Микроэкономика и макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.

Содержание работы

Микроэкономика
Методы экономической теории…………………………………… 3
Ценовая дискриминация и её виды………………………….…... 10
Рынок: сущность, структура, основные черты…………….….... 14
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его….…..... 19
Задача………………………………………………………………... 20
Макроэкономика
Экономические циклы: понятие, виды и

антициклическое регулирование………………………………………... 21
Торговый и платежный баланс……………………………............. 28
Валовой национальный продукт: понятие и методы расчета… 32
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его…………. 36
Задача………………………………………………………………… 37

Список литературы………………………………………………................. 38

Файлы: 1 файл

К.работа по Экономической теор.docx

— 157.13 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы лучше понять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-следственные связи между ними, широко использует метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно, абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предполагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потребителей и т. д.

Метод научной  абстракции используется и для построения экономических моделей - упрошенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т. е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.

Экономические модели создаются для выявления  принципов, лежащих в основе экономической  деятельности и предсказания последствий  изменения тех или иных ее элементов. Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название гипотез, т. е. пробных утверждений о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами и явлениями экономической реальности. Способ проверки гипотезы на истинность называется верификацией. Способ проверки гипотезы на ложность называется фальсификацией. Сумма проверенных (верифицированных) гипотез образует теорию, т. е. совокупность объединенных одним общим принципом научных положений, служащих объяснением ряду фактов экономической действительности.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука познает действующие экономические законы, - объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни. Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров (есть и исключения) и объемом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов - они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Выявление экономических законов является важнейшей функцией экономической науки и имеет огромное практическое значение, поскольку лишь на основе анализа этих законов можно формировать эффективную экономическую политику.

При построении экономических моделей, выработке  теорий, выявлении экономических  законов экономическая наука  широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная от аргумента - независимой переменной. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др. В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию всех или большинства аргументов настолько усложнил бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным. Примером вышесказанного может служить выявление влияния на спрос (функция) уровня цены на данный товар (аргумент). Все остальные, кроме цены, аргументы считаются неизменяемыми. В данном случае можно сказать коротко - спрос есть функция цены. Однако часто функция и аргумент могут меняться местами. Зависимой переменной может стать цена - ведь при прочих равных условиях она тем выше, чем больше спрос на данный товар. В этом случае цена есть функция спроса.

Функциональные  зависимости очень наглядно проявляются  при использовании графических построений в рамках эконометрического моделирования экономических процессов. Эконометрика - наука об экономических измерениях, результатами этой науки широко пользуется экономическая теория. Использование графиков позволяет представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей.

Выше встречалось  выражение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus - лат.). Это очень важный принцип, часто используемый в экономических исследованиях для выяснения функциональных связей между экономическими явлениями. Действительно, если мы хотим проследить воздействие уровня цены на спрос, нам придется предположить, что все остальные аргументы, влияющие на спрос, кроме цены, неизменны. В противном случае нам не только не удастся обнаружить одновременное влияние всех определяющих спрос факторов на его размеры (по причинам, изложенным в предыдущем абзаце), но и выделить воздействие собственно ценового фактора на спрос. На практике очень трудно обеспечить «чистоту эксперимента», поскольку «прочие равные условия» находятся в состоянии постоянного движения, - меняются вкусы, предпочтения, мода, ожидания потребителей. В результате точность выводов экономической науки уступает строгости результатов таких наук, в которых можно обеспечить лабораторную чистоту эксперимента, например физики, химии и др.

При выявлении  причинно-следственных связей между  экономическими явлениями можно  часто наблюдать временной разрыв (более или менее продолжительный) между причиной и следствием. Повышение  цены, например, может почти мгновенно привести к сокращению величины спроса, а поступление в обращение необеспеченной товарной массой суммы денег вызовет инфляционный рост цен лишь через несколько месяцев. Однако и в том, и в другом случае причина предшествует следствию. Значит ли это, что если одно событие наступает позже другого, то именно оно является его причиной? Вовсе нет. Так, если после повышения цен на кожаные куртки, например, возросли объемы их продаж, то неправильным будет вывод о том, что рост цен явился причиной увеличения спроса. Такой причиной могут быть совсем иные обстоятельства, скажем, капризы моды, сделавшие кожаные куртки товаром повышенного спроса. Выявление причинно-следственных связей в экономике, таким образом, является весьма непростой задачей.

Трудности экономического анализа проявляются и в процессе обобщения, то есть формулирования выводов, равно справедливых как для отдельных элементов какого-либо явления, так и для всего явления в целом. Далеко не всегда правильность отдельных теоретических положений для части и целого совпадают. Используя предыдущий пример, можно сделать вывод о том, что новый производитель кожаных курток, решившийся заняться их изготовлением по причине высокой доходности этого вида деятельности, получит прибыль. Но для совокупности фирм этой отрасли появление новых производителей будет означать рост предложения отрасли и, при прочих равных условиях, снижение цен и уменьшение размеров прибыли, а, возможно, и появление убытков.

Многие функциональные зависимости в экономической  теории исследуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина в экономической науке - это дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, получаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход - дополнительный доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы товара; предельные издержки - дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т. д. Важнейшим принципом экономического анализа является сопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельности экономических агентов. Ясно, что последние будут продолжать свою деятельность, как правило, тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем предельные затраты, связанные с нею. Стимулы к продолжению экономической активности данного рода исчезают, как только предельные затраты оказываются выше предельных выгод.

Метод «предельных  выгод - предельных затрат», как полагают сторонники «экономического империализма», позволяет анализировать не только экономическое поведение. В случаях, когда решения одного экономического агента оказывают влияние на решения других, экономическая наука для исследования взаимодействия между ними может использовать теорию игр. Теория игр, занимающаяся общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами, может быть применена при объяснении взаимоотношений между несколькими фирмами на рынке, игроков в азартные игры, участников политических переговоров, особенностей экономического поведения потребителей и производителей.

Касаясь применения в экономических исследованиях  экономико-математического метода анализа, следует заметить, что он достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания. Но иногда происходит отрыв формы от содержания, математические модели начинают подчиняться собственной логике развития, что предопределяет возможность появления ошибочных основанных на математических построениях экономических выводов.

Экономическая наука обладает большим прогностическим  потенциалом. Основанные на выводах  позитивной и нормативной экономической  теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако, не следует сильно обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредвиденных последствий, когда принимаемые решения приводят к незапланированным, а иногда и к прямо противоположным результатам.

 

  1. Ценовая дискриминация и её виды.

Принимая решения  об установлении объема выпуска и  цены на свою продукцию, ориентирующаяся  на максимизацию прибыли фирма-монополист действует следующим образом: уравнивая  свои предельные издержки и предельную выручку, она определяет количество товара Qm , которое будет производить, а затем через обратную функцию рыночного спроса P (Q) определяет цену (см. рис.).

В данном случае монополист продает однородный товар  по единой для всех покупателей цене Pm. Хотя при господстве на рынке монополии благосостояние покупателей и ухудшается по сравнению с рынком совершенной конкуренции (Pm >Pc, Qm < Qc ), им все же остаётся некий потребительский излишек (площадь треугольника APmE ). Обладающая монопольной властью (Pm > MC(Qm) и являющаяся price – maker фирма-монополист может при помощи различных способов попытаться захватить часть потребительского излишка (или даже его целиком) и тем самым еще больше увеличить собственный выигрыш. При этом она, возможно, не будет устанавливать единую цену и, возможно, товар перестанет быть однородным.

 

Фирма производитель может назначить разным покупателям различные цены на идентичные товары или услуги, и в этом случае говорят, что она применяет ценовую дискриминацию. Также при осуществлении ценовой дискриминации различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и тому же покупателю. Ценовая дискриминация может возникнуть и в том случае, когда различные потребители приобретают дифференцированный товар. Примером здесь может послужить продажа товаров наборами (пакеты компьютерных программ, комплексные обеды в столовой и т. д.). Каждый из потребителей может приобрести как набор целиком, так и входящие в него товары по отдельности (что, скорее всего, обойдется дороже). В случае с географической ценовой дискриминацией покупатели, находящиеся на различных расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является дискриминационной, т.к. она не отражает различия в затратах (ведь в них включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара каждому из потребителей.

Информация о работе Микроэкономика и макроэкономика