Международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование вопросов международных налоговых отношений, рассмотрение проблем международного двойного налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
 дать общую характеристику международных налоговых отношений;
 изучить особенности международного двойного налогообложения;
 разобрать вопросы, касающиеся международного налогового права;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………………………………5
1.1.Общая характеристика международных налоговых отношений…………5
1.2.Международное двойное налогообложение………………………………9
1.3. Международное налоговое право и международные договоры по вопросам налогообложения……………………………………………………16
2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………24
2.1. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества……………………………24
2.2. Налогообложение особых видов доходов по соглашениям Российской Федерации об избежании двойного налогообложения………………………27
2.3. Международные соглашения Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Международные отношения.docx

— 100.88 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………………………………5 
1.1.Общая характеристика международных налоговых отношений…………5 
1.2.Международное двойное налогообложение………………………………9 
1.3. Международное налоговое право и международные договоры по вопросам налогообложения……………………………………………………16 
2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………24 
2.1. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества……………………………24 
2.2. Налогообложение особых видов доходов по соглашениям Российской Федерации об избежании двойного налогообложения………………………27 
2.3. Международные соглашения Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Субъекты, осуществляющие предпринимательскую  деятельность на территории Российской Федерации и являющиеся ее резидентами, безусловно, несут налоговые обязательства  перед бюджетом. Здесь вопросы  налогообложения решаются без особых проблем, поскольку предпринимательская  деятельность находится в пределах территории Российской Федерации.

Но нередко на практике существуют совершенно противоположные случаи, когда, например, субъект налогообложения  является резидентом Российской Федерации, а осуществляет свою предпринимательскую  деятельность за её пределами или  же наоборот, резидент иностранного государства  ведет бизнес на территории Российской Федерации. В подобных случаях возникает  вопрос, какому государству будут  уплачиваться соответствующие налоги, по закону какого государства будет  рассчитываться сумма налога, какой  правовой режим возникает в случае двойного налогообложения, а также  пути разрешения возникших вопросов.

Поднятие и рассмотрение данного  вопроса, я считаю, является необходимым  и немаловажным,. Это объясняется, прежде всего, тем, что в нашем случае речь идёт о налогообложении и связанным с ним развитием предпринимательства, развитием рыночных отношений, от чего в конечном итоге зависит уровень развития нашего государства. Данные факты подтверждают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью написания курсовой работы  является исследование вопросов международных  налоговых отношений, рассмотрение проблем международного двойного налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • дать общую характеристику международных налоговых отношений;
  • изучить особенности международного двойного налогообложения;
  • разобрать вопросы, касающиеся международного налогового права;
  • ознакомиться с международными налоговыми соглашениями Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

В качестве инструмента исследования использовались теоретические методы обобщения, индукции, анализа и синтеза.

Информационной базой  для выполнения курсовой работы послужили труды отечественных ученых и практиков, нормативно-правовые документы, учебники  по налогам и налогообложению таких известных авторов в области учета как А.В. Грищенко, Н.А. Вещунова, В.И. Семенов и электронные ресурсы. Нормативно-правовую основу исследования составили законодательные и нормативные документы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 
1.1.Общая характеристика международных  налоговых отношений 

Международные налоговые  отношения - отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства [7].

К основным сферам международных  налоговых отношений относятся:

  • применение таможенных пошлин и других налогов и сборов, взимаемых при пересечении товарами таможенных границ;
  • налогообложение доходов, полученных резидентами из-за рубежа;
  • налогообложение доходов нерезидентов, полученных из источников, расположенных на территории страны;
  • налогообложение имущества, расположенного за пределами территории страны, и доходов от реализации такого имущества;
  • налогообложение наследств и дарений, получаемых из-за рубежа;
  • налогообложение международных перевозок, услуг по экспедированию и хранению товаров;
  • налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не относящихся к внешней торговле (банковских, страховых, инвестиционных и т.д.);
  • установление иммунитетов и привилегий для дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, а также их сотрудников в отношении таможенных пошлин, налогов на доходы и имущество, а также в отношении отдельных видов внутренних налогов на потребление и различного рода сборов;
  • сотрудничество налоговых властей по вопросам применения норм международных договоров и применения мер против избежания налогов (международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства).

Регулирование международных  налоговых отношений может проводиться  странами в одностороннем порядке  или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений.

Одностороннее регулирование  осуществляется путем издания законодательных  актов, определяющих особенности условий  налогообложения как для иностранных юридических лиц и иностранных физических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических лиц и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом. Односторонними мерами по устранению международного двойного налогообложения для национальных граждан и компаний являются различного рода налоговые скидки на сумму уплаченных за рубежом налогов (иностранный налоговый кредит). Эти меры используются странами — экспортерами капитала для облегчения экспорта товаров, услуг и капитала.

Наиболее широкое распространение  получили двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество. Страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах).

Страны — участницы  Европейского Союза в договорном порядке регулируют обложение и  другими видами налогов (например, директивы  Совета ЕЭС о единых принципах построения системы НДС).

Проблемы международных  налоговых отношений находятся  в центре внимания таких международных организаций, как ООН (Модельная конвенция ООН), ОЭСР (Модельная конвенция ОЭСР), ГАТТ и Всемирная торговая организация (взимание таможенных пошлин и сборов, ограничения по применению мер нетарифного регулирования), Европейский Союз (отмена таможенных пошлин в торговле между странами ЕЭС, создание общего рынка, унификация систем обложения НДС и других налогов и сборов).

Специализированной международной  неправительственной организацией, занимающейся проблемами международных  налоговых отношений, является международная налоговая ассоциация.

К традиционным проблемам  международных налоговых отношений  относятся [9]:

  • практические проблемы применения односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • унификация правил исчисления налогооблагаемой прибыли юридических лиц и налогооблагаемых доходов физических лиц, получаемых за пределами страны постоянного пребывания;
  • влияние изменений валютного курса на налогооблагаемый доход (проблема налогообложения курсовых разниц);
  • влияние инфляции на налогообложение и применение методов индексации налогов;
  • устранение налоговых препятствий международному движению капитала и создание условий для международной экономической интеграции;
  • применение налоговых льгот с целью привлечения иностранного капитала;
  • зачет убытков, понесенных в одной стране, для целей налогообложения прибыли в другой стране;
  • избежание дискриминации в национальном и международном налогообложении;
  • унификация внутренних налогов на потребление;
  • трансфертное ценообразование и применение мер против избежания налогов, как при наличии, так и при отсутствии информации о сравнимых рыночных ценах;
  • трактовка постоянного представительства для целей налогообложения;
  • налогообложение интеллектуальной собственности и доходов от ее использования в международных экономических отношениях (налогообложение импорта и экспорта технологий, ноу-хау, патентов и других не осязаемых активов и технической помощи);
  • международные налоговые проблемы, связанные с взаимным участием в капитале и реорганизацией дочерних иностранных предприятий;
  • налоговые проблемы международного сотрудничества развитых и развивающихся стран (применение режима наиболее благоприятствуемой нации, режимов предоставляемых развивающимся странам — пользователям схемой преференций и наименее развитым странам — пользователям схемой преференций, а также предоставление иностранного налогового кредита лицам, получающим доходы из развивающихся стран);
  • стандартизация мер против избежания налогов, применяемых в отношении дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых взаимозависимым лицам;
  • тонкая капитализация и единообразное применение мер против избежания налогов при выплате процентов;
  • налогообложение недвижимого имущества и доходов от его использования и продажи в международных экономических отношениях;
  • устранение международного двойного налогообложения наследств и дарений при различиях методологии налогообложения в стране постоянного проживания донора и стране постоянного проживания реципиента;
  • избежание двойного налогообложения доходов от капитала в международных экономических отношениях при использовании в стране — источнике дохода и стране — регистрации компании (стране постоянного места жительства физического лица) различных методов налогообложения;
  • разграничение понятий «избежание налога» и «уклонение от налогов» для целей применения норм национальных налоговых законодательств, международных соглашений об избежании двойного налогообложения, международных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

К числу новейших проблем  международного двойного налогообложения  относятся:

  • применение мер против избежания налогов в отношении налогоплательщиков, использующих схемы с участием компаний и международных трастов, учрежденных в офшорных зонах и странах (территориях) с льготными режимами налогообложения;
  • налогообложение компьютерного программного обеспечения и доходов от его реализации (продажи и сдачи в аренду);
  • проблема защиты конфиденциальности информации, передаваемой в рамках международного сотрудничества налоговых властей разных стран;
  • налогообложение доходов от операций с производными финансовыми инструментами;
  • налогообложение инвестиционных фондов и доходов от вложений в такие фонды;
  • налогообложение доходов, полученных от электронной торговли (e-business).

 

1.2.Международное двойное  налогообложение

 

Международное двойное налогообложение  – это обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период. Крайне негативное явление, сдерживающее рост внешнеторговых связей, затрудняющее перемещение капиталов и лиц, препятствующее развитию интеграционных процессов, прежде всего в области экономики. Более того, корпорации и физические лица стремятся избавиться от излишнего налогового бремени, делая это настолько успешно, причем нередко вполне легальными способами, что вообще избегают какого-либо обложения [10].

Международное двойное налогообложение  не следует путать с кумуляцией налога - одновременным обложением одного и того же источника несколькими различными налогами - и с повторным обложением. Последнее имеет место, если налог взимается с объекта, который уже ранее был обложен в пользу казны.  

Для международного двойного налогообложения характерны следующие  черты:

— идентичность субъектов  налогообложения (налогоплательщиков);

— идентичность объектов налогообложения (источников доходов и самих доходов);

— подчиненность этих субъектов  или объектов налоговой юрисдикции различных государств;

— одновременность налогообложения;

— различия в правилах и  методиках исчисления облагаемого  дохода в разных странах.

Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые  режимы для своих резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа, а также для  иностранных налогоплательщиков, действующих  в стране. Различия подходов отдельных  стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой  налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное  налогообложение. Проблема двойного налогообложения  обостряется с усилением  интернационализации хозяйственной жизни. В налоговой теории и практике различаются двойное экономическое налогообложение и двойное юридическое налогообложения.

Под двойным экономическом налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается  при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

Под двойным юридическим  налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и  того же дохода одинаковыми или сопоставимыми  налогами два и более раз за один период. Подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране, такое двойное налогообложение может возникнуть при "несостыковке" общегосударственного законодательства и законодательства на уровне регионов, а также на уровне органов местного самоуправления.

В устранении двойного налогообложения  доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое  бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении  одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся  к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных  инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом [7].

Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

При устранении двойного налогообложения  в одностороннем порядке страна постоянного местопребывания  налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков.

Другой путь урегулирования проблемы двойного налогообложения - заключение международных оглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения [12].

Информация о работе Международные отношения