Место собственности в реформировании экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении основ исследования проблемы трансформации системы отношений собственности, выявление ее особенностей на этапе переходной экономики рыночной ориентации.
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
– изучить теоретические основы изменения системы отношений собственности, раскрыть особенности и формы ее проявления на этапе развития экономики рыночной ориентации;
– раскрыть место форм собственности в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономическое содержание собственности. экономическая и юридическая стороны собственности 5
1.1 Понятие собственности 5
1.2 Субъекты и объекты собственности. Формы собственности 7
2. Реформирование прав собственности 12
2.1 История отношений собственности в России 12
2.2 Разгосударствление собственности 14
Заключение 20
Библиографический список 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по эконом. теории.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

1) в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продается частным и негосударственным юридическим лицам;

2) в разделении методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты отличаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, финансовым положением уровнем технической оснащенности, данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества;

3)в праве каждого гражданина Российской Федерации на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином страны закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализовывалось путем выдачи именных приватизированных чеков;

4) в предоставлении конкретных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить зачинщиком приватизации предприятия, т.е. подать заявку на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право покупать акции акционерных обществ, созданных путем изменения государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки, которые им были выданы. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупать арендуемое имущество.

Вопрос о частной собственности на землю связан с судьбой совхозов и колхозов и стоит очень остро не только в экономическом, но и в государственном, политическом плане.

В условиях общего экономического развала ставка на фермерские хозяйства в большинстве случаев не оправдалась. Преобладает; мнение, что нашему государству не нужна классическая частная собственность на землю, особенно если учитывать, что общественные земли могут стать социальным амортизирующим фактором.

История отношений собственности в России претерпела сложный путь от концепции государственного социализма и монополизма до реформы приватизации в 1992 г.

 

Заключение

 

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Но просто борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Были случаи, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но также случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и оказывалось в ситуации, из которой не знало, как выбраться.

В нашем государстве на протяжении всего двадцатого века дважды происходило изменение отношений собственности. Первое изменение началось в 1917 года и завершилось невиданной катастрофой, последствия которого будет исправлять много поколений. Второе происходит в наши дни. Его основная цель – возвратить отношениям собственности их истинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима. Так чем же является собственность?

Собственность можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к лично своей. Любой тип и любая форма собственности, каким бы высоким ни был в любом конкретном случае уровень обобществления или, что то же самое, уровень коллективизации собственности, могут существовать только лишь при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то к чужим. Без этого собственность не существует. С этой точки зрения любая форма собственности является частной.

Проблема изменения отношений и структуры собственности является одной из наиболее актуальных задач в ходе рыночных реформ, проводимых в любом из государств с переходной экономикой. Так как собственность является основой любой системы хозяйства, то необходимо учитывать, с одной стороны, системный характер изменений отношений собственности при переходе от одной системы хозяйства к другой и, с другой стороны, системный характер в рамках переходной экономики реформ в целом.

Естественно предположить, что основой реформы собственности в переходной экономике является процесс приватизации. Однако этому процессу предшествовал период, когда отношения собственности подвергались незначительным изменениям, а с окончанием приватизационных программ реформа собственности в переходной экономике не завершается, так как только после первичной приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности и открываются новые возможности экономической реализации последней.

Процесс преобразования отношений собственности в переходной экономике – это, прежде всего, процесс экономического обоснования и юридического оформления институтов частной и публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности.

В России на первом этапе преобразования отношений собственности в качестве основной цели было принято временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности в обществе при минимальном количестве социальных конфликтов в расчете на последующие договоры в пользу эффективных ответственных собственников. Основной целью второго этапа стало достижение экономической эффективности через процесс перераспределения первоначально созданных прав собственности в пользу стратегических инвесторов.

Разгосударствление также можно рассмотреть как перераспределение прав собственности с их новой спецификацией (расщепление единого права государственной собственности на отдельные правомочия с их закреплением за различными собственниками). И, наконец, разгосударствление означает изменение отношений социально-экономического присвоения (переход от социалистического характера присвоения к капиталистическому и от общественно-регулируемой формы присвоения к рыночно-конкурентной форме).

В ходе реформ в России был взят курс на переход к системе, сочетающей государственную, частную и смешанную формы собственности. Это полностью соотносится с направлением перехода к рынку, поскольку, раз рынок предполагает свободу производителей и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должна возникнуть и конкуренция между различными формами собственности.

Отсюда вытекает основная цель преобразования собственности в переходной экономике – создание предпосылок для развития многообразия форм собственности и хозяйствования как основы высокоэффективной конкурентной экономики.

В данный момент процесс преобразования отношений собственности в России все еще не завершен. Остаются еще нерешенными многие проблемы, вызванные, прежде всего, неустойчивостью самих институтов собственности.

 

 

Библиографический список

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, (с изменениями от 17 июля 2009 г.) 
  2. Грицюк, Т. В.Государственное регулирование экономики :Теория и практика /Т. В. Грицюк. -М. :РДЛ,2004. -287 с.
  3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
  4. Крюков В. Совершенствование государственного управления собственностью// Экономист. 1999. № 3.
  5. Милль Дж. Основы политической экономии. – М., 1980. – Т. 1. – 496 с;
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т. 25. – Ч. 1. – 494 с;
  7. М.И. Беляев, «Милогия». – Краснознаменск, «Полиграф», 2001.
  8. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд., СПб., ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 – 541 с.

Информация о работе Место собственности в реформировании экономики России