Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа
Целью свой работы я считаю рассмотреть все возможные методы государственного воздействия на рыночное равновесие, особое внимание обратить на финансовые, которые проявляется в ведении товарных налогов и дотаций; прямые, основой которых является установление фиксированных цен и введение квот; другие методы (товарная интервенция).
Введение
1. Методы государственного воздействия на рыночное равновесие
1.1.Финансовые методы
1.2.Прямые методы
2. Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
2.2. Акцизы
2.3. Таможенные тарифы
Заключение
Список использованной литературы
Таблица № 1
Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения
Чем выше эластичность предложения, тем: |
Чем выше эластичность спроса, тем: |
Выше рост цен |
Ниже рост цен |
Сильнее падение объема |
Сильнее падение объема |
Меньше налоговые поступления |
Меньше налоговые поступления |
Меньше потери производителя |
Больше потери производителя |
Больше потери потребителя |
Меньше потери потребителя |
Изъятие государством “незаработанного дохода”
Рассмотрим теперь возможность изъятия государством с помощью товарного налога так называемого ”незаработанного дохода”, который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры. На рис.7 D1D1 – первоначальное положение линия спроса; IS1, SS1, LS1 – линия предложения в мгновенном, коротком и длительном периоде. Первоначальное равновесие характеризуется равновесной ценой P1 и равновесным объемом Q2. Допустим, что спрос резко возрос, заняла и линия спроса заняла положение D2D2. В мгновенном периоде цена возросла до уровня P2, а затем по мере увеличения производства будет снижаться. В длительном периоде цена опуститься до уровня P3, объем продаж возрастет до Q3.
Обратим внимание на то, что при увеличении спроса прибыль предприятий, выпускающих данный товар, резко возрастет.
Рис.7. Изъятие государством с помощью товарного налога “незаработанного дохода”
Прирост прибыли в расчете на единицу составляет P2 - P1. Именно это увеличение прибыльности и стимулирует расширение производства данного товара. Но правительство может под давление общественного мнения отнестись к этой дополнительной прибыли как к “незаработанному доходу” и попытаться изъять с помощью товарного налога. Допустим, правительство вводит товарный налог размером P2 - P1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в государственный бюджет. Но одновременно с этим исчезают и все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положение соответственно SS2 и LS2. Точка E2 станет точкой равновесия, как в коротком, так и в длительном периоде. Никакого увеличения производства не произойдет. ”Справедливость” как бы восторжествовала, но в конечном итоге часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.
1.1.2. Введение товарной дотации
Товарная дотация – средства из государственного бюджета, направляемые для поддержки производителей определенных видов товаров, устанавливаются из расчета в процентном отношении к цене товара либо в рублях к единицам товара. При введении товарных дотаций размером V руб.
в расчете на единицу продукции предложение возрастает.
Рассмотрим рис.8. Допустим, что линия спроса и линия предложения занимали положения соответственно D1D1 и S1S1; P1, Q1 – равновесная
цена и равновесный объем.
Рис.8. Введение товарной дотации
Предположим, что правительство ввело дотации из государственного бюджета производителям данного товара размером V руб. в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз.
Если ранее производители готовы были предложить на рынке количество товара Q1 при цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если его цена без дотаций будет на V руб. ниже цены P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снизится до P3, цена для покупателей повысится до P2.
Площадь прямоугольника P1E2BP2 (дотация покупателей) =(P1 -P2)*Q2;
площадь прямоугольника P3ABP1 (дотация продавцов) =(P3 –P1)*Q2,
где P3 = P2 + V.
В случае, когда спрос менее эластичный чем предложение, то дотации покупателей меньше дотаций продавцов.
Общая сумма дотаций, выделенная из государственного бюджета производителям данного товара, составит величину V = V*Q2, то есть это площадь прямоугольника P2P3AE2.
Когда спрос более эластичный, чем предложение, дотации покупателей будут меньше дотаций продавцов.
1.2.Прямые методы
1.2.1. Установление фиксированных цен
Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивает общество. Государственное вмешательство в этом случае может
принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.
Рис.9. Фиксированная цена
Такие фиксированные цены могут быть двух типов:
Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед государством задачи, установление фиксированных цен одновременно приводят к следующим последствиям:
И в первом и во втором случае при свободном ценообразовании рынок мог выработать механизм вывода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем необходимо вмешательство государства. На основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению цены ниже равновесной государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к товарам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Такая ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая.
Вследствие введения фиксированных цен ниже равновесной цены возникает устойчивый дефицит (ОА-ОВ) (рис.9). Это означает, что, устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативным, чем при более высоких ценах. В конце концов, людям все равно, по какой причине они будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вина ложится на правительство, не умеющее управлять экономикой.
Другое негативное последствие установления цены ниже равновесной – черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования заключается в том, что часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут подтолкнуть разные обстоятельства – от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу “время – деньги”, до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшим доходом готовы платить за дефицитный товар большие деньги.
В сложившейся ситуации, контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену PA, но тогда они ограничат объем производства уровнем QB, соответствующим кривой предложения S.
Именно это фиксированный
Государство может ликвидировать дефицит в условиях фиксированных
цен двумя путями:
Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен.
Для ликвидации дефицита государство использовало товарные интервенции – закупка товара с целью повышения рыночной цены и продажа его с целью понижения цены. Так, на закупку импортной продукции тратились значительные финансовые средства, которые оплачивались за счет экспорта нефти и газа.
При установлении цены выше равновесной возникает избыток. Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что государство не может ограничиться только установлением фиксированных цен. Ведь в результате возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Сумма денег, направленная на эти цели из
государственного бюджета, графически равна площади прямоугольника QAABQB. Но на этом проблема не заканчивается. Государство не может выбросить закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельскохозяйственной продукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Государству приходиться увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования. В попытке сократить избыток продукции государство может прибегнуть к дополнительным административным нормам. Например, установить каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение. Это приведет к уменьшению предложения, сокращению избытка продукции.
Типичные ситуации вмешательства государства как экстренная мера
Может сложится неверное впечатление, что любое вмешательство в рыночный механизм ценообразования абсолютно недопустимо. В действительности существуют несколько типичных ситуаций, когда оно используется как экстренная мера.
Принципы гуманности не позволяют, например, отказывать в неотложной медицинской помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособный. В большинстве развитых стран даже частнопрактикующие врачи (не говоря уже о государственных клиниках) в случае неоказания экстренной помощи подлежат уголовной ответственности.
По этой же причине тяжелобольные бесплатно или с большими скидками отпускаются жизненно важные лекарства. В современной России, в частности, существует система льготных рецептов, позволяющих приобретать их со 100% и 50% скидкой. Льготными цены на такие лекарства являются только для пациентов, производителям же полная стоимость выплачивается за счет бюджета, для которого это может быть серьезной финансовой нагрузкой.
Например, введение карточек во время войн или катастрофических неурожаев. В подобных ситуациях только эта мера способна принудительно ограничить спрос всех социальных слоев на уровне необходимого минимума и, таким образом, сохранить жизнь максимальному числу людей. Решая ту же задачу распределения ограниченного объема продовольствия, рыночная система неизбежно создала льготы для богатых и, следовательно, могла бы вызвать гибель менее обеспеченных слоев населения. Кстати, действовавшая в нашей стране во время войны карточная система, бесспорно, принадлежала к числу весьма эффективных.
Государственная фиксация
цен в менее критической
Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной цене. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой – либо силой. При этом государственное вмешательство не только создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие.
1.2.2. Рационирование
Под рационированием обычно понимают установление, каких – то дополнительных, помимо денежных, ограничений на объемы покупок. Наиболее известными формами рационирования являются карточная система, талоны, купоны.
Карточная система широко использовалась в годы индустриализации(1929 – 1935), в период Великой Отечественной войны(1941 – 1945) и послевоенного восстановления (до 1947). В более спокойные периоды жизни страны дефицитные товары распределялись по спискам и предварительной записи, а главное – с помощью бесконечных очередей и установления норм отпуска товара. Фактически покупателя заставляли заплатить за товар две цены: деньгами и затратами времени и сил. Длинная очередь за колбасой была своеобразным механизмом ограничения спроса. Купить ее за один раз сверх установленной нормы отпуска было нельзя, а отстоять дважды – не было сил. Устанавливались приоритеты и льготы, когда товар доставался вне очереди определенным категориям населения, например, участникам Великой Отечественной войны или многодетным матерям. В конце 1980 – начале 1990 годов получило широкое распространение использование талонов на отдельные виды товаров, например, сахар, молоко, моющие средства и другие товары.
Информация о работе Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России