Международная торговля и торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики

Выделяется ряд задач:

1.рассмотреть теории международной торговли,
2.рассмотреть перспективы развития международной торговли;
3.дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации;
4.показать место России в международной торговле и показать влияние ВТО на ее торговую политику
5.анализировать структуру современной мировой торговли

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

2. двусторонний  протекционизм – согласование выдвигаемых мер с партнером; 
3. многосторонний протекционизм – участие в разработке торговой политики ряда стран. 
         В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. 
         Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. 
         Общая тенденция развития внешнеторговой политики - ослабление протекционизма и либерализация, особенно в рамках интеграционных объединений. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в условиях ускоренной либерализации; происходит усиление воздействия международного и регионального регулирования, ослабевает национальное регулирование. Но в рамках регулирования внешней торговли государства использует инструменты  торговой политики, в частности торговые барьеры, которые носят административный и экономический характер.
 
 
 
 
 

3.2. ВТО и ее влияние на торговую политику России

      Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

      Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

      Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего  благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.

      Россия  подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.

      Из  членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

      Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

      Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

      С другой стороны, вступив во Всемирную  торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами — членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно. В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию. В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

      В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего нынешнего объема международных экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

      Международная торговля является следствием международного разделения труда и международной  специализации. Это закрепляет за ней  серьёзные перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого изучение её современного положения и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической стратегии как на макро-  , так и на микроуровне.

      Внешняя торговля, особенно в странах с  открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых  рынках, оказывает огромное влияние  на общее состояние экономики. Ухудшение  условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.

      Динамика  развития международной торговли характеризуется  стремительным ростом объёмов товарооборота  в последнее десятилетие. Это  обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала большинства государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В растущем многообразии форм международной торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК.

      Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация  и кооперирование промышленного  производства способствуют активизации  международной торговли. Объёмы международной  торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Они растут и относительно предыдущих, при чём большими темпами. Кроме того, меняется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами. Географическая структура международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.

      Существенную  роль в регулировании внешней  торговли играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное с 1 января 1995 г. во Всемирную торговую организацию, а также различные товарные договоры и межправительственные торговые соглашения, заключаемые на двусторонней основе.

      Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что в динамике наблюдается стремительный рост объёмов международной торговли, а доля готовой продукции в нём неуклонно растёт. Структура международной торговли, как географическая, так и товарная постоянно меняется, представляя собой в данный момент систему из двух элементов: развитые страны, торгующие в основном между собой, и развивающиеся страны, поставляющие свою продукцию в развитые страны. 
 

Список  литературы:

  1. Белоусов  А. Эволюция системы воспроизводства  российской экономики от кризиса  к развитию//Москва. - 2006. – №4. - с.222 – 281
  2. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику//МЭ и МО. – 2003. - №9. – с.312.
  3. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире//Вопросы экономики. – 2003. - №5
  4. Горохов А. На перепутье: экономическая ситуация на данный момент//Москва. – 2007. - №2. – с.144-149
  5. Мировая экономика: учебное пособие/под ред. И.П.Гурова – 2-е изд., стер. Москва: Омега. – Л.2008 – 394 с.
  6. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 595с.
  7. Иващенко А.А. Товарная биржа. - М.: Международные отношения, 1991
  8. «Международная экономика», Киреев А.П., М:1997
  9. Материалы Пятой межрегиональной научной конференции “Студенческая наука –экономике России”. Ставрополь, 2005.
  10. Материалы XI региональной научно-технической конференции "Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону".т.3.. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007г. 267 с.
  11. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее//МЭ и МО. – 2006. - №1. – с.76-87
  12. Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди?//МЭ и МО. – 2007. - №8. - с.16-24
  13. Оболенский В. Формирование внешнеэкономической  специализации России//М., ИМЭМО РАН, 2005
  14. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая правительством РФ в августе 2003 г.// Российская бизнес-газета, 07.10.2003
  15. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 606с.
  16. Энциклопедия стран мира, под ред. А.Симония, 2004. – 1319 с.
  17. Федорова Н. Сальдо впечатляет, структура как всегда// МЭ и МО. – 2006. - №3. – с.35
  18. Федорова Н. Уместен ли торг?// Экономика и жизнь. – 2005. - №48. – с.1
  19. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. – М.: Прогресс, 1992.
  20. www.cbr.ru
  21. www.customs.ru
  22. www.ress.ru

Приложения.

      Приложение 1. Структура мировой торговли товарами

Продукция Общий объём, млрд. долл. Доля, %
2004 2005 1990 2004 2005
АПК:

Продукты  питания

Сырьё

Добывающей  промышленности:

Минералы

Топливо

Цветные металлы

Промышленная:

Железо  и сталь

Продукция химической промышленности

Другие  виды продукции низшей обработки

Машиностроение и транспортное оборудование:

Продукция автомобильной промышленности

Офисное и телекоммуникационное оборудование

Иные  виды транспортного оборудования

Продукция текстильной промышленности

Одежда

Другие  виды потребительских товаров

567

442

116

790

62

611

120

4630

144

574

449

2566

571

940

1055

157

199

541

574

457

110

813

60

636

111

4477

143

598

432

2453

570

828

1061

147

195

565

12,2

9,3

2,9

14,4

1,6

10,7

2,1

70,4

3,1

8,7

7,8

35,7

9,4

8,8

17,5

3,1

3,2

8,8

9,1

7,1

1,8

13,2

1,2

10,0

2,0

75,0

2,1

9,5

7,2

41,5

9,3

15,3

16,9

2,5

3,3

8,7

9,0

7,4

1,7

13,3

0,9

10,5

1,8

74,9

2,1

9,8

7,0

41,2

9,3

13,9

17,6

2,6

3,2

8,9

Информация о работе Международная торговля и торговая политика