Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Содержание работы

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5

1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы 5

1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8

1.3. Виды международной трудовой миграции 10

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11

3. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов 16

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов 19

5. Миграционная политика Российской Федерации 22

Заключение 26

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая миграция.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран – экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования  масштабов эмиграции и качественного  состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной  политикой уважение прав своих граждан  на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

• методы использования эмиграции в целях  обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы  найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах  и представительствах некоторых  стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных  фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

• меры, способствующие как защите государственных  интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования – наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

• меры, направленные на взаимную защиту интересов  стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов  миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Миграционная политика Российской  Федерации

 

Россия  не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к  рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Рост  безработицы подтолкнул сотни тысяч  российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты – вьетнамцы, китайцы и т.д.).

Правительство Российской Федерации вынуждено  в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки – материальной и финансовой – у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов7.

Практическому претворению в жизнь конституционных  и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России предоставлены  лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

Наиболее  важные аспекты российской миграционной политики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;

• обеспечение  беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в  области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при  разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное  значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

С целью  дополнительного привлечения в  страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту  зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа  земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство  домов под переводы, хранимые в  строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для  льготной реализации за валюту среди  возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного  провоза машин, товаров длительного  пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

 

Заключение

 

        Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций  в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

Прежде  всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению  условий безработицы, появлению  для страны–экспортера рабочей  силы дополнительного источника  валютного дохода в форме поступлений  от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении  домой они, как правило, пополняют  ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным  последствиям трудовой миграции следует  отнести тенденции роста потребления  заработанных за границей средств, желание  скрыть получаемые доходы, «утечку  умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации  отрицательных последствий и  усиления положительного эффекта, получаемого  страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

Список  используемой литературы и источников

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г.
  2. Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994.
  3. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  4. Международные экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб., 1997.
  5. Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. – М., 1998.
  6. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1998.
  7. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения М, 1998.
  8. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. – М.: «Юристъ», 1999.
  9. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
  10. Л. Костин, д.э.н., проф. Миграция и мигранты. // Человек и труд. - №8. 2001.
  11. Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда. –  М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
  12. Г. Бояркин, проф. Трудовая миграция и экономический потенциал района. // Человек и труд. - №2 2003.
  13. Зинченко. Н.Н. Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003.
  14. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция: сущность и явление. М., 2007.
  15. Федеральная миграционная программа //«Российская газета», 20 августа 1996.
  16. Неиспоедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.
  17. Труд и занятость в России. Стат. cб. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001.

Информация о работе Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции