- устранены все тарифные и нетарифные
ограничения во взаимной торговле товарами
и услугами, ликвидированы все ограничения
на межгосударственное передвижение капитала
внутри ЕС и введено взаимное признание
финансовых лицензий;
- устранены национальные ограничения
импорта промышленных товаров из третьих
стран;
- введены минимальные технические требования
к стандартам, взаимное признание результатов
испытаний и сертификации;
- открыты рынки государственных закупок
для фирм других стран ЕС.
В
этот же период страны ЕС перешли к
проведению единой политики в отдельных
отраслях: энергетике, транспорте, вопросах
социального и регионального
развития.
В
1991 г. подписано Соглашение о создании
Единого Европейского экономического
пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами
ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается
свободное движение товаров, услуг,
капиталов и людей между странами
Западной Европы; сотрудничество в
области науки, образования, экологии
и социального обеспечения; создание
единой правовой системы.
Четвертый
этап (середина 90-х гг. XX в. — начало
XXI в.). В соответствии с Единым Европейским
Актом с 1 января 1993 г. было введено
свободное передвижение факторов производства
внутри границ Сообщества. Фактически
в рамках Сообщества возникло единое
экономическое пространство, что
означало вступление ЕЭС в качественно
новый этап экономической интеграции.
На
основании Маастрихтского договора (февраль
1992 г.) с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось
в Европейский союз (ЕС). Страны, подписавшие
Маастрихтское соглашение, одобрили пять
критериев, которым должны удовлетворять
страны, вступающие в Европейский валютный
союз, так называемые Маастрихтские критерии:
- Дефицит государственного бюджета не
должен превышать 3 % ВВП.
- Государственный долг должен быть менее
60 % ВВП.
- Государство должно в течение двух лет
участвовать в механизме валютных курсов
и поддерживать курс национальной валюты
в заданном диапазоне.
- Уровень инфляции не должен превышать
более чем на 1,5 % среднего значения трёх
стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными
ценами.
- Долгосрочные процентные ставки по государственным
облигациям не должны превышать более
чем на 2 % среднее значение соответствующих
ставок в странах с самой низкой инфляцией.
В
рамках ЕС осуществляется создание полностью
единого внутреннего рынка. Провозглашены
цели дальнейшего интеграционного
сотрудничества. Они включают создание
единого Европейского банка с
правами эмиссии единой валюты евро,
образование единого западноевропейского
пространства без внутренних границ.
Механизм
функционирования ЕС основывается прежде
всего на политико-правовой системе
управления, в которую входят как
общие или межгосударственные органы,
так и элементы национально-государственного
регулирования. В качестве межгосударственных
органов управления ЕС выступают:
- Совет Европейского союза (СЕС). Он не
реже двух раз в год проводит сессии на
уровне глав государств и правительств,
а также регулярно собирается на уровне
различных министров (иностранных дел,
экономики, финансов, сельского хозяйства
и др.). СЕС на высшем уровне принимает
стратегические интеграционные решения
наподобие Единого европейского акта
и обладает важнейшими нормотворческими
функциями.
- Комиссия ЕС (КЕС) -- исполнительный орган,
своего рода правительство ЕС, претворяющее
в жизнь решения СЕС. Состоит из 27 членов,
по одному от каждого государства-члена.
В то же время КЕС издает директивы и регламенты,
т.е. обладает и нормотворческими компетенциями.
Комиссия играет главную роль в обеспечении
повседневной деятельности ЕС, направленной
на выполнение основополагающих договоров
между странами ЕС, общесоюзных директив.
Она выступает с законодательными инициативами,
а после утверждения контролирует их претворение
в жизнь Комиссия обладает значительными
автономными правами в различных областях
политики, в том числе аграрной, торговой,
конкурентной, транспортной, региональной
и т.д.. Комиссия имеет исполнительный
аппарат, а также управляет бюджетом и
различными фондами и программами Европейского
Союза. Резиденция КЕС находится в Брюсселе.
Среди органов Европейского союза КЕС
играет ключевую роль в том смысле, что
именно в его аппарате разрабатываются
идеи и конкретные предложения относительно
путей и форм дальнейшего развития Союза.
- Европейский парламент (ЕП) с резиденцией
в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым
голосованием граждан во всех странах
-- членах ЕС. В настоящее время в состав
Европарламента входит 785 представителей,
мандаты которых распределены между государствами-членами
ЕС в соответствии с населением каждой
страны. После вступления в действие Маастрихтского
договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были
значительно расширены, выйдя далеко за
рамки преимущественно консультативных
полномочий. К ним относятся принятие
бюджета ЕС, контроль за деятельностью
КЕС и право поручать ей разработку конкретных
предложений по развитию интеграции, право
принимать совместно с СЕС решения по
отдельным вопросам законодательства
ЕС.
- Европейский суд, обеспечивающий правильную
интерпретацию и реализацию нормативных
актов (законодательства) ЕС. Суд регулирует
разногласия между государствами-членами;
между государствами-членами и самим Европейским
союзом; между институтами ЕС; между ЕС
и физическими либо юридическими лицами,
включая сотрудников его органов (для
этой функции недавно был создан Трибунал
гражданской службы). Решения Суда ЕС обязательны
для исполнения на территории ЕС. В соответствии
с Маастрихтским договором Суду предоставлено
право налагать штрафы на государства-члены,
не выполняющие его постановления. Суд
состоит из 27 судей (по одному от каждого
из государств-членов) и восьми генеральных
адвокатов. Они назначаются на шестилетний
срок, который может быть продлен. Каждые
три года обновляется половина состава
судей.
- Европейский социальный Фонд предоставляет
субсидии для развития профессионального
образования, финансирования программ
повышения занятости, развития отраслей,
переживающих спад, а также для помощи
в трудоустройстве иммигрантам и женщинам.
- Европейский фонд регионального развития,
осуществляет финансовую поддержку региональной
политики с целью снижения диспропорций
в развитии отдельных неблагополучных
(периферийных и депрессивных) регионов
стран ЕС.
- Европейский инвестиционный банк, созданный
на основе долевого участия стран - членов
ЕС в его основном капитале. Имея функции
коммерческого банка, он предоставляет
кредиты государственным структурам стран
- членов ЕС.
Общие
сведения по ЕС представлены в табл.1
приложения 1.
В
настоящий момент в Европейский
союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия,
Болгария, Великобритания Венгрия,
Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания,
Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург,
Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия,
Румыния, Словакия, Словения, Финляндия,
Франция, Чехия, Швеция и Эстония. 6 стран
имеют статус кандидата: Исландия, Македония,
Сербия, Турция, Хорватия и Черногория.
Присоединение Хорватии к Евросоюзу
должно совершиться в 2013 году.
ЕАСТ - Европейская
ассоциация свободной торговли.
Эта интеграционная группа была
создана в 1960 г. Первоначально
в ее состав входили десять
стран - Великобритания, Дания, Португалия,
Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия,
Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.
В связи с присоединением к
ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли
Великобритания и Дания, в 1986г.
- Португалия, а в 1995г. - Австрия,
Финляндия и Швеция. В настоящее
время членами ЕАСТ являются
Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.
ЕАСТ в отличие от ЕС не
имеет наднациональных функций
и межгосударственных координирующих
институтов.
Главное
место в деятельности этой ассоциации
занимает экономическое сотрудничество.
ЕАСТ содействует развитию торговли
между странами-членами в условиях
частной конкуренции, развитию экономической
активности, повышению уровня жизни
населения, обеспечению полной занятости,
расширению мировой торговли и устранению
торговых барьеров. В торговле между
странами - членами ЕАСТ отменены все
таможенные пошлины, но сохранены внешние
таможенные тарифы.
ЕЭЗ - Европейская
экономическая зона.
Эта
организация представляет собой
совокупность ряда государств, на территории
которых действуют общие правила
хозяйствования, а также согласованные
принципы проведения единой политики
в области внешнеэкономических
связей, валютно-финансовой и инвестиционной
сферах. Соглашение о его образовании
было подписано в 1992г., которое предусматривало
создание единой межгосударственной территориальной
структуры, действующей на основе общих
правил и равных условий конкуренции.
Соглашение вступило в силу в 1994г. и
его положения применяются на
практике пятнадцатью членами ЕС
и тремя членами ЕАСТ, кроме
Швейцарии. Целью создания ЕЭЗ - предоставить
возможность странам, не являющимся
членами ЕС, присоединиться к Европейскому
общему рынку. Соглашение предусматривает
свободное движение капиталов, товаров,
услуг и людей согласование политики в
области экономики, научных исследований,
потребления, окружающей среды, образования.
Экономические группировки Европы
представлены на рис. 1 приложения 2.
НАФТА - Североамериканская
зона свободной торговли.
Согласно
Соглашению трех государств на протяжении
последующих 15 лет почти все торговые
и инвестиционные барьеры между
ними должны быть сняты, а таможенные
пошлины и торговые барьеры отменены.
В
1985г. начались переговоры о заключении
двустороннего американо-канадского
соглашения о свободной торговле,
которое было подписано в 1988 г. Соглашение
предусматривало либерализацию
в течение десятилетнего периода
взаимной торговли товарами и услугами,
урегулирование возникающих между государствами
споров, обеспечение широкого доступа
американского бизнеса на канадский рынок.
Заключение
Соглашения благоприятно отразилось на
таких отраслях американской экономики,
как автомобилестроение, полиграфическая
промышленность, сельское хозяйство. В
то же время американские и канадские
компании, функционировавшие в добывающей
промышленности, металлургии, судоходстве,
столкнулись с некоторыми трудностями
в результате действия Соглашения.
Тем не менее экономическая взаимозависимость
между США и Канадой продолжала
усиливаться.
Соглашение
о создании зоны свободной торговли
(НАФТА) между США, Канадой и Мексикой,
вступившее в силу в 1994 г., представляет
собой новый этап в развитии международных
экономических отношений на североамериканском
континенте. Соглашение предусматривает
свободный доступ к рынкам стран-членов,
миграции капиталов и их гарантии,
межстрановое оказание услуг, соблюдение
прав интеллектуальной собственности,
применение государственных закупок.
Согласно
Соглашению трех государств на протяжении
последующих 15 лет почти все торговые
и инвестиционные барьеры между
ними должны быть сняты, а таможенные
пошлины и торговые барьеры отменены.
Отмена тарифов между США и
Канадой, начавшаяся еще в рамках
Американо - Канадского соглашения о свободной
торговле 1988 г., была завершена в 1998г. Для
основной части американо-мексиканской
и канадско-мексиканской торговли НАФТА
либо немедленно устраняет существующие
пошлины, либо устраняет на них период
ограничения сроком от 5 до 10 лет. Лишь
по некоторым, наиболее чувствительным
товарам Соглашение предусматривает 15-летний
период устранения пошлин.
Канада
и Мексика устранили все тарифные
и нетарифные барьеры во взаимной
сельскохозяйственной торговле, за исключением
молочной продукции, птицеводства, яиц,
сахара и сиропа. Канада сразу же
после полписания НАФТА освободила
Мексику от импортных ограничений, относящихся
к пшенице, ячменю и продуктам из них, говядине,
телятине и маргарину. Кроме того, были
сняты ограничения и в других секторах
экономики, в том числе в автомобилестроении,
в текстильной промышленности. Тарифы
на большинство текстильных товаров были
отменены Канадой и Мексикой в 2002 г., а
тарифы на одежду – в 2004 г.
Вместе
с тем нельзя не отметить, что
сегодня НАФТА, в отличие от ЕС,
как наиболее развитого интеграционного
объединения, не существует наднациональных
органов управления, имеющих право
принимать решения, обязательные для
всех участников Соглашения; у НАФТА
отсутствует единая экономическая
и валютно-финансовая политика. Кроме
того, по сравнению с ЕС, оказывающего
помощь своим менее развитым странам-членам,
таким как Греция, Ирландия, Испания,
Португалия, НАФТА такой помощи не
предусматривает. Это означает, что
Мексика вынуждена самостоятельно
справляться со своими экономическими
трудностями.
ЛАСТ - Латиноамериканская
ассоциация свободной торговли.
Интеграция
в Латинской Америке привела
к созданию в 1960 г. ЛАСТ в которую
вошли Аргентина, Бразилия, Мексика,
Парагвай, Перу, Чили. В 1961 к ассоциации
присоединились Колумбия и Эквадор,
в 1966 — Венесуэла, в 1967 — Боливия.
Эта организация предусматривала
либерализацию взаимной торговли, установление
таможенных барьеров в отношении
третьих стран, увеличение внутреннего
товарооборота. Согласно Договору Монтевидео
подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована
в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции
(ЛАИ), в которую помимо вышеназванных
стран вошел Уругвай. Высший орган
— ежегодная ассамблея, исполнительный
орган — постоянный исполнительный
комитет. Целью организации является
развитие регионального экономического
сотрудничества и торговли; создание
общего рынка. Сегодня ЛАИ все
больше рассматривается в регионе
как исключительно консультативный
механизм, функции которого сводятся к
отслеживанию выполнения двусторонних
и многосторонних торгово-экономических
соглашений, выработке рекомендаций по
урегулированию связанных с ними проблем,
учету и обобщению статистических данных.
На определенном этапе ЛАИ внесла существенный
вклад в становление процессов экономической
интеграции в Латинской Америке, создав
международно-правовые предпосылки возникновения
и эволюции крупнейших субрегиональных
объединений – Андского сообщества (АС)
и МЕРКОСУР
Постепенно
государства Латинской Америки
стали переходить от практики создания
многосторонних объединений к организации
малочисленных группировок.
МЕРКОСУР -
общий рынок стран Южного конуса.
К
крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим
союзам Латинской Америки следует
отнести Южноамериканский общий
рынок в составе Аргентины, Бразилии,
Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением
250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП
континента.
Название
организации происходит от испанского Mercado
Común del Sur, что означает «Южно-американский
общий рынок». Первым шагом к созданию
объединённого рынка послужило соглашение
о свободной торговле, подписанное Аргентиной
и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению
присоединились Парагвай и Уругвай. В
нынешнем виде блок был создан 26 марта1991
г. в ходе первой встречи президентов Аргентины,
Бразилии, Парагвая и Уругвая. Интеграционный
союз государств создан на основе Асунсьонского
договора в целях создания Зоны свободной
торговли и Таможенного союза. Договором
предусматривалась отмена в перспективе
всех пошлин и тарифных ограничений во
взаимной торговле между четырьмя странами
установление единого таможенного тарифа
в отношении третьих стран, свободное
движение капитала и рабочей силы, координация
политики в области промышленности, сельского
хозяйства, транспорта и связи, согласование
стратегии в валютно-финансовой сфере.