Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
ЗАДАЧИ?
Объект исследования – межбюджетные отношения в РФ.
Предмет исследования – состояние межбюджетных отношений в современной рыночной экономике РФ на региональном и муниципальном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ В РФ. 5
1.1 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ. 5
1.2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 12
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 18
2.1 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ И БЮДЖЕТАМИ РЕГИОНОВ). 18
2.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

+курсовая Вафиной 2 вариант.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ

 

Кафедра экономической теории и предпринимательства

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам в РФ»

 

 

Выполнила:    студентка 415 группы,

                                                                                               факультета

                                                                             управления,

                                                                     1 курса

                                                                                    Вафина Валерия                                                   

                                          Проверила:   кандидат экономических наук, доцент

                                                                                 Гончарова О.Ю.             

 

 

 

г.Ростов – на- Дону,

2013г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Межбюджетные  отношения свойственны всем государствам, имеющим административно-территориальное деление. Российская Федерация в силу особенностей государственного устройства имеет развитую систему межбюджетных отношений федерального типа. 
Межбюджетные отношения проявляются как функционирование многоуровневой бюджетной системы, в которой каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Основные проблемы совершенствования межбюджетных отношений сконцентрированы в сфере упорядочения и разграничения бюджетных полномочий органов власти и соответственно в сфере распределения бюджетных и налоговых полномочий.

Тема курсовой работы актуальна потому, что отношения  бюджетного федерализма являются одной  из наиболее динамично развивающихся  сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения. Уточнены пропорции распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, проведена корректировка бюджетных взаимосвязей, движения и направлений финансовых потоков путем реализации на практике новых подходов к разграничению доходов и расходов, к развитию механизма межбюджетных трансфертов. В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся

 

дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.  
В связи с этим, важными остаются вопросы дальнейшего совершенствования организации и регулирования межбюджетных отношений, адекватного целям и задачам социально-экономического развития страны и ее территорий, разработки эффективного механизма реализации потенциала межбюджетного перераспределения.  
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Афанасьева М.П., Батурина Л.А., Нестеренко Т.Г., Родионовой В.М., Федоткина В.И и др.

Цель написания  курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.

ЗАДАЧИ? 
Объект исследования – межбюджетные отношения в РФ.  
Предмет исследования – состояние межбюджетных отношений в современной рыночной экономике РФ на региональном и муниципальном уровнях.

Поставленная  мною цель, определяет структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и  списка использованной литературы. 
ОТФОРМАТИРОВАТЬ.

Глава 1 Межбюджетные отношения: сущность и эволюция в РФ.

1.1 Межбюджетные отношения: сущность, принципы, методы.

Межбюджетные отношения  представляют собой совокупность отношений  между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения  и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.1Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.

Прежде всего, следует рассмотреть сам термин "бюджетный федерализм". Это экономическое понятие, не связанное с государственным политическим устройством и характеризующее многоуровность бюджетной системы любого государства. Согласно стандартной бюджетной методики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существует три уровня власти - центральные, региональные (штаты в США, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и т.д.) и местные.2 Каждый уровень власти имеет свой бюджет и действует в рамках собственных бюджетных полномочий. Автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и их (бюджетов) взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах, и называются бюджетным федерализмом. Хотя политическое устройство (унитарное или федеративное), безусловно, накладывает отпечаток на характер бюджетной системы, определяющим фактором служит степень централизации государственного управления.

 

Типы моделей  бюджетного федерализма мало изучены. ДА НЕПРАВДА! Интересным и полезным для анализа представляется произведенная английскими специалистами Г.Хьюзом и С.Смитом группировка стран ОЭСР (за исключением стран с малой численностью населения - Новой Зеландии, Ирландии и Люксембурга) в соответствии с такими признаками, как схожесть подходов к регулированию межбюджетных отношений, особенности исповедуемой философии бюджетного федерализма, соотношение ролей центральных и субнациональных властей.3 В результате 19 стран ОЭСР были разбиты на четыре группы. В первую группу были включены три федеративных - Австралия, Канада и США и два унитарных - Великобритания и Япония государства. Во вторую группу вошли страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. В третью - федеративные страны Западной Европы: Австрия, Германия и Швейцария. И в четвертую - южные и западные европейские страны: Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания. При всей условности такого деления бюджетным системам сгруппированных стран свойственны определенные общие черты. Первая группа характеризуется относительно большей самостоятельностью региональных и местных властей, опирающейся на широкие налоговые полномочия, вторая - особенно высокой долей участия нецентральных властей в финансировании социальных расходов, третья - существенной степенью автономности бюджетов разного уровня в сочетании с развитой системой их сотрудничества и четвертая - значительной финансовой зависимостью регионов от центрального бюджета. В самом общем виде можно выделить два типа моделей - децентрализованные и кооперативные.

Децентрализованные модели обладают следующими основными особенностями:

1) Из трех главных функций  государственных органов власти  и управления – макроэкономической  стабилизации, перераспределения национального  дохода и производства государственных  товаров и услуг (обычно последняя  называется функцией распределения ресурсов) - первые две чаще всего (в крайнем случае - полностью) относятся к сфере деятельности центрального правительства, а третья делится между тремя уровнями власти, но считается важнейшей в деятельности субнациональных правительств, что в целом соответствует оптимальной теоретической модели бюджетного федерализма.4

2) Наделение полномочий  по налогообложению разных уровней  власти происходит в соответствии  с указанным распределением функций.  Налоговыми источниками центрального бюджета становятся такие виды налогов, как подоходные на физических и юридических лиц, а также акцизное и таможенное обложение, тогда как субнациональные бюджеты довольствуются второстепенными источниками - налогами на товары и услуги, имущество и земельные участки.

3) Признается высокая  степень финансовой независимости  и самостоятельности региональных  властей. Это фактически может  привести к отказу центрального  правительства от контроля за  бюджетной деятельностью региональных  органов, безразличному отношению к проблеме горизонтальных дисбалансов и региональных бюджетных дефицитов, отсутствию ответственности по их долгам. Финансовым обеспечением независимости и самостоятельности регионов служит предоставление им права совместного (федерально-регионального) использования налоговых баз. Иногда они имеют возможность вводить любые налоги, кроме тех, которые могут нарушать межрегиональную и внешнюю торговлю государства. Проблема устранения острых горизонтальных диспропорций решается главным образом путем предоставления целевых грантов, которые обычно выражаются в форме прямых трансфертов нуждающимся категориям населения.

Примером децентрализованной модели служит американский вариант  бюджетного федерализма. Следует, однако, отметить, что более широкое распространение в мире получила не децентрализованная, а кооперативная модель бюджетного федерализма. Для данной модели характерны:

- сравнительно более широкое  участие региональных властей  в перераспределении национального  дохода и макроэкономической  стабилизации, что ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных государственных структур;

- повышение роли региональных  властей в системе распределения  налоговых доходов, в том числе  и национальных;

- активная политика горизонтального  бюджетного выравнивания, повышенная ответственность центра за состояние региональных государственных финансов, уровень социально-экономического развития территорий, что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей. В крайнем случае это может выражаться в высокой степени централизации управления и превращении региональных властей фактически в агентов центральных структур. Кооперативные модели бюджетного федерализма используют многие европейские государства и прежде всего скандинавские страны. В РФ применяется прагматическая модель межбюджетных отношений кооперативного типа.5

Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию  и принципы ее построения принято  называть бюджетным устройством. Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.

По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, включающее равноправные субъекты. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.                                                                       Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации  бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.                                                                                 Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

Для централизованной бюджетной системы  характерна высокая степень концентрации налоговых и иных поступлений  в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого  межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем  предоставления им разнообразных субсидий. Децентрализация бюджетной системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем перераспределяемых средств, но почти никогда не избавляет полностью от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это обусловлено минимум двумя главными

мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось на практике обеспечить полного  соответствия величины налоговых и  иных бюджетных доходов объему расходных  обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов исходя из общегосударственных приоритетов.

Основной инструментарий межбюджетного  выравнивания - межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным  бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных  фондов (фонды финансовой поддержки  территорий, фонды территориального развития и др.).

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

- распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы Российской  Федерации;

- разграничения на постоянной  основе и распределения по  временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства  бюджетных прав муниципальных  образований;

- выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Информация о работе Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам в РФ