Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:11, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
ЗАДАЧИ?
Объект исследования – межбюджетные отношения в РФ.
Предмет исследования – состояние межбюджетных отношений в современной рыночной экономике РФ на региональном и муниципальном уровнях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ В РФ. 5
1.1 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ. 5
1.2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 12
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 18
2.1 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ И БЮДЖЕТАМИ РЕГИОНОВ). 18
2.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Курсовая работа
На тему:
«Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам в РФ»
Выполнила: студентка 415 группы,
Проверила: кандидат экономических наук, доцент
г.Ростов – на- Дону,
2013г.
Оглавление
Межбюджетные
отношения свойственны всем государствам,
имеющим административно-
Межбюджетные отношения проявляются как
функционирование многоуровневой бюджетной
системы, в которой каждый уровень власти
располагает собственным бюджетом и действует
в пределах закрепленных за ним бюджетных
полномочий. Основные проблемы совершенствования
межбюджетных отношений сконцентрированы
в сфере упорядочения и разграничения
бюджетных полномочий органов власти
и соответственно в сфере распределения
бюджетных и налоговых полномочий.
Тема курсовой работы актуальна потому, что отношения бюджетного федерализма являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения. Уточнены пропорции распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, проведена корректировка бюджетных взаимосвязей, движения и направлений финансовых потоков путем реализации на практике новых подходов к разграничению доходов и расходов, к развитию механизма межбюджетных трансфертов. В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся
дифференциация социально-экономического
положения субъектов Федерации, рост числа
дотационных территорий. На региональном
уровне организация межбюджетных отношений
вообще не обладает достаточной теоретической
и методической проработкой с учетом муниципальной
реформы.
В связи с этим, важными остаются вопросы
дальнейшего совершенствования организации
и регулирования межбюджетных отношений,
адекватного целям и задачам социально-экономического
развития страны и ее территорий, разработки
эффективного механизма реализации потенциала
межбюджетного перераспределения.
Данная тема достаточно подробно освещена
в научных трудах следующих авторов: Афанасьева
М.П., Батурина Л.А., Нестеренко Т.Г., Родионовой
В.М., Федоткина В.И и др.
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
ЗАДАЧИ?
Объект исследования – межбюджетные отношения
в РФ.
Предмет исследования – состояние межбюджетных
отношений в современной рыночной экономике
РФ на региональном и муниципальном уровнях.
Поставленная
мною цель, определяет структуру работы.
Она состоит из введения, двух глав,
четырёх параграфов, заключения и
списка использованной литературы.
ОТФОРМАТИРОВАТЬ.
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.1Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.
Прежде всего, следует рассмотреть сам термин "бюджетный федерализм". Это экономическое понятие, не связанное с государственным политическим устройством и характеризующее многоуровность бюджетной системы любого государства. Согласно стандартной бюджетной методики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существует три уровня власти - центральные, региональные (штаты в США, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и т.д.) и местные.2 Каждый уровень власти имеет свой бюджет и действует в рамках собственных бюджетных полномочий. Автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и их (бюджетов) взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах, и называются бюджетным федерализмом. Хотя политическое устройство (унитарное или федеративное), безусловно, накладывает отпечаток на характер бюджетной системы, определяющим фактором служит степень централизации государственного управления.
Типы моделей бюджетного федерализма мало изучены. ДА НЕПРАВДА! Интересным и полезным для анализа представляется произведенная английскими специалистами Г.Хьюзом и С.Смитом группировка стран ОЭСР (за исключением стран с малой численностью населения - Новой Зеландии, Ирландии и Люксембурга) в соответствии с такими признаками, как схожесть подходов к регулированию межбюджетных отношений, особенности исповедуемой философии бюджетного федерализма, соотношение ролей центральных и субнациональных властей.3 В результате 19 стран ОЭСР были разбиты на четыре группы. В первую группу были включены три федеративных - Австралия, Канада и США и два унитарных - Великобритания и Япония государства. Во вторую группу вошли страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. В третью - федеративные страны Западной Европы: Австрия, Германия и Швейцария. И в четвертую - южные и западные европейские страны: Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания. При всей условности такого деления бюджетным системам сгруппированных стран свойственны определенные общие черты. Первая группа характеризуется относительно большей самостоятельностью региональных и местных властей, опирающейся на широкие налоговые полномочия, вторая - особенно высокой долей участия нецентральных властей в финансировании социальных расходов, третья - существенной степенью автономности бюджетов разного уровня в сочетании с развитой системой их сотрудничества и четвертая - значительной финансовой зависимостью регионов от центрального бюджета. В самом общем виде можно выделить два типа моделей - децентрализованные и кооперативные.
Децентрализованные модели обладают следующими основными особенностями:
1) Из трех главных функций
государственных органов
2) Наделение полномочий
по налогообложению разных
3) Признается высокая
степень финансовой
Примером децентрализованной
модели служит американский вариант
бюджетного федерализма. Следует, однако,
отметить, что более широкое
- сравнительно более широкое
участие региональных властей
в перераспределении
- повышение роли региональных
властей в системе
- активная политика
Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством. Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.
По своему устройству Российская Федерация
- суверенное, целостное, федеративное
государство, включающее равноправные
субъекты. Их несколько видов: республики,
края, области, автономная область, автономные
округа, города федерального значения.
Поэтому в стране должен выполняться принцип
бюджетного федерализма. В мировой практике
сущность бюджетного федерализма определяется
как нормативно-законодательное установление
бюджетных прав и обязанностей двух равноправных
сторон - федеральных и региональных уровней
власти и управления, правил их взаимодействия
на всех стадиях бюджетного процесса,
методов частичного перераспределения
бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной
системы.
Характер взаимодействия бюджетов
различных уровней между собой,
его нормативно-правовое закрепление,
уровень централизации и
Межбюджетные отношения - это отношения
между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления, связанные
с формированием и исполнением соответствующих
бюджетов.
Для централизованной бюджетной системы характерна высокая степень концентрации налоговых и иных поступлений в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем предоставления им разнообразных субсидий. Децентрализация бюджетной системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем перераспределяемых средств, но почти никогда не избавляет полностью от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это обусловлено минимум двумя главными
мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых и иных бюджетных доходов объему расходных обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов исходя из общегосударственных приоритетов.
Основной инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).
Межбюджетные отношения
- распределения и закрепления
расходов бюджетов по
- разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав
- выравнивания уровней
Информация о работе Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам в РФ