национальными  инициативами и предложениями.

  Развитие новой валютной  системы и формирование по-новому  ориентированного мирового порядка  идет полным ходом. При этом  в качестве примера для преобразований  были использованы как конкретный  исторический опыт валютной интеграции, так и новые теоретические  идеи. Каждый шаг нынешней реструктуризации  мирового валютного порядка должен  внимательно отслеживаться. Тема  новой валютной системы имеет долгосрочный характер.

    Обоснованием  валютной политики, реализуемой   в рамках конкретной экономики,  служит теория, взятая государством  за основу проведения национальной  экономической политики, получающая  законодательное подтверждение  как на национальном, так и  международном уровне, и выражающаяся, как правило, в двухсторонних  и многосторонних соглашениях  и межправительственных договорах.  Формы и методы валютной политики  отражают влияние экономической  политики на установившиеся пропорции  «между государством и рынком».  Эволюция валютной политики в  Республике Беларусь подтверждает  то, что ее содержание в немалой  степени определяется регулирующей  ролью государства. 

    В процессе  интеграции реализуется одна  из основных задач валютной  политики - обеспечение взаимовыгодного  и эквивалентно го обмена исторически  общие подходы в валютной политике  различных государств приводили   к созданию валютных блоков. На  начальных этапах интеграционных  процессов и создания валютных  блоков валюта стран-участниц  прикреплялась к валюте лидирующей  в блоке страны. По мере поступательного  развития и унификации экономических  валютных отношений происходила  трансформация валютных блоков  в валютные зоны либо союзы.  В валютной зоне вводится или  единая валюта, или применяется  механизм валютного управления .

    Валютная политика  реализуется в валютных блоках (зонах) через механизм валютной  интеграции. При разработке валютной  политики необходимо четко определить  ее элементы и механизм реализации.

Среди основных элементов  валютной политики выделим :

- правовые (юридические)  нормы функционирования валютной  системы,

- операционный механизм  функционирования валютной политики  в валютных отношениях,

- стратегический статус  общей валюты (становление общей  валюты как мировой резервной  валюты, направление «привязки» к основной валюте).

   Сфера международных  валютно-финансовых отношений страны  является одним из самых важных  аспектов проблемы включения  белорусской экономики в систему  мирового хозяйства наравне с  такими аспектами, как участие  в международном разделении труда,  международной специализации и  кооперации, движении капиталов,  развитии научно-технического сотрудничества. Чтобы обсуждать организационные  проблемы валютной интеграции  с соседними странами, необходимо  окончательно определиться с  геополитическим, экономическим  и валютным выбором Беларуси: интеграция с кем в наибольшей  степени отвечает национальным  интересам нашей страны.

Развитие системы международных  экономических отношений в мире определяется главной современной  тенденцией - глобализацией мировой  экономики. Идет объективный процесс  формирования единого мирового рынка, исчезновения барьеров между национальными  экономиками, движущими силами которого являются появление современных  информационных технологий (например, роль мировой информационной сети Интернет сравнивают по важности с появлением книгопечатания, а тех, кто не умеет  им пользоваться, - с людьми, которые  ранее не умели читать), транспортных средств и инфраструктуры. Появление  новых технологий и средств сокращает  до минимума препятствия в виде расстояния и времени для осуществления  международных отношений, что делает равновозможным для субъектов хозяйствования, с кем сотрудничать, с партнером  с соседней улицы или с соседнего  материка.

   Появление евро  изменило условия интеграции  Беларуси в мировую экономику,  поскольку сделало реальной еще  одну действительность: при наличии  стабильной региональной валюты  третьим странам, соседствующим  в регионе, но не вошедшим  в валютный союз, становится невыгодным  и нецелесообразным сохранять  собственную национальную валюту, причем чем более отсталой  является экономика страны, тем  сложнее и дороже становится  поддерживать свою национальную  валюту: необходимо затрачивать  валютные резервы для поддержания  стабильного курса и конвертируемости  национальной валюты, но самое  главное - не удается справиться  с проблемой инфляции и приходится  придерживаться высоких процентных  ставок. Все это негативно сказывается  на инвестиционной активности  и конкурентоспособности национальной  экономики. Таким образом, если  в перспективе евро станет  стабильной международной валютой,  в чем не приходится сомневаться,  это сделает невыгодным сохранение  своих национальных валют развивающимися  постсоциалистическими странами  с переходной экономикой, в том  числе и всеми европейскими  странами СНГ, включая Беларусь  и Россию. — Вообще ситуация, когда  развивающиеся страны с незначительным  потенциалом в мировом производстве  и экспорте активно пытаются  использовать свои не вполне  стабильные и конвертируемые  национальные валюты для обеспечения  функционирования внешнеэкономических  отношений страны, противоречит  современным тенденциям развития  системы международных экономических  отношений. Например, вполне закономерно,  что лишь 10-15% расчетов по внешнеэкономическим  операциям Беларуси производится  в белорусских рублях. В России  и странах СНГ доля внешних  расчетов в национальной валюте  имеет соразмерную величину, поэтому  планируемое введение в безналичное  обращение российского рубля  не приведет к уменьшению использования  доллара США и евро в международных  расчетах Беларуси с другими  странами (в настоящее время более  60%), поскольку эти валюты имеют  в настоящий момент статус  мировых денег.

    Ядром интеграционных  процессов на территории бывшего  СССР является Союзное государство  Российской Федерации и Республики  Беларусь.

    Беларусь является  своего рода связующим звеном  между Востоком и Западом, Европой  и Азией. Неслучайно в постсоветский  период одним из основных векторов  белорусской внешнеторговой  политики  стали постоянно расширяющиеся  контакты с экономическими управленческими   структурами и организациями,  субъектами хозяйственной деятельности  стран ЕврАзЭС, а также активное  формирование Единого экономического  пространства, Таможенного и Транспортного  союзов.

   СНГ можно отнести  к торгово-политической группировке.  Основой валютного рынка государств  СНГ остается организованный  биржевой валютный рынок, наряду  с которым развивается межбанковский  рынок.

   Незначительная доля  взаимного товарооборота, обслуживаемого  национальными валютами СНГ, сдерживает  возможности реализации товаров  на рынках соседей. Валютные  рынки стран СНГ развиты очень  слабо, а объемы операций на  них сокращаются. Отсутствие необходимой  информации делает рынки этих  стран обособленными и замкнутыми, что противоречит мировым тенденциям: опыт мирового развития свидетельствует,  что эффективное развитие валютного  рынка возможно лишь во взаимосвязи  с фондовым рынком. Только наличие  такой связи может создать  основу устойчивости национальной  валюты и экономики в целом.

Интеграционные процессы внутри СНГ не противоречат процессам  межгосударственной политической, экономической  и валютной интеграции в Европейском  регионе и в целом в мире. Странам постсоветского пространства в интересах развития национальных экономик, безусловно, выгодно создание единого валютного пространства в рамках СНГ по модели, позаимствованной в ЕВС: зона свободной торговли - таможенный союз - платежный союз - унификация налогового, валютного, таможенного, гражданского законодательства - общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы - валютный союз. Однако реальные экономические условия в этих странах были и остаются совершенно неадекватными данным установкам: экономики стран СНГ сильно отличаются друг от друга по уровню развития, по отраслевой структуре, по методам управления, по структуре внешнеторговых потоков. Поэтому формирование единого валютного пространства в рамках СНГ в ближайшее время невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Настоящая МВС  возникла, большей частью, на Бреттон-Вудской  конференции (США) в 1944 году, в  которой участвовали 29 государств. Её основная задача — производить  валютную ликвидность (с помощью  золотых резервов, сырья, финансовых  активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых активов  и т. д.), для того, чтобы международная  торговля — в частности, расчёты  в разных национальных валютах  — могла развиваться свободно.

    Необходимость  МВС вытекает из того, что международные  операции (торговля, переводы, инвестиции  и т.д.) производятся с помощью  разных национальных валют, привязанных  к различным экономическим ситуациям  соответствующих стран и степенью  уверенности, которую каждая из  них вырабатывает и которая  отражается на соотношении цен  или на валютных курсах. Операции  между валютами, участвующими в  расчётах этих финансовых или  реальных сделок, происходят на  валютном рынке. Различные курсы  зависят от спроса и предложения  на каждую валюту, которые, в  свою очередь, регулируются разными  центральными банками, ответственными  за отдельные валюты.

    С 1870 по сегодняшний  день сменились несколько организационных  схем МВС: золотой стандарт, Генуэзская  валютной системы, Бреттон-Вудская  системы, Ямайская валютная система,  Европейская валютная система.

    Основные отличительные  черты каждой модели состоят  в большей или меньшей гибкости  вытекающих валютных курсов, а  также в корректировочном механизме  связанным с каждым из них  и в функционировании учреждений  наблюдения и принятия решений.

    Развитие новой  валютной системы и формирование  по-новому ориентированного мирового  порядка идет полным ходом.  При этом в качестве примера  для преобразований были использованы  как конкретный исторический  опыт валютной интеграции, так  и новые теоретические идеи. Если  будут происходить сильные структурные  изменения в мировой экономике,  то рано или поздно должны  появиться новые институциональные  структуры. По-новому будет организован  порядок формирования валютных  курсов, который должен лучше  соответствовать требованиям мировой  валютной системы и обеспечивать  равновесие платежных балансов  и стабильность обменных курсов.

    Мировой опыт  реализации валютной политики  свидетельствует о том, что,  неправильное понимание сущности  валютной политики приводит к  ее недооценке. В свою очередь  недооценка валютной политики, равно  как я ее несоответствие обшей  экономической политике государства,  приводит к таким последствиям, как валютный кризис.

Информация о работе Механизм функционирования современной международной валютной системы и перспективы интеграции в нее Республики Беларусь