Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение международной экономической интеграции, ее сущности, этапов и разновидностей в разных регионах.
Задачи:
Исследовать международную интеграцию;
Рассмотреть этапы интеграции;
Изучить развитие интеграции в разных регионах.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………………….3
Экономическая интеграция…….………………… …………………………..4
1.1 Понятие международная экономическая интеграция…………..……...4
1.2 Этапы международной экономической интеграции…………..……….6
1.3 Формы международной экономической интеграции……………..…...11
1.4 Предпосылки и цели международной экономической интеграции….13
2. Основные интеграционные группировки мира………….……...…………..17
2.1 Преимущества и недостатки экономической интеграции…..………...41
Заключение…………………………………………………………….…………43
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Международная экономическая интеграция.docx

— 321.44 Кб (Скачать файл)
  • устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;
  • устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;
  • введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;
  • открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к  проведению единой политики в отдельных  отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального  развития.

В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается  свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в  области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с Единым Европейским  Актом с 1 января 1993 г. было введено  свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что  означало вступление ЕЭС в качественно  новый этап экономической интеграции.

На  основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский союз (ЕС). Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:

  1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.
  2. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.
  3. Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.
  4. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.
  5. Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

В рамках ЕС осуществляется создание полностью  единого внутреннего рынка. Провозглашены  цели дальнейшего интеграционного  сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с  правами эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского  пространства без внутренних границ.

Механизм  функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе  управления, в которую входят как  общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

  • Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
  • Комиссия ЕС (КЕС) -- исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих договоров между странами ЕС, общесоюзных директив. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д.. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза. Резиденция КЕС находится в Брюсселе. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
  • Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах -- членах ЕС. В настоящее время в состав Европарламента входит 785 представителей, мандаты которых распределены между государствами-членами ЕС в соответствии с населением каждой страны. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
  • Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
  • Европейский социальный Фонд предоставляет субсидии для развития профессионального образования, финансирования программ повышения занятости, развития отраслей, переживающих спад, а также для помощи в трудоустройстве иммигрантам и женщинам.
  • Европейский фонд регионального развития, осуществляет финансовую поддержку региональной политики с целью снижения диспропорций в развитии отдельных неблагополучных (периферийных и депрессивных) регионов стран ЕС.
  • Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

Общие сведения по ЕС представлены в табл.1 приложения 1.

В настоящий момент в Европейский  союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания  Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. 6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория.  Присоединение Хорватии  к Евросоюзу должно совершиться в 2013 году.

 

ЕАСТ - Европейская  ассоциация свободной торговли.

 

  Эта интеграционная группа была  создана в 1960 г. Первоначально  в ее состав входили десять  стран - Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.  В связи с присоединением к  ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли  Великобритания и Дания, в 1986г. - Португалия, а в 1995г. - Австрия,  Финляндия и Швеция. В настоящее  время членами ЕАСТ являются  Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.  ЕАСТ в отличие от ЕС не  имеет наднациональных функций  и межгосударственных координирующих  институтов.

Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговли между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической  активности, повышению уровня жизни  населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между  странами - членами ЕАСТ отменены все  таможенные пошлины, но сохранены внешние  таможенные тарифы.

 

ЕЭЗ - Европейская  экономическая зона.

 

Эта организация представляет собой  совокупность ряда государств, на территории которых действуют общие правила  хозяйствования, а также согласованные  принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических  связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах. Соглашение о его образовании  было подписано в 1992г., которое предусматривало  создание единой межгосударственной территориальной  структуры, действующей на основе общих  правил и равных условий конкуренции. Соглашение вступило в силу в 1994г. и  его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме  Швейцарии. Целью создания ЕЭЗ - предоставить возможность странам, не являющимся членами ЕС, присоединиться к Европейскому общему рынку. Соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.

Экономические группировки Европы представлены на рис. 1 приложения 2.

 

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли.

 

Согласно  Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между  ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.

В 1985г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию  в течение десятилетнего периода  взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок.

Заключение  Соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая  промышленность, сельское хозяйство. В  то же время американские и канадские  компании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии, судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями  в результате действия Соглашения. Тем не менее экономическая взаимозависимость  между США и Канадой продолжала усиливаться.

Соглашение  о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу в 1994 г., представляет собой новый этап в развитии международных  экономических отношений на североамериканском континенте. Соглашение предусматривает  свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок.

Согласно  Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между  ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены. Отмена тарифов между США и  Канадой, начавшаяся еще в рамках Американо - Канадского соглашения о свободной торговле 1988 г., была завершена в 1998г. Для основной части американо-мексиканской и канадско-мексиканской торговли НАФТА либо немедленно устраняет существующие пошлины, либо устраняет на них период ограничения сроком от 5 до 10 лет. Лишь по некоторым, наиболее чувствительным товарам Соглашение предусматривает 15-летний период устранения пошлин.

Канада  и Мексика устранили все тарифные и нетарифные барьеры во взаимной сельскохозяйственной торговле, за исключением  молочной продукции, птицеводства, яиц, сахара и сиропа. Канада сразу же после полписания НАФТА освободила Мексику от импортных ограничений, относящихся к пшенице, ячменю и продуктам из них, говядине, телятине и маргарину. Кроме того, были сняты ограничения и в других секторах экономики, в том числе в автомобилестроении, в текстильной промышленности. Тарифы на большинство текстильных товаров были отменены Канадой и Мексикой в 2002 г., а тарифы на одежду – в 2004 г.

Вместе  с тем нельзя не отметить, что  сегодня НАФТА, в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционного  объединения, не существует наднациональных  органов управления, имеющих право  принимать решения, обязательные для  всех участников Соглашения; у НАФТА  отсутствует единая экономическая  и валютно-финансовая политика. Кроме  того, по сравнению с ЕС, оказывающего помощь своим менее развитым странам-членам, таким как Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи не предусматривает. Это означает, что  Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями.

 

ЛАСТ - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли.

 

Интеграция  в Латинской Америке привела  к созданию в 1960 г. ЛАСТ в которую  вошли Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили. В 1961 к ассоциации присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 — Венесуэла, в 1967 — Боливия. Эта организация предусматривала  либерализацию взаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении  третьих стран, увеличение внутреннего  товарооборота. Согласно Договору Монтевидео подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована  в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которую помимо вышеназванных  стран вошел Уругвай. Высший орган  — ежегодная ассамблея, исполнительный орган — постоянный исполнительный комитет. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Сегодня ЛАИ все  больше рассматривается в регионе  как исключительно консультативный  механизм, функции которого сводятся к отслеживанию выполнения двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений, выработке рекомендаций по урегулированию связанных с ними проблем, учету и обобщению статистических данных. На определенном этапе ЛАИ внесла существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений – Андского сообщества (АС) и МЕРКОСУР

Постепенно  государства Латинской Америки  стали переходить от практики создания многосторонних объединений к организации  малочисленных группировок.

 

МЕРКОСУР - общий рынок стран Южного конуса.

 

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует  отнести Южноамериканский общий  рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

Название  организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай. В нынешнем виде блок был создан 26 марта1991 г.  в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договором предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Информация о работе Международная экономическая интеграция