Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа
В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество. В данном направлении особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного объединения у любого государства-участника имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое воздействие на общие условия хозяйствования, нежели если бы это государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.
Введение
1. Теоретические основы интеграции
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
1.2 Этапы интеграции
1.3 Экономические группировки в мире
2. Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Заключение
Список использованных источников
Одновременно российский фактор будет стимулировать расширение сотрудничества Беларуси с Европой. Стратегическое партнерство между ЕС и Россией будет развиваться. Этому способствуют объективные обстоятельства. К примеру, из семи стратегических энергетических проектов ЕС пять связаны с Россией.
Таким образом, геополитическая ситуация, складывающаяся в Европе, требует от белорусского истэблишмента серьезных усилий, гибких подходов и принятия нестандартных решений. Новое внешнеполитическое мышление руководства Белоруссии должно складываться на основе следующих основных принципов: приоритета национальных интересов и разумного прагматизма; максимального извлечения пользы из уникального геополитического положения Белоруссии как "стыковой" страны между двумя центрами силы; использования особых партнерских отношений с ближайшим соседом - Россией, как державы с мировым статусом, одним из членов "большой восьмерки".
Геополитическая зажатость Белоруссии между двумя центрами силы, объективная роль геополитического "стыка" на межцивилизационной линии соприкосновения предполагает особую гибкость внешней политики страны.
Не случайно в связи с мощным расширением Европейского союза прорабатывается концепция разноскоростной, разноуровневой интеграции, предполагающей наличие интеграционного "ядра" (то есть ЕС) и интеграционных поясов с различной степенью притяжения к нему, в том числе периферийного пояса стран со статусом ассоциированного членства и вовлеченных в общие правила игры, определяемые Евросоюзом. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, что новые периферийные восточные границы Евросоюза на большом протяжении от Балтики до Черного моря прямо соприкасаются с российскими границами. Важно, чтобы этот рубеж соприкосновения не стал новой "берлинской стеной", а полоса "балтийско-черноморского перешейка" послужила бы соединительной линией для двух центров силы. Подобный подход, видимо, не будет исключать статус ассоциированного членства в Евросоюзе и для Беларуси.
Анализ различных вариантов включения Беларуси в интеграционные процессы дает основание считать возможной и наиболее выгодной такую стратегию, при которой она могла бы находиться одновременно с одним из центров силы (Россией) в состоянии союзных отношений, а с другим (ЕС) - в состоянии ассоциированного членства, параллельно участвуя и в других интеграционных объединениях в рамках СНГ.
Беларусь – государство, расположенное в центре Европы. Являясь на протяжении столетий пространством столкновения и пересечения различных культурных влияний и традиций, накопив при этом богатый опыт сохранения своего национального образа, Беларусь располагает необходимыми условиями для создания открытого демократического общества, способного обеспечить прогресс во всех сферах, в том числе и в процессах интеграции. Для достижения этой цели белорусское общество нуждается, прежде всего, в национальной консолидации, избавлении от психологии "второсортности" и навязываемой веками роли "культурной провинции".
Заключение
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – участниц интеграционных группировок. Тем не менее, экономическая интеграция – успешно реализуемый проект либерально-рыночной экономики в Западной Европе и других регионах мира - в постсоветских условиях сопряжена со значительными трудностями.
Договор о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.) в рамках СНГ во многом учитывал интеграционные принципы и подходы, которые использовались при формировании ЕЭС, и был направлен, прежде всего, на создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В последующие годы было принято более 80 соглашений, решений и других нормативно-правовых актов для развития интеграционных процессов в рамках СНГ. Однако существенных результатов в формировании новых межгосударственных структур не было достигнуто. До сих пор в Содружестве в формате двенадцати государств не создана даже зона свободной торговли - простейшая форма экономической интеграции и первый шаг на пути к единому экономическому пространству.
Не лучше обстоят
дела и в региональных группировках
государств Содружества, будь то Евразийское
экономическое сообщество (ЕврАзЭс),
Центральноазиатское
Перечень наиболее существенных, как представляется, факторов, подрывающих интеграционные процессы на постсоветском пространстве таков:
1. Молодость
государственности стран-
2. Упрощенные представления о предпосылках, инструментах и сроках интеграции постсоветского пространства.
3. Опасения ряда
стран СНГ по поводу
4. Длительный экономический спад, объективно сузивший материальную основу интеграции.
5. Разные модели
экономических реформ и
6. Противодействие
постсоветским интеграционным
7. Выбор модели
интеграции, не соответствующей
реальным условиям
8. Неготовность
России выступить в качестве "локомотива"
интеграции и донора для
9. Противоречие между принципом равноправия стран-участниц и резко преобладающим экономическим потенциалом России.
10. Углубление
различий в уровнях социально-
Без особого
риска ошибиться можно
Сегодня в СНГ даже не рассматривается вопрос о каком-либо "коллективном обособлении" от внешнего мира, не говоря уж о выработке единой позиции по отношению к третьим странам. Наоборот, вполне отчетливо просматривается стремление каждого из государств Содружества в одиночку включиться в процессы глобализации экономики: некоторые из них уже являются членами ВТО, другие добиваются такого членства, пытаясь автономно подключиться в той или иной форме к европейской интеграции, диверсифицировать внешнеэкономические связи, сократить долю ненадежных рынков и найти новых партнеров - потенциальных инвесторов.
И все же, несмотря на все проблемы и трудности в развитии Содружества, здесь еще не исчерпаны довольно мощные, резервы оживления центростремительных тенденций. Сохраняющаяся взаимозависимость и растущее в ряде стран СНГ осознание того, что переориентация на Запад (где их продукция, за исключением ряда сырьевых товаров, почти не пользуется спросом) ведет к дальнейшей деградации их экономик и к окончательному разрушению наукоемких отраслей, – объективные факторы, способствующие взаимному экономическому сближению. Нельзя также сбрасывать со счетов сохранившиеся со времен СССР духовные, культурные и родственные связи между жителями экс-союзных республик. Правда, здесь не должно быть места иллюзиям: указанные резервы не имеют никаких шансов на автоматическую реализацию. Более того, время, судя по всему, работает на их истощение. В обозримой перспективе динамика постсоветского пространства будет складываться под влиянием множества разнонаправленных факторов. Ясно, что конкретное содержание его структурирования будет определяться экономическим и политическим весом новых государств в Европе и мире, характером их взаимных отношений, позицией третьих стран и других региональных группировок.
В формате всего Содружества не следует надеяться на скорое решение каких-либо значительных задач в сфере экономики, в социальной и других областях взаимодействия. Очевидно, что ускоренное развитие и преобразование Содружества в полноценное региональное экономическое объединение в ближайшей перспективе невозможно. СНГ и в дальнейшем может существовать как полезный форум для встреч и консультаций, как механизм сближения и согласования интересов с тем, чтобы возникающие противоречия не достигли критической массы.
Перспективы отдельных
региональных группировок государств
Содружества также весьма неоднозначны.
Появление Организации
Что касается перспектив участия Республики Беларусь в различных интеграционных объединениях, то здесь приоритеты должны базироваться на многовекторности: концентрации усилий на формировании интеграционного сообщества совместно с государствами-участниками СНГ, развитии экономического взаимодействия с Россией в рамках Союзного государства, активном участии в общеевропейских интеграционных процессах. Последнее в свою очередь возможно лишь при активном сотрудничестве с Россией, учитывая ее партнерский характер отношений с ЕС.
Список использованных источников
1. Авдокушин
И. Международные
2. Алексеев И.С.
Управление
3. Внешнеэкономическая политика государства: Учебное пособие для студентов вузов / Филькевич И.А. – Гомель: УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации".- 2002.
4. Гринберг Р.
Десятилетие эволюции и
5. Давыденко В. Экономическая теория.- Мн.- 2002.
6. Инсингарин
Н. СНГ: Интеграционно-
7. Качуровский Е.П., Астапченко Ю.Л. Беларусь: новая торговая политика.- Мн.- 2002
8. Конобеев В.
ЕС-Россия-Беларусь: императивы взаимодействия
// Мировая экономика и
9. Кротов М.
Экономическая интеграция
10. Международная экономическая интеграция: Учебно-методическое пособие / М. Г. Баканова.- Мн.: БГУ.- 2002.
11. Международные
экономические отношения.
12. Михайлушин А. Международная экономика.- М.- 2002.
13. Мацнев Д. Макроэкономика СНГ: десятилетия реформ // Российский экономический журнал. – №5. –2001.- С.81-86.
14. Пугачев В. Мы по-прежнему вместе (ЕврАзЭС) // Национальная экономическая газета.- №60.- 2002.- С.1,4.
15. Смирнов А. Экономика.- М.- 2000.
16. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.- 2002.
17. Строев Е. Глобализация и региональная интеграция в СНГ: проблемы сочетания // Российский экономический журнал.- №8.- 2001.- С.63-67.
18. Шумский Н. Общее
19. Шадурский В. Отношения Республики Беларусь и ЕС: внутренний и внешний контекст//Белорусский журнал международного права и международных отношений.- №3.-2003.-С.45-48.
20. Яров Ю. Глобализация
экономики и развитие
21. Экономическая теория:
Учебник. – Изд. испр, и доп.
/ Под об. Ред.академика В.И. Видяпина,
А.И. Добрынина, Г.П.
22. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 727 с.
23. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 605 с.
24. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – 2-ое изд., перераб. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 366 с.
25. Нухович Э.С., Смитиенко
Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая
26. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
27. Колесов, В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
28. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие / под ред. д.э.н., проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2009.
29. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.