Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы 5
1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8
1.3. Виды международной трудовой миграции 10
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11
3. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов 16
4. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов 19
5. Миграционная политика Российской Федерации 22
Заключение 26
Список используемой литературы
Администрация городского округа Самара
АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления»
Кафедра «Экономики и бухгалтерского учета»
Курсовая работа
по дисциплине: Экономическая теория
на тему:
«Миграция рабочей силы как форма
международных экономических
студентка 1 курса
501-Д группа
Научный руководитель:
А.А. Попов
Самара 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы
1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8
1.3. Виды международной трудовой миграции 10
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11
3. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов 16
4. Эмиграционная политика
стран-экспортеров трудовых
5. Миграционная политика
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из
проявлений
Мировое сообщество,
еще недавно не ощущавшее
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
рабочей силы
Структура народонаселения мира включает два типа людей в зависимости от количества прожитых лет: трудоспособную часть – условно в возрасте 16-60 лет мужчины, 16-55 женщины – и нетрудоспособную часть – дети и старики. К первой категории принадлежит примерно 70% населения, хотя величина этой доли варьируется от региона к региону. Так, в Азии и Африке велик процент несовершеннолетних граждан, а в странах Европы и Северной Америки – пожилых людей.
В свою очередь трудоспособное население подразделяется на экономически активное и неактивное, причем последнее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на содержании государства, а также лиц без определенного места жительства. Нас будет интересовать прежде всего экономически активная часть общества, т. е. люди, способные к труду и стремящиеся им заниматься. Именно данная категория граждан принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внутренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция).
Международная миграция рабочей силы имеет длительную историю (еще до новой эры люди переезжали из одного государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:
• интернационализацией хозяйственной жизни;
• невиданными социально-демографическими изменениями;
• революцией в науке, технике и сфере информации;
• развитием интеграционных процессов;
• деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Все эти факторы способствовали усилению подвижности трудоспособного населения, которое использует развитую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился мировой рынок рабочей силы (далее МРРС), основу которого составляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальных хозяйственных систем и мировой экономики. К концу XX в. общая численность трудящихся-мигрантов достигла ежегодной величины в 35 млн чел. по сравнению с 3,5 млн в 1960 г. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также международные организации, занимающиеся вопросами юридического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.
Говоря о процессах
Важно отметить, что современные государства прилагают усилия по регулированию трудовой миграции. Правовое выражение взаимной заинтересованности направляющих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импортеров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области оказывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защитой прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейский Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Базовыми международными нормативными актами, которые регулируют отношения в рамках МРРС, являются Конвенции МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов регулируют вопросы найма мигрантов, гарантий их прав, борьбы с нелегальными каналами миграции и т. д.
Что касается политики Правительства РФ в этом вопросе, то созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба действует в рамках общегосударственной комплексной миграционной программы на основе Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее" от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии более чем 150 частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране. По вопросам миграционной политики заключены двухсторонние координирующие соглашения РФ с рядом стран: Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и некоторыми другими2.
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции
Трудовая миграция
характерна практически для
На практике встречается еще один, пятый вариант трудовой миграции: из развитых в развивающиеся или переходные экономики. Однако количество мигрантов, выбирающих это направление, невелико и представлено в основном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних компаниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантюристами. Среди центров притяжения мигрирующей рабочей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в Западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции считается Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашенный Канберрой комплекс мер по стимулированию переселения в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. способных создавать семью и иметь детей).
Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по возвращению на историческую родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Землю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем свидетельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.
За последние два десятилетия появились новые региональные центры притяжения мигрантов. Среди них выделяются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайвань).
На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на пространстве СНГ – Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (среднегодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и одновременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (среднегодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).
1.3. Виды
международной трудовой
Чтобы разобраться в структуре международного миграционного оборота, необходимо установить виды трудовой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признанными из них являются следующие:
• по продолжительности – временная, возвратная (сезонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на постоянное место жительства в другую страну);
• по социальному составу – неквалифицированные рабочие, средний технический и сервисный персонал, студенты (в период каникул), специалисты, деятели науки, культуры и спорта, предприниматели);
• по характеру – прямая и косвенная (внутрифирменная в рамках ТНК);
• по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);
• по типу статуса в принимающей стране – ассимиляционная (с последующим предоставлением вида на жительство, а затем и гражданства/подданства) и неассимиляционная.
Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоквалифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает поток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачиваемых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каждым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.