Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа
В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество. В данном направлении особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного объединения у любого государства-участника имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое воздействие на общие условия хозяйствования, нежели если бы это государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.
Введение
1. Теоретические основы интеграции
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
1.2 Этапы интеграции
1.3 Экономические группировки в мире
2. Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Заключение
Список использованных источников
Тем не менее, важно отметить, что сотрудничество в рамках ЕврАзЭС стимулируют не только и даже не столько экономические причины, сколько внешние угрозы. Развитие Сообщества прежде всего своего рода плата за безопасность южных рубежей России. Экономические же мотивации, необходимые и достаточные для того, чтобы деятельность этой организации была стабильной и развивалась по восходящей линии, пока отсутствуют.
В феврале 2003 г. было заявлено об образовании новой региональной экономической группировки государств Содружества - Организации региональной интеграции - в составе Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Как следует из соглашения, подписанного в сентябре 2003 г. главами этих государств, цель нового объединения - поэтапное, с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции формирование единого экономического пространства, согласование экономической политики по ряду направлений, гармонизация соответствующего законодательства, создание единого регулирующего межгосударственного органа (Комиссии) с постепенным повышением значимости последнего [18, с.91]. Образование Организации региональной интеграции (ОРИ) можно рассматривать как поиск оптимального формата, очередную попытку и реальную возможность экономической интеграции постсоветских стран.
В целом воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах "интеграция разных скоростей" может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая "зоны кристаллизации", втягивая другие страны в общую "ткань сотрудничества". Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным Образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
Что касается совместного реинтеграционного проекта в рамках СНГ, то необходимо признать, что всеобщей интеграции в рамках Содружества в обозримой перспективе не предвидется. Здесь сказываются не только субъективные подходы отдельных политиков, но и объективные различия интересов стран-членов Содружества. В чем же причины очевидного преобладания в СНГ центробежных тенденций над центростремительными? Перечень наиболее существенных, как представляется, факторов, подрывающих реинтеграционные надежды новых независимых государств, таков:
1. Молодость
государственности стран-
2. Упрощенные представления о предпосылках, инструментах и сроках реинтеграции постсоветского пространства.
3. Унаследованная
от советской экономики более
высокая эффективность
4. Опасения ряда
стран СНГ по поводу
5. Длительный экономический спад, объективно сузивший материальную основу реинтеграции.
6. Разные модели
экономических реформ и
7. Противодействие постсоветским реинтеграционым процессам со стороны Запада, международных финансовых организаций и мощных транснациональных корпораций.
8. Выбор модели
интеграции, не соответствующей
реальным условиям
9. Неготовность России выступить в качестве "локомотива" интеграции и донора для остальных стран-участниц.
10. Противоречие между
принципом равноправия стран-
11. Углубление различий
в уровнях социально-
12. Отсутствие у их элит
политической воли к
Факторы не случайно приведены в произвольном порядке: их достоверное ранжирование по силе воздействия вряд ли возможно. Тем не менее, каждый из данных факторов представляется реально значимым и заслуживает специального анализа. Здесь же можно ограничиться характеристикой наиболее существенных объективных обстоятельств, которые, если и не оправдывают провал "новой интеграции", то превращают ее в проект, довольно трудный для реализации при любой степени заинтересованности со стороны потенциальных участников.
Каждое новое государство
унаследовало от СССР такую структуру
экономики и взаимного
То обстоятельство, что
экономики государств Содружества
были некогда частями единого
народнохозяйственного
Решения по интеграции,
принимаемые в СНГ на уровне правительств
государств и их политического руководства,
не оказывают существенного
Интеграцию на постсоветском пространстве пытаются осуществить государства с различным уровнем индустриального развития и степенью рыночного реформирования экономики. Среди участников Содружества можно выделить группу государств - Белоруссия, Россия, Украина, - которые имеют достаточно развитую промышленность, транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру, квалифицированные кадры и общий высокий уровень образования населения. В определенной мере к этой группе государств можно отнести и Казахстан. Другие участники Содружества (прежде всего государства Центральной Азии и Закавказья) по своим социально-экономическим параметрам ближе к развивающимся странам. Их характеризует преимущественно аграрно-сырьевая структура экономики с высокой долей добывающих отраслей и первичной переработки сельскохозяйственного и минерального сырья.
Товарная структура
торговли внутри СНГ примерно соответствует
структуре товарооборота
Объем товарооборота, - фундаментальный показатель экономического взаимодействия между участниками Содружества, невысок, динамика и темпы его роста неравномерны. Если в 1994-1996 гг. объемы взаимной торговли росли, то в 1997-1999 г. - снижались. Доля взаимной торговли в общем ее объеме составила в 2000 г. 27.8%, в том числе в экспорте - 19.3 и в импорте - 45.1% [18, с.92]. В товарной структуре взаимного экспорта преобладают минеральное сырье, черные и цветные металлы, продукция химической, нефтехимической и пищевой отраслей. Существенных изменений в товарной структуре экспортно-импортных операций на протяжении ряда лет не происходит. Это характерно и для торговли с третьими странами. При этом государства СНГ зависят от импорта не только высокотехнологичной и наукоемкой продукции, но и продовольствия, медикаментов, товаров народного потребления.
При общей тенденции к сокращению взаимной торговли государства определяют свои приоритеты в выборе партнера внутри Содружества. Особенностью географической структуры товарообмена в СНГ является четко выраженное преобладание России как основного партнера по экспорту и импорту, а также локальная ограниченность торговых связей двумя-тремя соседними странами.
Снижение уровня взаимной торговли государств Содружества и выбор торговых партнеров определяют и такие факторы, как большие расстояния и высокие железнодорожные тарифы на перевозки. Так, для Белоруссии продукция из Казахстана, Киргизии или Узбекистана обходится в 1.4-1.6 раза дороже, чем аналогичная из Польши и Германии [18, с.93].
Интеграции государств Содружества препятствуют глубинные структурные проблемы, обусловленные недостаточным общим технико-технологическим уровнем развития. По удельному весу обрабатывающих отраслей в общем объеме материального производства эти государства в большинстве случаев существенно уступают не только успешно интегрирующимся странам Западной Европы, но и странам Латинской Америки, где до реальной экономической интеграции еще далеко. При этом за последние годы у большинства государств Содружества (кроме Белоруссии и Украины) произошла определенная деиндустриализация. В Армении, Грузии и Киргизии значительно увеличилась доля сельского хозяйства. В Азербайджане, Казахстане, Молдавии, России и Узбекистане доля обрабатывающих отраслей снизилась, а добывающих возросла в два раза и более.
Низкий технический и технологический уровень большинства предприятий не позволяют государствам Содружества производить высококачественные и конкурентоспособные на мировом рынке товары, прежде всего машины, оборудование, электронику, многие другие сложные изделия (исключение составляют технология и продукция ВПК). Это в значительной степени определяет сырьевую направленность экспорта государств Содружества.
Динамика процессов
экономической интеграции в СНГ
напрямую зависит от степени рыночной
продвинутости государств-
Существенным препятствием интеграции на постсоветском пространстве является отсутствие согласованности в разработке позиции по отношению к третьим странам. Образование любой региональной экономической группировки государств Содружества предполагает, что ее участники будут согласовывать и гармонизировать условия вступления в ВТО. Между тем в ВТО уже вступили четыре государства Содружества - Киргизия, Грузия, Молдавия и Армения. Это почти полностью открывает не только внутренний рынок этих государств, но и потенциально общий внутренний рынок Содружества для товаров и услуг из третьих стран, значительно затрудняет возможности создания таможенного союза и общего экономического пространства в формате всех государств СНГ.
Еще одним препятствием
на пути реальной интеграции стран
Содружества является противоречие
между принципом равноправия
стран-участниц и резко преобладающим
экономическим потенциалом России. Россия
слишком велика для равноправной многосторонней
интеграции. Если на одну страну приходится
больше двух третей всего экономического
потенциала группы из 12 стран, то неминуемо
возникает очень серьезная и опять-таки
объективная проблема согласования интересов
и принятия интеграционных решений. Даже
если бы в таких решениях была общая потребность,
вследствие специфического положения
РФ потенциальной интеграционной группировке
пришлось бы решать задачу, сравнимую
с квадратурой круга: институционально-