Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение международной экономической интеграции, ее сущности, этапов и разновидностей в разных регионах.
Задачи:
Исследовать международную интеграцию;
Рассмотреть этапы интеграции;
Изучить развитие интеграции в разных регионах.
Введение………………………………………………..………………………….3
Экономическая интеграция…….………………… …………………………..4
1.1 Понятие международная экономическая интеграция…………..……...4
1.2 Этапы международной экономической интеграции…………..……….6
1.3 Формы международной экономической интеграции……………..…...11
1.4 Предпосылки и цели международной экономической интеграции….13
2. Основные интеграционные группировки мира………….……...…………..17
2.1 Преимущества и недостатки экономической интеграции…..………...41
Заключение…………………………………………………………….…………43
Список литературы…………………………………………………
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. Благодаря созданию МЕРКОСУР произошло существенное увеличение внутренней торговли, усилилось взаимодействие с другими интеграционными объединениями, увеличилась инвестиционная активности как между участниками Соглашения, так и третьих стран.
УНАСУР - союз южноамериканских наций.
C 2004 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество вели переговоры о создании нового объединения УНАСУР (Unasur — Unión de Naciones Suramericanas, Союз южноамериканских наций), с единым центральным банком (Banco del Sur). 9 декабря 2004 года Унасур учреждён на саммите 12 государств в Куско (Перу). В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Андского сообщества (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. 23 мая 2008 года на саммите УНАСУР в Бразилии было принято решение о создании регионального представительного органа «по образцу Европарламента»2. 16 декабря 2008 года в г. Сальвадор (Бразилия) на внеочередном саммите УНАСУР был создан Южноамериканский совет обороны (ЮАСО).
АСЕАН - ассоциация стран Юго-Восточной Азии.
АСЕАН – международное интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней – Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа – Новая Гвинея. АСЕАН – одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает более 580 млн. человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает 1,5 трлн. дол.
Основные цели деятельности АСЕАН: содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях; развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения; взаимодействовать в сфере науки и образования; развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.
В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию экю – экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления внешнеэкономической деятельностью.
За
время своего существования АСЕАН
зарекомендовала себя как зрелая
политическая организация. Страны с
недостаточно развитой экономикой, но
обладающие необходимыми сырьевыми
и трудовыми ресурсами при
иностранной поддержке
СТЭС - Совет тихоокеанского экономического сотрудничества.
Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Всего в организации насчитывается 26 членов: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Форум островных государств южной части Тихого океана, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань (Китайский Тайбэй), Филиппины, Чили, Эквадор, Южная Корея, Япония, а также два ассоциированных члена (Тихоокеанские территории Франции и Монгольский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству) и два члена с правом совещательного голоса – Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) и Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД). СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.
АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.
Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона.
АТЭС
была создана в 1989 г. по инициативе Австралии
с целью поддержания
Деятельность
АТЭС заключается в обмене информацией
и проведении консультаций о политике
и развитии экономики, осуществлении
корректировок и сокращении разрыва
в экономическом развитии, о разработке
стратегий, предусматривающих уменьшение
препятствий на пути движения товаров,
услуг, инвестиций. АТЭС формально имеет
консультативный статус, однако в
рамках его рабочих органов
В
1993 г. состоялась первая встреча лидеров
стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой
выявились серьезные
К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:
- во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;
- во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава;
- в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;
- в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.
В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».
По
своему характеру, целям и даже по
составу участников АТЭС выглядит довольно
нетипично. Это экономическое объединение
создано государствами, сильно различающимися
между собой условиями и
Однако
сегодня можно констатировать, что
в рамках АТЭС приняты меры декларативного
характера, и эта обширная группировка
не связана плотным
Россия традиционно придает особое значение развитию отношений с государствами АТР. Такое внимание обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия стремится активизировать свое сотрудничество с основными интеграционными структурами региона, в том числе и с АТЭС. Разработана и одобрена Президентом Российской Федерации концепция участия России в АТЭС, определяющая стратегические цели страны на этом направлении и пути их достижения. Регулярным стало участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования, в заседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода конференциях, выставках, семинарах. Российские специалисты и бизнесмены участвуют в работе делового консультативного совета АТЭС.
ОЭС - Организация экономического сотрудничества.
Организация экономического сотрудничества - региональная межгосударственная экономическая организация, образованная в 1985 году тремя странами учредителями - Ираном, Пакистаном и Турцией. С 1992 года деятельность ОЭС значительно активизировалась в связи с добровольным присоединением 7 новых государств — Казахстана, Азербайджана, Афганистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Во взаимоотношениях стран ОЭС преобладают экономические составляющие и менее выражена политическая направленность. Между ними осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
САЭЕ - Совет арабского экономического единства.
Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан, Саудовская Аравия и Тунис).
Основные цели САЭЕ: достижение арабского экономического единства; обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами; гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью; обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.
ОАЕ - Организация африканского единства.
Создана в результате
Основные цели ОАЕ: содействие единству и солидарности африканских стран; координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов; ликвидация всех форм колониализма в Африке; согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.
ЛАГ - Лига арабских государств.
Создана в 1945 году. Международная организация, объединяющая арабские государства, а также ряд дружественных им неарабских, в которых арабский язык является одним из официальных. В настоящее время в состав Лиги входит 21 государство: Египет, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия, Ливия (вступила в 1953г.), Судан (1956), Тунис (1958), Марокко (1958), Кувейт (1961), Алжир (1962), Катар (1971), Бахрейн (1971), Оман (1971), ОАЭ (1971), Мавритания (1973), Сомали (1974), Джибути (1977), Коморские острова (1993). Кроме того, с 1976г. членом Лиги является Организация освобождения Палестины. Целями ЛАГ является укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами; координация их совместных действий в области политического, экономического, культурного и социального сотрудничества и др. ЛАГ выступает за объединение действий арабских государств, направленных на обеспечение их безопасности, прекращение израильской оккупации всех захваченных в 1967 г арабских территорий, справедливое решение ближневосточной проблемы, реализацию неотъемлемых прав арабского народа Палестины на самоопределение вплоть до создания собственного государства.