Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении основ исследования проблемы трансформации системы отношений собственности, выявление ее особенностей на этапе переходной экономики рыночной ориентации.
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
– изучить теоретические основы изменения системы отношений собственности, раскрыть особенности и формы ее проявления на этапе развития экономики рыночной ориентации;
– раскрыть место форм собственности в рыночной экономике.
Введение 3
1. Социально-экономическое содержание собственности. экономическая и юридическая стороны собственности 5
1.1 Понятие собственности 5
1.2 Субъекты и объекты собственности. Формы собственности 7
2. Реформирование прав собственности 12
2.1 История отношений собственности в России 12
2.2 Разгосударствление собственности 14
Заключение 20
Библиографический список 23
К отрицательным факторам частной собственности относятся:
1) распространение частной собственности сопровождается значительной имущественной дифференциацией собственников, что ведет к обострению социальных отношений.
2) частная собственность порождает атмосферу чрезмерно высокого экономического напряжения;
3) при определенных условиях частная собственность ведет к развитию чрезмерно высокой эксплуатации наемного труда.
Объективной предпосылкой возникновения
общественной собственности является
обобществление производства. Развитие
производительных сил снабжается накоплением
капитала, его концентрацией. В результате
происходит усиление общественного характера
собственности. Крупная промышленность
основывается на применении монопольных,
акционерных, государственно-
Коллективная форма собственности – форма собственности, при которой собственником выступает коллектив, можно отнести к разновидностям и частной и общественной форм. К. Маркс писал, что в пределах таких фабрик рабочие как ассоциация являются капиталистами «по отношению к самим себе», а значит, в условиях крупного машинного производства преодолевается важнейшее противоречие в виде отчуждения производителя от средств производства; коллектив трудящихся становится и собственником средств производства, и производителем. Распространение коллективных форм собственности К. Маркс описал как процесс, на основе которого «с естественной необходимостью из одного способа производства возникает и развивается новый способ производства».
Выбор и использование форм собственности определяется личным интересом, который пронизывает все сферы народного хозяйства, все категории работников от продавца непроизводственной сферы до директора, занятого в сфере материального производства. Успехи в области экономического прогресса, совершенные развитыми странами, основываются не столько на использовании той или иной формы собственности, сколько на интересе производителей.
Если говорить о нашем государстве, то принципиальным положением является уровень использования материально-экономической мотивации.
Первое направление мотивации базируется на принуждении, побудительными мотивами которого являются приказные, административные и морально-психологические методы воздействия. Результатом таких методов является страх потерять работу.
Второе направление мотивации базируется на личном интересе, побудительным мотивом которого является материальное и моральное поощрение работающих за высокоэффективный труд, высокое качество выполняемых работ.
После социалистической революции в 1917 г. в России была провозглашена цель: замена капитализма социализмом. Существо концепции государственного социализма выражалось следующими положениями:
– государство обобществляет все средства производства;
– все трудоспособные граждане работают по найму у государства;
– со стороны общества и государства устанавливается строжайший контроль над трудом и потреблением каждого гражданина.
В соответствии с этими концепциями в России была проведена национализация крупной промышленности, банков, железных дорог, учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры. В наибольшей степени огосударствление народного хозяйства было проведено во время гражданской войны (1918-1921). Государство взяло под свой контроль все народное хозяйство и ликвидировало частнокапиталистическую собственность: были национализированы даже такие капиталистические предприятия, где был всего один наемный работник.
Отставание от западных экономических систем в техническом отношении выражалось в том, что Россия, в основном пребывала на доиндустриальной стадии производства, и ей еще предстояло совершить переход в индустриальную стадию.
Задержка в организационно-экономическом и социально-экономическом развитии проявилась в том, что в основной сфере экономики (сельском хозяйстве) преобладали мелкие и раздробленные крестьянские хозяйства, базировавшиеся на общинном землепользовании.
Велик был промежуток от передовых государств и в культурном отношении: почти поголовная неграмотность, что, конечно же сказывалось на развитии отношений собственности.
В условиях новой экономической политики (1921-1930гг.) проявились тенденции, характерные для развития многоукладной экономики: мелкие товаропроизводители и капиталистические предприниматели получили определенную свободу в своей хозяйственной деятельности, сами распоряжались значительной частью своей продукции, которая осталась у них после выплаты государству налога. Государство стало привлекать иностранный капитал для ускорения развития производства. Начал расти свободный рынок с устойчивым денежным обращением. Государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности, самоокупаемости и самофинансирования.
Тем не менее, с конца 20-х годов XX века в нашем государстве началась последняя атака на все виды частного присвоения и массовое огосударствление производства.
Государственный монополизм собственности получил теоретическое оправдание. Собственность оказалась в руках государства потому, что она вроде как соответствовала коллективной организации труда, общественному характеру производства и общенародному присвоению. Трудящиеся оказались у государства наемными работниками, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством, что, конечно, не способствовало их заинтересованности в развитии и доходности производства. Из истории видно, что подобная экономическая система оказалась нежизнеспособной. Обострилось противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих общую собственность, и интересами присваивающей результаты труда государственной властью. Это противоречие могло быть решено путем коренной реформы системы отношений собственности. Реформирование системы социалистической собственности – это двусторонний процесс. С одной стороны, должна произойти ликвидация монополии государства на присвоение основных средств производства. С другой – необходимо изменение значительной части государственной собственности в иные формы хозяйства. Реформа собственности, которая началась в конце 1992 г., выдвинула ряд серьезных проблем перед теорией и хозяйственной практикой. Суть проведения реформы заключается в том, что общественная собственность, которая была единственным видом собственности во времена советского государства, частично преобразовывалась в частную. Зарубежный опыт показал, что реформа собственности государства и поиск иных видов присвоения зачастую проводятся в виде приватизации. Приватизировались как жилые помещения, так и целые предприятия. Начало реформирования государственной собственности открыло собой переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе.
Для Советской России был характерен государственный монополизм во всем, что касалось собственности и управления экономикой. В период новой экономической политики наблюдалось зачаточное развитие основных прав собственности, однако он был прерван и все процессы вернулись на прежнее место. В 1992 году в России была осуществлена реформа преобразования собственности, что привело к тому, что наша страна оказалась в переходном периоде к совершенно новой экономической системе.
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Разгосударствление также означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
При разгосударствлении государство не перестает играть важную роль в рыночной экономике.
Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Основными способами разгосударствления являются:
Решение о начале приватизации в Российской Федерации было одним из вынужденных ответов на кризисное состояние экономики в начале 90-х годов и ключевым элементом экономической реформы.
В законе о приватизации указано три принципа "разгосударствления":
1) преимущественное право
трудового коллектива
2) обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления;
3) сочетание возмездного
и безвозмездного характера
Процессы разгосударствления и приватизации направлены на усиление хозяйственной инициативы и повышение заинтересованности людей в труде, создание условий для их экономической свободы, раскрытие потенциала людей в условиях ответственности, хозяйственной самостоятельности, преодоление монополизма и развитие конкуренции.
Формы, в которых законом было предусмотрено осуществление разгосударствления в российской экономике:
Исследования Международного банка, которые были проведены в августе 1990 г. до начала приватизации, и в начале 1992 г., предполагали, что в России государство должно играть центральную роль по меньшей мере в четырех областях, имевших первостепенную важность для перехода к рыночной экономике:
а) соблюдение социального равенства, которое могло гарантировать общественную стабильность, необходимую для продвижения реформ;
б) поддержка частного сектора через четкие программы и антимонопольную деятельность;
в) сохранение внутреннего рынка, который был отделен от международного, с защитой его слабых структур от предсказуемого натиска слишком могущественных иностранных инвесторов;
г) контроль над ключевыми элементами финансовой политики и развитие административной ниши для разумной налоговой политики.
В результате приватизации произошло не только резкое расслоение, но также и ограбление общества, снижение экономической эффективности, снижение производства по отношению к 1991 г. на десятки процентов, остановка сотен заводов. Конечно же, разгосударствление в значительной степени содействовало созданию в России рыночной экономики, ее включению в мировой рынок. Но ее социальная цена, как об этом заявлял Президент Российской Федерации, оказалась слишком высокой.
Согласно последним данным, в Российской Федерации до 60% бывшей государственной собственности перешло в частные руки. Разгосударствление собственности можно считать состоявшимся. Этого вполне хватит, чтобы в стране появился тот «средний класс», который на Западе составляет большинство населения и служит социальной базой гражданского общества. Однако такой класс еще не возник, ибо подавляющая часть приватизированной государственной собственности оказалось в руках немногих появившихся капиталистов, не говоря уже, о ее криминальном характере в ряде отраслей хозяйства. Государственная собственность, созданная трудом многих поколений советских людей, попала в руки 2–3% населения страны.
В 1997 г. был принят Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», который устанавливает организационные и правовые основы изменения отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также ее социальной ориентации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям, улучшения платежного баланса государства. В нем говорится, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности государства, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.
Сущность основных принципов приватизации заключается в следующем:
Информация о работе Место собственности в реформировании экономики России