Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:04, курсовая работа
Международное разделение труда — объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного, сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.
Введение…………………………………………………………………......3-4
1. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства.……………......……………………………………………….…………5
1.1. Сущность, этапы развития международного разделения труда….5-10
1.2. Формы международного разделения труда…………………………9-13
2. Современное состояние теории и практики международного разделения труда……………………………………………………………………14
2.1. Теории международного разделения труда..………………………….14
2.1.1. Меркантилизм……………………………………………………14-15
2.1.2. Абсолютное преимущество…………………………………………..16
2.1.3. Теория сравнительного преимущества…………………………..16-19
2.1.4. Современные теории модернизации……………………………19-21
2.2. Международная специализация и кооперация: сущность, формы и направления развития…………………………………………………………21-25
3. Россия в системе международного разделения труда………………….26
3.1. Состояние российского платежного и торгового баланса………26-29
3.2. Международное движение капитала в России…………………….29-32
Заключение………………………………………………………………33-34
Список использованных источников…………………………………35-36
То же членство облегчит и борьбу с дискриминацией российских товаров на мировых рынках. ВТО не знает понятия "нерыночная экономика", на основании которого к России долгое время применялись волюнтаристские санкции, в том числе антидемпинговые, и уже само присоединение к Организации дает нам право требовать пересмотра 122 ныне применяемых против российских товаров антидемпинговых процедур (хотя каждую из них придется оспаривать отдельно). В сложных случаях к услугам страны будет и существующий при ВТО авторитетный механизм разрешения торговых споров.
Наконец, принципиально новая и благоприятная ситуация складывается в ВТО для российского экспорта услуг, которые не подпадают под упоминавшиеся выше двусторонние соглашения. Хотя и с изъятиями, мы получаем в рамках Соглашения -ВТО по торговле услугами (ГАТС) принцип наибольшего благоприятствования и национальный (то есть одинаковый с местными провайдерами) режим для продаж наших услуг в 150 секторах их оказания. Сами же услуги формируют повсеместно более половины ВВП, и объем торговли ими существенно превосходит динамику мировой товарной торговли. [16, 81-88]
Позитивными для отечественной экономики следует признать и входящие в тексты ВТО соглашения ТРИМС (по торговым аспектам инвестиционных мер) и ТРИПС (по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Первое регулирует ряд аспектов международного движения капиталов, унифицированно заменяя положения двусторонних соглашений России о защите и поощрении инвестиций и распространяет эти режимы еще на более 80 стран ВТО, с которыми у России таких соглашений пока нет. Второе трактует права интеллектуальной собственности еще и как элемент торговых отношений, дополняет существующий национальный режим ее защиты принципом наибольшего благоприятствования, позволяя таким образом распространять на Россию любые преимущества в этой сфере, предоставляемые друг другу другими членами ВТО, в том числе и теми, с которыми наша страна пока не связана соответствующими двусторонними договорами или специализированными международными конвенциями.
При переговорах удалось сохранить право России на применение экспортных пошлин (а это 20% доходов бюджета и возврат государству значительной части природной ренты от олигархов). Отведены были и требования доведения внутренних цен на энергоносители до уровня мировых, что грозило бы обрушить не только наш экспорт, но и экономику страны в целом.
Однако было бы неверно рисовать ситуацию в нашем экспорте лишь в черном свете. Возрождение национальной экономики сопровождается ее модернизацией и появлением новых товаров, в том числе для экспорта. Страна взяла курс на инновационное развитие.
Поэтому в части экспорта присоединение России к ВТО можно рассматривать еще и как инвестицию в будущее, которое в торгово-политическом плане всегда нужно готовить заранее. [17, 3-9]
3.2. Международное движение капитала в России
В последние годы в России динамика притока и оттока инвестиций опережала динамику экспорта и импорта товаров и услуг, что вполне соответствует основным мировым тенденциям. При этом, несмотря на отток капитала в форме прибылей или деинвестирования, постоянно росли объемы накопленных в стране иностранных инвестиций и собственных российских инвестиций за рубежом (см. приложение 1). [17, 3-7]
Влияние притока иностранного капитала на экономику страны определяется не только его объемами, но и структурой привлеченных средств, их местом в отечественном воспроизводственном процессе. Пока же прямые (производственные) иностранные инвестиции (ПИИ) составляют в общем притоке лишь небольшую долю при росте портфельных (спекулятивных) инвестиций и господстве "прочих". Так называемые прочие инвестиции в основном состоят из торговых кредитов и имеют лишь косвенное отношение к накоплению капитала, и потому в их случае правильнее говорить о кредитовании, а не об инвестировании в экономику, тем более что значительная часть этих кредитов реализуется в торговле неинвестиционными товарами.
В России вдвое чаще инвестиционные проекты с участием иностранного капитала начинались в форме нового строительства. В 2004—2006 гг. при общей доле страны в привлеченных мировых ПИИ в 1.9%, в объеме нового строительства она превысила 4%. [18, 119-136]
Прямые иностранные инвестиции достаточно быстро (на 89% в течение 2006 г. ) осваивались в экономике и тратились преимущественно по своему прямому производственному назначению. Вложения в основные фонды и капремонт составили 12.8 млрд. долл. (или 23, 3% к итогу); на оплату сырья, материалов, комплектующих, работ и услуг соответственно – 13.0 (24.5); на аренду и обязательные платежи – 0.63 (1.9); па погашение кредитов — 4.4 (7.9) и лишь 3.9 млрд. долл. (или 7.3% к итогу) пошли на инвестиции в нефинансовые активы, покупку ценных бумаг и предоставление заемных средств.
Другая важная особенность России как принимающей страны - относительно узкий круг зарубежных государств-инвесторов, а также своеобразие их иерархии. Весомое представительство офшоров дает основание полагать: примерно 1/3 поступающих в Россию инвестиций - реимпорт ранее выведенных отечественных активов. Это означает, что российская экономика пока мало подпитывается средствами новых стран-инвесторов, хотя во всемирном экспорте капитала доля таких стран приближается ныне к 1/10. В целом по сумме привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2007 г. Россия занимала 13-е место в мире и 2-е место (после КНР) среди стран с переходной экономикой. [20, 66-72]
В части экспорта капитала дело обстоит пока существенно скромнее. Если не принимать во внимание несанкционированные утечки, эти операции применяются российским бизнесом в основном с целью создания зарубежных маркетинговых сетей, доступа к передовым технологиям, приобретения источников сырья и собственных перерабатывающих (дополняющих) мощностей за рубежом, в том числе через поглощения или альянсы с конкурентами. Поглощения и слияния финансируются главным образом за счет заемных средств и географически сосредоточены на рынках основных торговых партнеров страны. Наконец, эти операции пока не имеют, вопреки общепринятой мировой практике, страховой, кредитной или налоговой поддержки со стороны государства.
Экспорт капитала, конечно же, отвлекает ресурсы из фонда накопления страны, однако он необходим, ибо без должной зарубежной базы подработки, продвижения, маркетинга и обслуживания ныне невозможен не только промышленный, но даже современный углеводородный экспорт. К тому же доходы от российских инвестиций за рубежом заметно возросли - с 6.2 млрд. долл. в 2005 г. до 24.8 млрд. в 2006 г. Хотя перевод прибылей по иностранным капиталовложениям в Россию (около 40 млрд. долл.) еще превышает зарубежные доходы отечественных инвесторов, но этот разрыв постепенно сокращается. В целом иностранные инвестиции в Россию пока приносят их владельцам более высокую норму прибыли, чем российские за границей, правда, эта норма существенно колеблется по отдельным периодам.
Привлекая к себе иностранные инвестиции, правительства и деловые круги обычно рассчитывают на пополнение национального фонда накопления, импортзамещение, привнесение в страну передовых технологий и управленческого опыта и, наконец, открытие (в том числе через сбытовые сети партнеров) каналов экспорта продукции, производимой с участием иностранного капитала. Такое привлечение в большинстве стран является составной частью и продолжением их промышленной политики с льготами для приоритетных отраслей и ограничениями для проблемных и стратегических. При соблюдении этих условий допустимо и открытие внутренних рынков для конкуренции со стороны предприятий, полностью или частично контролируемых иностранным капиталом.
Привлечение иностранных инвестиций в страну до последнего времени носило характер огульного зазывания без какой-либо политики и отраслевых приоритетов. Это совмещалось с процессами приватизации и, по существу, во главу угла ставилась компрадорская смычка национального, в том числе олигархического, капитала с иностранным, а не баланс преимуществ и рисков, который такие инвестиции несли экономике страны.
В ряде случаев
иностранный капитал пользовалс
При пореформенной разрухе, приватизационных нравах и компрадорском настрое ельцинской власти агрессивным иностранным предпринимателям не составило большого труда поставить под свой контроль многие сектора отечественного производства и рынка. Более того, многие наши предприниматели приобретали государственную или наживали свою собственность с изначальной целью продать ее в итоге зарубежному "стратегическому инвестору". В целом же экспансия иностранного капитала, развивавшаяся "по критериям рынка" и не управляемая государством, пока весьма слабо вписывается в инновационную модель, к которой стремится Россия. Это наглядно демонстрирует отраслевая структура зарубежных инвестиций в нашу экономику (см. приложение 2). [17, 3-7]
Главное же - иностранные инвестиции в России почти никак не расширяют ее экспортный потенциал. Международные торговые сети, обосновавшиеся в России, также не стремятся продвигать отечественные товары в свои зарубежные звенья, более того, сами они отдают явное предпочтение импорту при работе внутри нашей страны.
Рост национального
самоутверждения при
В России добросовестный иностранный инвестор всегда может найти свое место даже при новом инвестиционном законодательстве, вводящем определенные ограничения для зарубежных вложений в стратегические отрасли экономики.
При этом в России хорошо осознают и те проблемы, с которыми сталкивается на ее территории зарубежный промышленный инвестор - коррупция, административные барьеры, изъяны правоприменения, отсутствие регистрации по типу "одного окна" и др. Эти проблемы постепенно устраняются, в том числе в связи с ожидаемым присоединением России к соглашениям ТРИМС' и ГАТС. Их решению может способствовать также наше участие в Агентстве по страхованию инвестиций от политических рисков (МИГА) и в двусторонних соглашениях о защите и поощрении инвестиций. Ожидается, что полновесный раздел по этой тематике будет содержаться и в новом Соглашении о стратегическом партнерстве Россия-ЕС.
Предвзятую критику опровергает последовательный рост инвестиций в нашу страну. Капитализация вложений в российскую экономику повышается, и нередко те из инвесторов, кто ранее по тем или иным причинам покинул Россию, ныне вновь возвращаются сюда как на перспективное поле для своего бизнеса. [20, 38-41]
Особого разговора заслуживают иностранные портфельные инвестиции в Россию. Ранее небольшие по объему, они стали быстро расти вслед за международным оборотом "горячих денег" и вынужденными зарубежными заимствованиями российского бизнеса, который уже вышел на первое место в мире по объемам IРО. Приток портфельных инвестиций может внести определенный вклад как минимум в развитие отечественного фондового рынка. Однако он же порождает и серьезные проблемы для экономики переходного периода, и российской в том числе.
Поэтому на данном этапе правильнее было бы сосредоточиться на менее амбициозных, но насущных задачах, а именно, "расшить" за счет внутренних источников возникшие в связи с кризисом на международных кредитных рынках проблемы ликвидности и "длинных денег"; снизить внешние риски и инфляцию, не допускать импорт инфляции извне; стимулировать разумное импортзамещение, не говоря уже об океане организационной работы, в которой обычно тонут многие благие начинания.
Заключение
Таким образом международное разделение труда играет возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного производства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах международного разделения труда, как и разделение труда вообще, не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.
Международное разделение труда, международная специализация и кооперирование (кооперация) производства (МСКП) — нерасторжимые и обуславливающие друг друга общественные явления, носящие сложный и противоречивый характер. Международное разделение труда является более широкой экономической категорией по сравнению с международным кооперированием, являющимся одной из сторон и одновременно главных форм проявления международного разделения труда. В свою очередь, международное кооперирование основывается на специализации производства, отражающей другую сторону и иную основную форму международного разделения труда.
На основе новых теорий МРТ в 60-70 годы ХХ века сформировались планы перестройки международной специализации и кооперации. Согласно данным планам, промышленно - развитые страны концентрируют свои усилия на производстве наукоёмкой продукции на основе высокотехнологического производства и высококвалифицированной рабочей силы.
Указанные процессы перестройки современного МРТ показывают, что Россия может участвовать в системе современного МРТ.