Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:36, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
В случае сохранения либерального режима страны надеялись на автоматическую поддержку со стороны международных финансовых организаций. Но такая поддержка могла и не поступить — в то время было ясно, что некоторые ограничения реально блокируют внешнее спекулятивное воздействие на валютный рынок. Вновь введенные ограничения, как и предполагали их инициаторы, были обречены на короткую жизнь. По мере стабилизации обменных курсов валют начался процесс снятия этих ограничений и возвращения на общий путь либерализации. Иногда ограничения отменялись даже в то время, когда на валютном рынке продолжались потрясения.
Большинство стран СНГ понимает, что изолировать свою экономиику от международных рынков в современном мире, когда преобладает свободное движение факторов, в принципе бесперспективно. Но ясно и другое. Проблема ограничения оттока капитала из целого ряда стран с переходной экономикой остается острой, и для ее преодоления требуется арсенал разнообразных мер, в том числе ужесточение валютного режима. Страны с развитой рыночной экономикой постепенно перешли в вопросе борьбы с движением нелегального капитала от валютного к финансовому контролю. Страны с переходной экономикой в этом отношении явно отстают, в том числе и из_за отсутствия соответствующего аппарата, который мог бы осуществлять подобный контроль.
Не
меньше вопросов возникает в странах
СНГ при определении
Со всей очевидностью выяснилось далее, что практика множественности валютных курсов в конечном итоге лишь маскирует проблемы, но не решает их. При возникающих дисбалансах курс теневого рынка начинает расти, а его разница с официальным курсом — увеличиваться. Так что рано или поздно государству все равно приходится проводить соответствующие мероприятия по либерализации.
Отдельным вопросом является выбор режима обменного курса на разных стадиях трансформации. В принципе, существуют два основных подхода к реализации финансовой стабилизации в условиях высокой инфляции — использование в качестве «якоря» денежной массы (монетаристский или ортодоксальный подход) или валютного курса (гетеродоксный подход). Большинство стран СНГ выбрали для себя вариант стабилизации, основанный на контроле за денежной массой, в том числе и под влиянием международных финансовых институтов. На практике многие из них при достижении финансовой стабилизации применяли гетеродоксный подход.
В период, когда происходит процесс либерализации в валютной сфере, перед руководством страны встает дилемма: избрать ли режим плавающего обменного курса и проводить независимую денежно-кредитную политику либо остановить свой выбор на той или иной разновидности фиксации обменного курса, но при ограничении денежно-кредитной политики. Ряд стран, вводя валютный коридор, по сути отдали предпочтение второму варианту, «забыв» о существовавшем ограничении: не проводя стерилизации притока иностранного капитала, они столкнулись с проблемами при обратном движении средств нерезидентов. Выбор какой-либо разновидности фиксированного курса целесообразен в условиях высокой или умеренной инфляции, но он должен сочетаться с сохранением действенных ограничений на отток капитала.
Некоторые страны СНГ все же начали с введения режима фиксированного курса для своих валют и довольно быстро отказались от него. Основная причина здесь заключалась опять же в недооценке определенных ограничений. При введении фиксированного курса в условиях высокой инфляции необходима его первоначальная значительная недооценка. Но вновь созданные независимые государства, желая сохранить «престиж» своих валют, не пошли на этот шаг. Частые смены фиксированного курса, происходившие в отдельных странах, фактически сводят на нет все его преимущества, связанные с формированием стабильных ожиданий. Поэтому наиболее предпочтителен был бы вариант режима заранее объявляемой «ползучей привязки».
Немаловажной проблемой, требующей своего решения, в большинстве стран СНГ по-прежнему остается долларизация экономики. Если она представлена в основном депозитами в иностранной валюте в национальной банковской системе, то основными рецептами в таком случае могут быть увеличение процентных ставок по вкладам в отечественной валюте и снижение степени неопределенности колебаний валютного курса (например, с помощью какой-либо разновидности его фиксации). Дополнительные сложности возникают при наличии значительного налично-денежного или внешнего компонента.
Тогда необходимо принимать меры по повышению доверия к национальной банковской системе (подробное их рассмотрение не входит в задачу настоящего исследования) и препятствию оттока капитала. Наконец, особого рассмотрения требует вопрос о координации действий государств Содружества в валютной сфере. Перспективы у процесса интеграции, безусловно, имеются, о чем говорит, например, сотрудничество на уровне коммерческих структур. В частности, происходит расширение Международной ассоциации бирж стран СНГ, которая способствует в том числе сотрудничеству в валютной сфере.
В
настоящее время наиболее актуальной
является проблема валютной интеграции
России и Белоруссии. Последние события
показывают готовность белорусской
стороны пойти на ряд уступок
в области валютного
2.4.
Пути валютно-финансовой
интеграции стран
СНГ.
В 1991 г. советский рубль из денежной единицы СССР превратился в валюту каждой из пятнадцати его бывших республик. До середины 1993 г. эмиссию наличных рублей осуществлял исключительно Банк России, тогда как центральные банки остальных вновь созданных государств выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был Кредитную эмиссию рублей в пределах установленных лимитов могло осуществлять любое государство. На деле же все они прибегали к нелимитированной эмиссии.
В октябре 1992 г. восемь участников СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан и Украина) заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. Однако идея не была реализована, и все страны стали вводить национальные валюты. В июле 1993 г. после введения нового российского рубля Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили соглашение о создании рублевой зоны на основе российского рубля (денежно-кредитную и эмиссионную политику планировалось доверить Центральному банку Российской Федерации). В том же году был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994_м подписано Соглашение о Платежном союзе. По ряду объективных и субъективных причин продвижение вперед в данной области шло медленно, и результаты интеграции оставались весьма скромными. Дальнейшее развитие было тесно связано с процессами повышения эффективности рыночных преобразований, решения проблемы неплатежей, согласования и координации действий стран в решении экономических проблем, совершенствования нормативно-правовой базы их отношений и механизма ее реализации.14
В 1999–2000 гг. валютно-финансовое сотрудничество стран СНГ стало активизироваться. Развитию финансового и экономического взаимодействия стран Содружества благоприятствуют происходящие в их хозяйстве позитивные сдвиги: структурные макроэкономические преобразования, укрепление и повышение финансовой надежности банков, стабилизация макроэкономической и валютно-финансовой ситуации, положительные изменения в динамике важнейших макроэкономических и социальных показателей. Крайне важно, что сейчас валютно-финансовое сотрудничество стран СНГ развивается на двух уровнях — на государственном и на уровне бизнеса. В силу разной по площади территории, занимаемой странами Содружества, и существенных отличий в их макроэкономической политике сотрудничество в рамках СНГ станет плодотворным, если оно будет подкреплено взаимодействием на микроуровне,
т.е. между предприятиями и бизнес структурами. Важнейшей движущей силой валютно-финансовой интеграции в СНГ должна и может стать именно интеграция снизу, которая в последнее время довольно успешно развивается на базе системы многосторонних отношений между финансовыми институтами, и особенно валютными и фондовыми биржами стран СНГ.
В 1999 г. Межгосударственный валютный комитет (МВК) СНГ возобновил начатую в 1995 г. работу над концепцией сотрудничества стран СНГ в валютной сфере. На прошедшем в апреле 2001 г. заседании МВК было отмечено, что странам СНГ удалось значительно продвинуться в вопросе формирования общего взгляда на цели и формы валютно-финансовой интеграции, согласовать позиции по многим аспектам сотрудничества. 15
В
рамках СНГ идет разработка общей
концепции валютного
система
Содружества, учрежденная в декабре
2000 г. банками и другими
Пять стран, подписавшие в октябре 2000 г. соглашение о ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан), почти сразу предприняли попытку разработать модельные законы, в том числе в валютно-финансовой сфере. По оценке некоторых специалистов перспективы ЕАЭС в этом плане значительно лучше, чем у СНГ в целом, поскольку у «евразийцев» присутствует ярко выраженная экономическая и политическая мотивация. Планируемый союз России и Белоруссии, безусловно, будет иметь совершенно иную природу, нежели валютное сотрудничество на остальном пространстве СНГ. Его правила и принципы будут непригодны для отношений между другими странами Содружества. По мнению экспертов, в рамках данного валютного блока реально использование российского рубля в качестве законного платежного средства на всей территории Союзного государства России и Белоруссии, что и зафиксировано в союзном договоре.
Суммируя сказанное, можно выделить четыре наиболее актуальные задачи в области валютно-финансового сотрудничества стран СНГ.
1.
Постепенно расширять
2.
Создавать механизмы,
3.
Продвигаться к унификации