Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение международной экономической интеграции, ее сущности, этапов и разновидностей в разных регионах.
Задачи:
Исследовать международную интеграцию;
Рассмотреть этапы интеграции;
Изучить развитие интеграции в разных регионах.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………………….3
Экономическая интеграция…….………………… …………………………..4
1.1 Понятие международная экономическая интеграция…………..……...4
1.2 Этапы международной экономической интеграции…………..……….6
1.3 Формы международной экономической интеграции……………..…...11
1.4 Предпосылки и цели международной экономической интеграции….13
2. Основные интеграционные группировки мира………….……...…………..17
2.1 Преимущества и недостатки экономической интеграции…..………...41
Заключение…………………………………………………………….…………43
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Международная экономическая интеграция.docx

— 321.44 Кб (Скачать файл)

Этот союз имеет место лишь в  Западной Европе. Только здесь процесс  экономической интеграции прошел все  указанные этапы.

По мере развития экономического союза  в странах могут сложиться  предпосылки для высшей ступени  региональной интеграции – политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС.

 

 

 

 

 

1.3 Формы международной экономической интеграции

 

Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное  объединение экономики ряда стран  возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно  облекается в определенные политические формы. Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости  от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".

Содружество - форма организации межгосударственного  сотрудничества, при котором правительство  ориентируются на сохранение и совершенствование  экономических связей, сложившихся  между участниками. Эта форма  пригодна только для начального этапа  интеграции. При подобной организации  взаимодействия интеграционный процесс  мало управляем, что не позволяет  своевременно разрешать его противоречия и, по существу, не стимулирует развитие интеграции. Органы содружества в  состоянии обеспечить лишь минимальную  координацию действий его участников.

Сообщество - типично интеграционная форма организации  межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для сообществ характерно совершенствование координационных  функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных  органов управления экономикой, главной  функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений  и законодательных актов.

Союз, как форма организации, предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой  выступают:

- обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство;

- преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство;

- расширение и совершенствование надгосударственных функций исполнительной, представительной и судебной властей союза.

Таким образом, высшей формой региональной интеграции - политический союз. Он предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Предпосылки и цели международной экономической интеграции.

 

Развитию  межгосударственной экономической  интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные  системы (интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой).

Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между  странами исторически сложившихся  и достаточно прочных экономических  связей.

  Большое значение имеет общность  экономических интересов и проблем,  решение которых совместными  усилиями может быть значительно  эффективнее, чем порознь. Примером  может служить наиболее развитая  форма интеграции, сложившаяся в  Европейском союзе (EC).

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ  в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых относятся:

1) более широкий доступ хозяйствующих  субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим  технологиям;

2) возможность оперировать на более  широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;

3) создание привилегированных условий  для фирм стран-участниц, защита  их в определенной степени  от конкуренции со стороны  фирм третьих стран;

4) совместное решение странами-участницами  сложных социально-экономических,  научно-технических, экологических  и иных проблем (например, снижение  безработицы, выравнивание условий  развития отдельных регионов  и т. п.).

Несмотря  на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки  мира преследуют примерно одинаковые цели:

1) повышение национальной конкурентоспособности, совместное противостояние вызовам глобализации;

2) использование преимуществ экономики  масштаба на базе расширения  размеров рынка; снижение трансакционных издержек создает благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;

3) создание благоприятной внешнеполитической  среды путем укрепления взаимопонимания  и сотрудничества стран-участниц  в политической, военной, социальной  и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран  Юго-Восточной Азии и Ближнего  Востока;

4) решение задач торговой политики  путем усиления переговорных  позиций участвующих стран в  рамках многосторонних переговоров  в ВТО. Подобные мотивы присутствуют  в интеграционных объединениях  Северной и Латинской Америки  и Юго-Восточной Азии;

5) содействие структурной перестройке  экономики за счет использования  рыночного опыта, капиталов, технологий  более развитых участников группировки.  Наиболее полно эти цели интеграции  проявляются в рамках ЕС;

6) поддержка развития отраслей  национальной промышленности вследствие  возникновения более широкого  регионального рынка. Эта цель  была ведущей для интеграционных  объединений стран Латинской  Америки и Африки, расположенных  к югу от Сахары;

7) укрепление добрососедских отношений между странами, усиление позиций стран-участниц на мировом рынке.

Цели  международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости  от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного  союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной  среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению  на рынок конкурентов из третьих  стран.

Европейский союз - высшая на данный период времени  форма интеграции - имеет целью  создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической  политики.

Развитие  экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты  для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно  усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота  и кооперационно-производственных связей. В процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое сближение стран  в региональных рамках создает благоприятные  условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая  их в определенной степени от конкуренции  со стороны фирм третьих стран.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет  его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран - членов ЕС.

Вместе с тем региональная экономическая интеграция (особенно в ранних своих формах) оказывает  сдерживающее влияние на развитие глобальных международных экономических отношений, так как предполагает установление менее благоприятных условий  внешнеэкономических связей с третьими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные интеграционные группировки мира.

 

ЕС - Европейский  союз.

 

В своей эволюции ЕС прошел все формы  интеграции: зону свободной торговли (1958-1969гг.); таможенный союз (1968-1976гг.);общий  рынок (1987-1992гг.); экономический и  валютный союз (с 1993 г. – по настоящее  время), политический союз (становление  четвертой и пятой форм еще  не завершено), развиваясь вглубь и  вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза  и ассоциированных членов. Развитие вглубь - это формирование регионального  хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию  и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные  названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка  и на этой основе повышение экономической  стабильности и жизненного уровня.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское объединение  угля и  стали (ЕОУС), в который вошли шесть  стран — Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Реальный отсчет ее возникновения и  развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

В состав сообществ вошли страны с  высоким уровнем развития, что  во многом определило высокие темпы  их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании  ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно  и успешно.

Процесс развития западноевропейской экономической  интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый  этап (конец 50-х — середина 70-х  гг.) считается «золотым веком» в  жизни Сообщества. Он ознаменовался  досрочным созданием таможенного  союза, сравнительно успешным формированием  единого аграрного рынка, вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение  задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был  создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС.

Одновременно  делались попытки по осуществлению  аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с  помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует  установление единой минимальной цены на многие сельскохозяйственные продукты стран — членов ЕС. Развитие ЕЭС  означало интенсивный переход стран  — участниц Сообщества от замкнутых  национальных хозяйств к экономике  открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй  этап (середина 70-х — середина 80-х  гг.) вошел в историю ЕС тем, что  удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать  механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции  привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической  интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз»1. В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий  этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение  Испании и Португалии.

Создание  общего рынка (1987--1992 гг.). На основе Единого  Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе  создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры  на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением  интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой  между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

Информация о работе Международная экономическая интеграция