Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:30, контрольная работа
Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.
Микроэкономика
Методы экономической теории…………………………………… 3
Ценовая дискриминация и её виды………………………….…... 10
Рынок: сущность, структура, основные черты…………….….... 14
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его….…..... 19
Задача………………………………………………………………... 20
Макроэкономика
Экономические циклы: понятие, виды и
антициклическое регулирование………………………………………... 21
Торговый и платежный баланс……………………………............. 28
Валовой национальный продукт: понятие и методы расчета… 32
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его…………. 36
Задача………………………………………………………………… 37
Список литературы………………………………………………................. 38
Для того, чтобы фирма имела возможность, и ей было выгодно, осуществлять ценовую дискриминацию, необходимо выполнение следующих условий.
1) Фирма должна являться price-maker, т.е. обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию (обладать монопольной властью). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, а, значит, являющиеся price-takers, не имеют возможности продавать какие-либо единицы своей продукции по цене, отклоняющейся от рыночной, т.к. в случае отклонения от нее они сокращают свою прибыль. Это означает, что выгодное осуществление ценовой дискриминации невозможно для конкурентной фирмы, монопольной властью не обладающей.
2) Если производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп(производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить).
3) Реализация ценовой дискриминации связана с невозможностью осуществления покупателями арбитражных операций (арбитража), т.е. передаваемости продукта между потребителями.
Действительно, если трансакционные (арбитражные) издержки при осуществлении сделок между потребителями низки, то попытки продавца продать свой товар по различным ценам приведут к тому, что покупатели, приобретающие товар по более низкой цене будут перепродавать его тем, кто готов заплатить более высокую цену. Если такой арбитраж (первого типа) является совершенным, то весь продукт покупается(по минимальной цене) только одним потребителем для перепродажи остальным. В этом случае ситуация для продавца складывается почти как в случае установления единой цены. Однако, совершенный арбитраж - это теоретический случай, а на практике может существовать лишь ограниченный арбитраж.
Возможности вступления в арбитраж гораздо более широки в сфере товарного производства по сравнению со сферой услуг (ведь большинство товаров может быть складировано, сохранено и передано, в отличие от услуг, потребление которых нельзя перенести). Поэтому возможности осуществления ценовой дискриминации шире в различных отраслях сферы услуг (медицина, транспорт(авиа- и железнодорожные перевозки, телефонная связь( различные тарифы в зависимости от времени суток); электро-, водо- и газоснабжение и т.д.)
Хотя в реальной жизни ценовая дискриминация может проявляться в огромном разнообразии форм, экономисты при ее исследовании выделяют вслед за А.С.Пигу три основных вида.
Виды ценовой дискриминации дискриминации первой, второй и третьей степени.
Ценовая дискриминация первой степени (first-degree price discrimination), или совершенная ценовая дискриминация (perfect price discrimination), означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации.
При осуществлении ценовой дискриминации второй степени (second-degree price discrimination) монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый покупатель, покупающий одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качество товар или услугу, платит одну и ту же цену. Этот вид ценовой дискриминации похож на совершенную ценовую дискриминацию, но грубее. Практикующему ценовую дискриминацию второй степени монополисту удается присвоить не весь потребительский излишек, а только какую-то его часть.
При ценовой дискриминации третьей степени (third-degree price discrimination) монополист изначально может разделить потребителей на группы, а цена единицы товара будет различаться для потребителей, принадлежащим к разным категориям, но не будет изменяться для каждого из потребителей при покупке им разного количества товара или услуги. Такая ценовая дискриминация также приводит к лишь частичному захвату потребительского излишка производителем.
В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.
Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.
Рынок – форма
организации экономических
Рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.
Рынок – это
система экономических
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.
По экономическому назначению рынка:
- рынки благ и услуг;
- рынки средств производства;
- рынки научно-технических разработок;
- рынки ценных бумаг;
- рынки рабочей силы, жилья и т.д.
По товарным группам:
- рынки товаров производственного назначения;
- рынки товаров народного потребления;
- рынки продовольственных товаров;
- рынки факторов производства.
По пространственному признаку:
- внутрирегиональные;
- республиканские;
- межреспубликанские;
- международные.
По степени ограничения
- монопольные;
- олигапольные;
- свободные;
- смешанные;
- межотраслевые рынки.
По соблюдению законности:
- легальные, официальные;
- нелегальные, «теневые», «черные» рынки.
Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих её сущность.
Функции:
Интегрирующая функция - состоит в соединении сферы производства (производителей), сфера потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.