Международная торговля и торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики

Выделяется ряд задач:

1.рассмотреть теории международной торговли,
2.рассмотреть перспективы развития международной торговли;
3.дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации;
4.показать место России в международной торговле и показать влияние ВТО на ее торговую политику
5.анализировать структуру современной мировой торговли

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

    - говядины на 3,8%

    - свинины на 8,6%

    - мяса птицы на 14,0%

    - рыбы свежей и мороженой на 12,2%

    - молока и сливок несгущенных  40,3%

    - сыров и творога на 5,1%

    - цитрусовых плодов на 12,2%

    - ячменя в 4,2 раза.

    Среди поставок продукции химической промышленности в январе 2008 года по сравнению с  январем 2007 года увеличились поставки (физические объемы) парфюмерно-косметических  средств на 12,7%, пластмассы и изделий  из нее – на 11,3%, медикаментов на 43,1%.

    Импорт  одежды по сравнению с январем 2007 года увеличился в физическом выражении  в 1,8 раза, в стоимостном  - в 1,84 раза; обуви – в 2,2 раза и 2,0 раза соответственно.

    В импорте из стран СНГ выросли  закупки (физические объемы) сыров и творога – на 20,7%, пшеницы – на 6,3%, угля каменного – на 33,1%,  пластмассы и изделий из них – на 19,4%, текстиля и обуви – на 26,9%. Снизились поставки (физические объемы) древесины и изделий из нее – на 3,2%, черных металлов – на 22,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 5,1%,  труб – на 36,6%, автомобилей легковых – на 16,0%, автомобилей грузовых – на 58,0%. 

    В страновой структуре внешней  торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе 2008 года приходилось 55,2%  российского товарооборота (в январе 2007 года – 53,7%). На страны СНГ в январе 2008 года приходилось 14,0% российского товарооборота (в январе 2007 года – 15,7%), на страны ЕврАзЭС  - 8,3% (8,4%), на страны АТЭС – 18,8% (17,2%).

      Основными торговыми партнерами  России в январе 2008 года среди  стран дальнего зарубежья являлись  Нидерланды, товарооборот с которыми  составил 4,5 млрд.долларов США (158,5% к январю 2007 года), Германия –  4,4 млрд.долл.США (148,0%), Италия – 4,2 млрд.долл.США (156,6%), Китай – 3,7 млрд.долл.США (169,8%), Турция – 2,2 млрд.долл.США (161,4%), Польша – 1,9 млрд.долл.США (172,1%), Япония – 1,6 млрд.долл.США (168,6%), Франция – 1,4 млрд.долл.США (190,6%), Финляндия – 1,4 млрд.долл.США (178,9%), Соединенное королевство – 1,3 млрд.долл.США (155,5%).

    Товарная  структура отечественной внешней  торговли отражает ограниченные возможности  приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции – примерно 2%. В российском импорте -  непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5).

2.3. Современные тенденции в развитии мировой торговли

    Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объемам международных экономических отношений. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

    В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано  со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

    Международная торговля связывает национальные экономики  в единую систему мирового рынка. Субъектами международной торговли выступают все государства мира. Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).

    Развитие  же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов  международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).

    Субъектами международной торговли выступают:

    1) страны мира;

    2) ТНК и МНК;

    3) региональные интеграционные группировки.

    Главной особенностью 19современного этапа функционирования мировой экономики является опережающий рост международной торговли над производством, который обусловлен увеличением хозяйственной взаимозависимости большинства стран и выравниванием динамики ВВП по регионам. Важными тенденциями современного развития международной торговли являются также:

    - увеличение экспорта промышленных  товаров в большей степени,  нежели экспорта сырья;

    - повышение в международной торговле  роли европейского региона, доля  которого составила 45%;

    Анализ  изменения масштабов внешней  торговли стран мира позволяет выделить особенности, которыми характеризуется современный этап.

    1. Ускорение развития международной  торговли после второй мировой  войны.

    2. Преимущественный рост внешней  торговли по сравнению с общими  темпами хозяйственного развития стран.

    3. Решающее значение на развитие международной торговли оказывают факторы, действующие в сфере производства: структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства.

    4. Рост экспортной квоты, свидетельствующий  о возрастающем вовлечении стран  в мировую экономику.

    5. Значительные изменения географической  структуры международной торговли под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах.

    Основной  тенденцией современного этапа развития МТТ является увеличение удельного  веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Среди важнейших структурных сдвигов в МТТ следует отметить также снижение удельного веса продовольствия. В основе этой тенденции лежат относительно медленный рост сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран.

    Таким образом, мировой рынок товаров  на современном этапе значительно  диверсифицирован, а товарный ассортимент внешнеторгового оборота чрезвычайно широк, что связано с углублением МРТ и огромным разнообразием потребностей в товарах производственного и потребительского назначения.

    На  основании вышесказанного можно сформулировать тенденции, характерные для развития МТТ и МТУ на современном этапе. Новые тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны прежде всего с НТП, изменением объекта торговли, субъектов товарного общения и организационно-экономических форм последнего. Среди них:

    1) быстрое обновление товарной  номенклатуры МТ, которое находит  отражение в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции новых отраслей, сферы высоких технологий;

    2) рост обмена узлами, деталями, компонентами;

    3) относительное падение значения  торговли сырьем и топливом;

    4) приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная передача оборудования, комплектующих, а также информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи товаров и услуг;

    5) отказ от личного контакта  продавца и покупателя в сфере.

    Нельзя  не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров. Изменения величины чистого экспорта, то есть разницы между стоимостью экспорта страны и ее импорта, оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме американского импорта и экспорта могут вызвать серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны.

    Наряду  с вышеперечисленными основными  тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно  выделить еще целый ряд тенденций, таких как:

  • возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона (в 1995 году на их долю приходилось 65% экспорта развивающихся стран, значительное место в экспорте этой группы государств принадлежит так называемым новым индустриальным странам (НИС) и Китаю, который в последнее десятилетие очень бурно обновлял свой промышленный потенциал),
  • уменьшение доминирующей роли США в международной торговле (в 2001 году удельный вес в мировом экспорте товаров и услуг составлял 11,9 и 18,1% , то в 2003 году – 9,7 и 16% соответственно, в то время, как удельный вес Германии в 2001 году – 9,3 и 5,5% и в 2003 году – 10,0 и 6,3%),
  • возрастание роли экологических аспектов продукции мирового товарооборота,
  • быстрый рост торговли между развивающимися странами (экспортная экспансия НИС),
  • рост объемов рынка услуг, особенно в экспорте индустриальных стран,
  • увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами и т.д.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Международная торговая политика и ее роль в экономическом развитии страны

3.1. Характеристика политики свободной торговли и протекционизма

    В зависимости от масштабов вмешательства  государства в международную  торговлю различают протекционистскую  торговую политику и политику свободной  торговли.

    Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

    Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции путем использования  тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

      Политика  свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия  на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. 
         Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. 
         Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась. 
         Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. 
         Его основные формы:
ссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс 
1. односторонний протекционизм – регулирование внешней торговли без согласования с партнером;

Информация о работе Международная торговля и торговая политика