Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью свой работы я считаю рассмотреть все возможные методы государственного воздействия на рыночное равновесие, особое внимание обратить на финансовые, которые проявляется в ведении товарных налогов и дотаций; прямые, основой которых является установление фиксированных цен и введение квот; другие методы (товарная интервенция).

Содержание работы

Введение
1. Методы государственного воздействия на рыночное равновесие
1.1.Финансовые методы
1.2.Прямые методы
2. Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
2.2. Акцизы
2.3. Таможенные тарифы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме Методы государственного воздействия.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  морского и речного транспорта

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего и профессионального  образования

Волжской государственной  академии водного транспорта

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

Курсовая работа

по экономической теории

на тему:

“Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России”

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. У-11

1 курса факультета  экономики и управления

Головкина Дарья Андреевна

Руководитель: Юсупова Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Н.Новгород, 2008 год

 

 

Оглавление

Введение

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Равновесие - это такая ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения. Но не всегда  рынок и рыночное равновесие стабильно. Проблема стабильности рыночного равновесия и рынка в целом  очень актуальна сегодня.

Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка не представляется обходимым, так как рынок сам поддерживает свою сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойством стабильности, то регулирование необходимо.

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (нестабильность равновесия), но и в связи с решением макроэкономических задач – инфляция, безработица, проблемы полной занятости и многие другие задачи. Данное регулирование может иметь целью смещение равновесия, его сдвиг, приближение к нему или от него.

Целью свой работы я считаю рассмотреть все возможные методы государственного воздействия на рыночное равновесие, особое внимание обратить на финансовые, которые проявляется в ведении товарных налогов и дотаций; прямые, основой которых является установление фиксированных цен и введение квот; другие методы (товарная интервенция).

Как и в другой любой  стране, так и  в России  неизбежно  государственное вмешательство  в рыночную экономику. В процессе своей работы, я рассмотрю методы государственного регулирования в России, сделав основной акцент на введении товарных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных пошлин). Изучить их особенности, ставки, изменение ставок за определенный период.

 

 

 

 

1. Методы государственного воздействия на рыночное равновесие

1.1.Финансовые  методы

К финансовым методам  воздействия на рыночное равновесие относят введение товарных налогов  и товарных дотаций.

1.1.1. Введение товарных налогов

Товарные налоги-налоги, которые устанавливаются в процентном отношении к цене и абсолютном отношении к единицам товара. К этой группе налогов  можно отнести  НДС, акцизы  и  таможенную пошлину. Налог выступает как один из  рычагов регулирования рыночной системы, но такое регулирование  не нарушает законов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения товаров. Любой налог (прямой или косвенный) непременно включается в цену продаваемого товара. При сформировавшемся спросе всякое повышение цены (вследствие введения налога) вызывает эффект сокращения покупок подорожавших товаров. Производители отреагируют  на такую ситуацию сокращением производства товаров, так как спрос на них снизился.

Рассмотрим рис.1. Допустим, что правительство ввело налог  на данный товар в сумме T руб. на каждую единицу этого товара. Предположим, что налог вносится в государственный бюджет продавцами. До введения налога, линия

спроса занимала положение D1D1, а линия предложения- S1S1. Равновесная цена составляла P1, а равновесный объем продаж - Q1.

 

Рис.1. Воздействие товарного налога на рыночное равновесие при уплате его продавцами

Введение налога вызовет  параллельный сдвиг линии предложения  вверх на величину T.

Это происходит потому, что ранее  производители были согласны предложить на рынке количество товара Q1 по цене P1; теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена с включением налога будет на T руб. выше, чем равновесная цена P1. В этом случае производители получают цену без включения налога, равную прежней цене.  Новое равновесие  возникнет при  более высокой цене P2 и меньшем объеме

Q2.

Несмотря на то, что налог вносится в государственный бюджет

продавцами, налоговое бремя будут  ощущать как продавцы, так покупатели. Со стороны покупателей это будет проявляться в том, что они будут покупать товар по более высокой цене  P2(в сравнении с прежней ценой P1), причем количество приобретенных товаров  уменьшиться до Q2. Графически интерпретация налогового бремени покупателей представляет площадь прямоугольника P2E2AP1.Так называемый излишек покупателей, представляющий  их выгоду от достижения равновесного состояния,  соответственно уменьшиться. Со стороны продавцов введение товарного налога вызывает уменьшение цены, которую они реально получают с каждой единицы проданного товара(P3=P2-T, причем P3<P1). Таким образом, налоговое бремя продавцов можно графически представить в виде площади прямоугольника P1ABP3. Излишки продавцов, представляющие их выгоду от установления рыночного равновесия, так же уменьшаться.  

Товарный налог может вноситься не только продавцами, но  и покупателями. В этом случае происходит параллельный  сдвиг линии спроса вниз на T руб. Рассмотрим рис.2

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Воздействие на рыночное равновесие товарного  налога при уплате его  покупателями

 

 

Если раньше покупатели готовы были приобрести количество товара Q1 при цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если

только его цена без  налога будет на T руб. ниже. В этом случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. Новый объем  продаж Q2, цены P2 и P3 будут точно такими же, что и в случае, когда налог

вносится в бюджет продавцами.

Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком товарного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение товарного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, понижение цены, фактически получаемой продавцами.

Степень воздействия товарного налога на объем продаж

Степень воздействия  товарного налога на объем продаж зависит от наклонов линии спроса и предложения. На рис.3(а) показана ситуация, когда линия спроса и  линия  предложения имеют пологий наклон. Введение товарного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь  идет о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет пологий наклон. Линия предложения также имеет пологий наклон, поскольку производители при понижении цены на красные автомобили могут сократить  их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.

На рис.3(б) показана ситуация, когда линия спроса и линия  предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах. Введение товарного налога вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка. Повышение цен на сельскохозяйственные тракторы не вызовет  переключения спроса покупателей с данного вида техники на другой вид, так как объем спроса на сельскохозяйственные трактора не зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет крутой наклон.

                   

Рис. 3. Воздействие товарного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения.

 

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами

Распределение налогового бремени между покупателями и  продавцами зависит от соотношения  эластичности спроса и  эластичности предложения. На рис.4(а) эластичность предложения больше эластичности спроса. При введении товарного налога в размере T руб. на единицы товара, налоговое бремя будут ощущать как продавцы и покупатели.

P1, Q1 – равновесная цена и равновесный объем до введения товарного налога; P2, Q2 – равновесная цена и равновесный объем после введения товарного налога; P3 – цена, которую получит продавец (без налога); P2E2AP1 (налоговое бремя покупателей) = (P2-P1)*Q2;

P1ABP3 (налоговое бремя продавцов) = (P1-P3)*Q2. По рисунку видно, что площадь прямоугольника P2E2AP1 > площади прямоугольника P1ABP3-это значит, что предложение эластично. Продавцы на данном рынке занимают более выгодное положение, так как располагают большими возможностями по изменению объемов производства.

Противоположная ситуация представлена на рис.4(б),  где эластичность

спроса больше эластичности предложения.

P1, Q1 – равновесная цена и равновесный объем до введения налога; P2, Q2 – равновесная цена и равновесный объем после введения налога; P3 -; P2E2AP1 (налоговое бремя покупателей) = (P2-P1)*Q2; P1ABP3 (налоговое бремя продавцов) = (P1-P3)*Q2. По рисунку видно, что площадь прямоугольника P2E2AP1 < площади прямоугольника P1ABP3-это значит, что спрос эластичен.

Общая сумма налога составит величину T =T*Q2.

                 

Рис. 4. Распределение  налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения эластичности спроса и  предложения.

 

При неизменной эластичности предложения налоги вводятся на двух рынках с различной эластичностью спроса. Чтобы бы сделать ситуацию более наглядной, предположим, что  в первом  случае спрос совершенно эластичный, а во втором – абсолютно неэластичный.

На рис.5(а) представлен совершенно эластичный спрос. В этом случае при введении налога равновесная цена не изменяется, зато объем продаж заметно падает. Действительно, именно к таким последствиям приводит сдвиг кривой предложения вверх при горизонтальной кривой спроса. Схожей (малый подъем цен и большое падение производства) ситуацией будет и при высоко эластичном спросе, когда кривая спроса пройдет с небольшим наклоном. Эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров – субститутов, то есть товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысить цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товар заменитель. В силу равенства старой и новой цен в изображенном на рис.5(а) экстремальном случае с совершенно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за  близости цен без налогообложения и с налогообложением. За Q1 единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.

В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена изменилась (или почти не изменилась в более реалистичном случае), а налог государству надо платить.

На рис.5(б) представлен  абсолютно неэластичный спрос. В  данной ситуации, когда у потребителя  нет возможности ни перейти от подорожавшего вследствие введения налогов товара к более дешевому товару, ни отказаться от него совсем, равновесная цена поднимется сильно, а объем реализуемой продукции не сократится. Рост налоговых поступлений  в этих условиях будет велик. Ведь Q0 не сократилось, и налог уплачивается со всей этой товарной массы.

Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены. Все это хорошо видно на рис.5: цена P1 больше P0 на T. Это значит, что за вычетом налогов производитель получит же столько же, сколько получал (P1 – T = P0, или PS =P0). Зато все повышение налогов T отразится на повышении цены, то есть его придется полностью оплатить потребителю.

 

 

 

                   

Рис.5.  Распределение  налогов с продаж в условиях различной  эластичности спроса.

 

При более реалистичных допущениях – неэластичном, но не абсолютно  неэластичном спросе – на потребителя  ложится большая часть налогового бремени, но не большая доля ложится  и на производителя.

Рассмотрим теперь, что происходит при введении налогов на рынках с разной эластичностью предложения.

  1. Объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном предложении;
  2. При неэластичном предложении налоговое бремя ложится на производителей, а при эластичном – на потребителей.

Графически иллюстрация  ситуации   станет более понятной, если мы вспомним, что для производителя высокая эластичность предложения означает, в частности, возможность маневрировать условиями и результатами своей деятельности. Например, изменять ассортимент, технологию и объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя (рис.6(б)). И наоборот, производители с неэластичным предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей (данная ситуация представлена на рис.6(а)).

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. Распределение налогового бремени с продаж в условиях различной  эластичности предложения.

 

В целом результаты введения товарных налогов при разной степени  эластичности спроса и предложения приведены  в таблице № 1.

Информация о работе Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России