Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:36, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Процессы консолидации и реструктуризации в банковском секторе стран СНГ стали важными предпосылками для налаживания взаимодействия между их финансовыми институтами, в том числе путем расширения сети корреспондентских отношений, создания совместных банков, взаимного участия в капитале действующих банков, открытия филиалов и отделений банков на территории стран Содружества. Развивается структура и наращиваются объемы операций на финансовых рынках стран СНГ. Наиболее активным и организованным его сегментом на сегодня является валютный рынок, который выступает главным элементом национальных валютных систем.
В течение последнего десятилетия большинство стран Содружества достигли внутренней конвертируемости национальных валют, курс которых теперь складывается на внутреннем валютном рынке на основе спроса и предложения, а официальный курс определяется через рыночный.
Основу валютного рынка государств СНГ составляет организованный биржевой валютный рынок — его средневзвешенная доля в 2000 г. была равна 47%, совершенствуются и расширяются операции на межбанковском валютном рынке. Важным фактором развития валютных рынков СНГ стало применение современных технологий и новых финансовых инструментов в торговле национальной валютой. Практически все страны СНГ в той или иной мере были затронуты мировым финансовым кризисом 1998 г., который привел к снижению
курсов их национальных валют и вынудил центральные (национальные) банки отказаться от фиксированных паритетов. «Плавающие» валютные курсы ввели Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Украина. Тем не менее их центральные (национальные) банки не отказались от политики стабилизации курсов национальных валют.9
После
финансового кризиса курсы
Одним
из наиболее перспективных сегментов
финансового рынка является фондовый
рынок, хотя только в России и Киргизии
его капитализация в настоящее
время составляет значимую величину
— 44 и 24% соответственно — по отношению
к национальному ВВП. Будучи механизмом
перераспределения капитала, фондовые
рынки СНГ способны оказать существенное
влияние на динамику развития и структуру
национального хозяйства. Вместе с тем
следует отметить: позитивные изменения
в системе экономических и финансовых
отношений стран СНГ еще не столь велики,
чтобы радикально влиять на ситуацию на
их фондовых рынках. В то же время, оставаясь
разрозненными и неконсолидированными,
финансовые рынки государств Содружества
по-прежнему низко ликвидны и поэтому
малопривлекательные для инвесторов.
2.2.
Проблемы взаимных
экономических отношений.
К концу 90-х годов странам СНГ удалось преодолеть наблюдавшуюся с момента распада СССР тенденцию к переориентации внешнеторговых потоков на третьи страны. Постепенно увеличивается доля взаимной торговли в общем внешнеторговом обороте государств Содружества. Для Белоруссии, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Украины страны СНГ стали главными торговыми партнерами — на них приходится от 40 до 60% внешнеторгового оборота. Рост экономики в странах Содружества способствует активизации взаимной торговли, благоприятно сказывается на деловой активности сопредельных государств.
Вместе с тем почти все страны СНГ, за исключением Белоруссии и Молдавии, имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию экспорта. В большинстве из них на долю нескольких видов сырья и полуфабрикатов приходится от 60 до 85% стоимости вывозимых за границу товаров. В результате их экономическое развитие, внутреннее финансовое положение и состояние валютного рынка, в том числе и курс национальной валюты, в значительной степени зависят от конъюнктуры мировых товарных рынков. Кроме того, весомая доля сырья в экспорте стран СНГ приводит к тому, что основная часть расчетов между ними ведется в свободно конвертируемых валютах, прежде всего в долларах США, поскольку в них традиционно устанавливаются мировые цены на большинство видов сырья. Таким образом, в области внешней торговли перед странами Содружества стоит общая задача — снизить зависимость экспорта от сырьевых товаров, диверсифицировать структуру экспорта, повысив в ней долю готовой и высокотехнологичной продукции.
Перспективы диверсификации экспорта стран СНГ во многом связаны с развитием взаимной торговли, повышением роли внутриотраслевого обмена, развитием кооперации между предприятиями. При этом очевидно, что по мере диверсификации экспорта будет усиливаться и роль национальных валют во взаимных расчетах. Главная на сегодняшний день проблема в валютно-платежных отношениях стран СНГ, которую им предстоит преодолеть, — это высокая степень долларизации взаимных расчетов и низкая доля в них национальных валют. В структуре расчетов внутри СНГ и оборотов национальных валютных рынков значительную долю занимают свободно конвертируемые валюты, главным образом доллар США, на который приходится более 80% проводимых операций, тогда как доля денежных единиц стран СНГ не превышает 5–10%. При этом, по данным ВТО1, доля Содружества в общем объеме экспорта стран СНГ составляла 20%, а в импорте — 41%, что свидетельствует о высоком уровне взаимной торговой зависимости. В рамках Содружества степень использования национальных валют в расчетах и на валютном рынке (3–5%) не соответствует доле государств СНГ во взаимном товарообороте (30–45%).10
Безусловно, более широкое использование национальных валют во взаимных расчетах способствовало бы увеличению внешнеторгового оборота, получению странами СНГ дополнительных преимуществ в рамках международного разделения труда, росту экономики, использованию выгод взаимной кооперации и интеграции.
В настоящее время предприятия стран Содружества, желающие торговать с партнерами по СНГ, сталкиваются с проблемами информационного характера: они не знают, можно ли осуществлять расчеты в национальных валютах, каков обменный курс между валютами СНГ, можно ли конвертировать валюты, и если можно, то как и где. В результате расчеты осуществляются в долларах, а от этого страдает взаимная торговля.
Операции на рынке валют стран Содружества проводит очень ограниченное число банков (не более 10) из других стран СНГ. Между тем по состоянию на июнь 2000 г. в них насчитывалось свыше 1800 действующих коммерческих банков, большинство из которых работали с долларами. Получается, что финансовые учреждения государств Содружества проводят операции с валютами третьих стран, но не с валютами СНГ.
Основная
причина, по которой банки и предприятия
СНГ не используют национальные валюты
во взаимных расчетах, заключается
в отсутствии общего валютного рынка
Содружества и взаимной конвертируемости
национальных валют. Между тем в 1999 г. взаимный
торговый оборот этих стран достиг 45 млрд
долларов. Сейчас валюты стран СНГ обмениваются
друг на друга в основном через доллар
США. Такое положение нельзя считать нормальным.
Оно ведет не только к чрезмерному росту
трансакционных издержек, но и к совершенно
неоправданному риску, поскольку операторы
из двух стран Содружества оказываются
в зависимости от динамики американской
валюты, которая складывается в результате
изменения экономической конъюнктуры
в США и на международных валютных рынках.
Если бы страны Содружества смогли обеспечить
взаимную конвертируемость своих, то участники
внешнеэкономических отношений могли
бы использовать национальные валюты
во взаимных расчетах, сократились бы
расходы на банковские комиссии и — что
особенно важно — существенно уменьшилась
бы потребность в свободно конвертируемых
валютах.11
2.3.
Валютная политика
и валютное законодательство
стран СНГ.
С точки зрения перспектив интеграции в валютно-финансовой сфере очень важно понять, насколько сопоставимы валютные законодательства государств Содружества, насколько они близки, в каком направлении развиваются и как соотносятся векторы их развития. Но и изучение валютного законодательства стран СНГ не даст полной картины вне связи с конкретными мерами валютной политики, формирующейся на основе действующих нормативных актов.
Задача либерализации валютных операций возникла в российской экономике уже на начальном этапе рыночных преобразований. Отказавшись от всеобщего контроля за операциями с иностранной валютой, государство столкнулось с проблемой определения границ свободы в рассматриваемой сфере. Движение в части формирования нового валютного режима шло главным образом путем проб и ошибок.
Первоначально был взят курс на максимальную либерализацию экономики в соответствии с идеями либеральных экономических теорий. В валютной сфере этот курс проявился, пожалуй, в наибольшей степени. Он выразился в либерализации как внешнеторговой деятельности, так и операций с капиталом. Валютный рынок России развивался достаточно динамично.
В 1995 г. началось ужесточение денежно-кредитной политики и проведение ряда других мер по борьбе с инфляцией. Все это в сочетании с ужесточением нормативов на лимит открытой валютной позиции и повышением ставок обязательного резервирования по валютным депозитам привело к тому, что в динамике курса доллара произошел перелом. В этой ситуации было принято решение изменить режим обменного курса, перейти к использованию валютного коридора. Новый режим позволял экономическим агентам формировать более или менее определенные ожидания относительно будущей динамики стоимости национальной валюты. Дело в том, что относительно стабильный номинальный курс национальной валюты в условиях сохраняющейся умеренной инфляции вел к увеличению реального курса рубля. С одной стороны, это способствовало стабилизации финансовой системы, но с другой — наносило удар по интересам отечественных экспортеров.
В конце 1997— начале 1998 г. проводилась политика, направленная в первую очередь на поддержание неизменности реального курса рубля. Были определены основные черты валютной политики на период до 2000г. Они заключались в отказе от достаточно узких границ валютного коридора и в использовании концепции так называемого центрального курса рубля и допустимых отклонений от этого курса. Такой режим был свойствен ряду стран с рыночной экономикой, но Россия в результате двигалась как бы в обратном направлении. Вместо установления той или иной разновидности фиксированного курса в ходе осуществления финансовой стабилизации она начала проводить соответствующую политику позднее, когда на валютный рынок стал оказывать большое влияние приток средств нерезидентов, и особенно спекулятивная их составляющая.
В силу ряда причин, в том числе лежащих в валютной сфере, в августе 1998 г. в стране разразился финансовый кризис. Рубль стремительно падал. Центральный банк вынужден был уйти с торгов, так как в этой ситуации только он один выступал в роли продавца долларов США. В конце концов было принято решение перейти к системе электронных лотовых торгов и отказаться от режима валютного коридора. Однако подобный шаг не мог сдержать дальнейшего падения национальной валюты.
По-видимому, только благодаря достаточно жесткой бюджетно-налоговой политике и предотвращению значительного расширения ликвидности обменный курс к началу 2000 г. установился на относительно устойчивом уровне. По итогам 1999 г. имело место даже удорожание рубля в реальном выражении.
Анализ эволюции валютного законодательства и его практической реализации в странах СНГ позволяет сделать ряд общих выводов12. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что значительная часть норм, содержащихся в основных законах, относящихся к сфере валютного регулирования и валютного контроля, практически совпадает у разных стран Содружества. Сюда относятся нормы, регламентирующие деятельность уполномоченных банков, устанавливающие порядок безналичных расчетов юридических лиц, определяющие основные направления валютного контроля, и многие другие.
Если рассматривать валютное регулирование в динамике, то можно прийти к выводу, что большинству стран СНГ была свойственна тенденция к ослаблению жестких мер на этапе трансформации, следовавшем за финансовой стабилизацией. Зачастую либерализация проводилась и раньше, но в таком случае она могла стать катализатором дополнительных проблем в валютной сфере. Наиболее яркими проявлениями отмеченной тенденции служат снижавшиеся нормативы обязательной продажи валютной выручки, устранение практики множественности валютных курсов, снятие ограничений на отклонение рыночного курса от официального, облегчение порядка ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т.д.
Общий порядок либерализации шел в принципе достаточно стандартно, как это характерно и для стран с развитой рыночной экономикой, — от снятия ограничений по текущим операциям к смягчению порядка осуществления операций с капиталом и финансовыми инструментами. И все же следует указать на ряд отличительных черт. Во-первых, сказывалась необходимость привлечения иностранных инвестиций, заставлявшая многие страны СНГ отказываться от соответствующих ограничений. Во-вторых, доминирующая в 90-е годы теоретическая установка на преимущества свободного движения факторов производства привела к тому, что многие страны Содружества решили реализовать ее на практике, сняв ограничения почти по всем статьям платежного баланса. Важную роль играло и сознательное желание создать благоприятное впечатление у международных финансовых организаций.
Наступление финансовых кризисов сначала на развивающихся рынках Юго-Восточной Азии, а затем и в России внесло коррективы в общее направление валютного регулирования в странах СНГ. Многие из них пошли на введение валютных ограничений, хотя некоторые отказались от этой практики. Обе позиции объяснимы. В первом случае возникает желание отгородиться от внешнего дестабилизирующеего влияния, но оно может ни к чему не привести, если проблемы имеются в валютной сфере внутри страны. К числу подобных проблем относится, например, высокий уровень долларизации (речь идет о совокупном уровне, включая налично-денежный и внешний сегменты).