Микроэкономика и макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.

Содержание работы

Микроэкономика
Методы экономической теории…………………………………… 3
Ценовая дискриминация и её виды………………………….…... 10
Рынок: сущность, структура, основные черты…………….….... 14
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его….…..... 19
Задача………………………………………………………………... 20
Макроэкономика
Экономические циклы: понятие, виды и

антициклическое регулирование………………………………………... 21
Торговый и платежный баланс……………………………............. 28
Валовой национальный продукт: понятие и методы расчета… 32
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его…………. 36
Задача………………………………………………………………… 37

Список литературы………………………………………………................. 38

Файлы: 1 файл

К.работа по Экономической теор.docx

— 157.13 Кб (Скачать файл)

Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?»  и «для кого производить?».

Стимулирующая функция - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства, a эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объёмы информации и выдаёт обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Определение сущности рынка еще не раскрывает всего  содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики:

- рынок предполагает  наличие товарной массы. Нельзя  говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше по ассортименту товарная масса количественно и качественно, тем более развит и рынок;

- рынок предполагает  наличие развитой и устойчивой  денежной системы. Классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке товар - товар, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме товар - деньги - товар - деньги и т. д. до бесконечности;

- рынок предполагает  самостоятельность хозяйствующих  субъектов и соответственно свободу  договоров и сделок. На рынке  действует принцип, концепция  «laissez faire», которая предполагает условие: отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;

- при всей  его стихийности рынок подчиняется  действию законов и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

- в основе  действий двух основных агентов  рынка - продавца (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;

- рынок предполагает  полную материальную ответственность  его участников за результаты  их деятельности. Рынок - это не  игра, не спектакль, а участники  рынка - это не герои сцены.  Рынок - это суровая, подчас  жестокая реальность;

- рынок устанавливает  вольные цены или, как их  называют чаще, - свободные рыночные  цены равновесия;

- рынок утверждает  всеобщность и универсальность  товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;

- рынок предполагает  наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность.  В особой мере это относится  к современному рынку;

- рынок предполагает  открытость экономики перед мировым  хозяйством, положение, при котором  региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового;

- рынок формирует  такой тип человека, который в  свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;

- рынок учитывает  наличие внешних факторов, благоприятствующих или мешающих его развитию, в частности благосклонное, уважительное или неуважительное отношение общества к самому рынку.

Все сказанное  выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и услуги. Вторые - потребителями товаров и услуг, т. е. домашними хозяйствами, населением.

 

4. Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его. Фактором повышения эластичности спроса является:

а) уменьшение затрат, приходящихся на покупку данных товаров в общем  бюджете потребителя;

б) рост числа товаров субститутов;

в) повышение субъективной необходимости  в приобретении данного товара.

Правильный ответ  – А:  уменьшение затрат, приходящихся на покупку данных товаров в общем бюджете потребителя, т.к. эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные понижением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда  степень понижения цен превышает  показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

 

5. Задача. Впишите в таблицу недостающие данные.

Q

AFC

VC

AC

MC

TC

0

0

0

100

0

100

10

10

100

20

10

200

20

5

300

20

 

400

30

3,3

290

13

11

390

40

2,5

420

13

13

520

50

2

600

14

18

700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Макроэкономика
  1. Экономические циклы: понятие, виды и антициклическое регулирование.

Со времен глобальных экономических кризисов первой половины XIX столетия ученые – экономисты пытаются найти причину, вследствие которой экономический «маятник» выводится из равновесия, и объяснить, почему это происходит через определенные промежутки времени с упорным постоянством.

В экономической  литературе найдется большое количество различных определений экономического цикла. Но во всех определениях есть и  общие положения: экономический цикл (деловой цикл) – это периодические колебания уровня деловой активности, представленные реальным ВВП. Само слово цикл ( от греческого kyklos – круг) подразумевает возвращение экономической системы к одному и тому же положению. Поэтому, уточняя определение цикла, нужно отметить, что экономический цикл – это период времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры, которая представляет собой динамику макроэкономических показателей.

В теории экономического, или делового цикла, принято различать цикл и тренд. Если мы посмотрим на макроэкономические показатели развития какой-либо страны за более или менее продолжительный период времени, то обнаружим, что, вне зависимости от экономических колебаний, спадов и подъемов, которые чередуются через определенные промежутки времени, страна достигла определенного экономического развития.

 

 

Соединив на графике точки, в котором обозначен  реальный ВВП ( на потенциальном уровне) начала периода исследования t1 и реальный ВВП конца периода исследования tn. Получится линия T , которую принято называть трендом (trend – тенденция) реального ВВП. Линия тренда строится таким образом, что сглаживаются колебания реального ВВП на долгосрочном отрезке времени (сглаживание краткосрочных колебаний не означает, что в результате тренд будет обязательно представлять собой прямую линию. Но в любом случае ее «волнообразность» будет значительно меньше, нежели кривой, отражающей краткосрочные, т.е. собственно циклические колебания выпуска). Экстраполируя полученную линию, мы можем дать прогноз тренда потенциального ВВП на отдаленную перспективу. Если брать промежуток времени, измеряемый несколькими десятилетиями, то практически для любой страны, будь то США, Англия, Франция, Германия, Япония, тренд реального ВВП будет изображаться прямой, уходящей вверх под определенным углом.

На этом же графике  видно фактические колебания  реального ВВП в краткосрочном периоде, без того «сглаживания», которое необходимо для построения графика тренда. Получается совсем другая линия. Волнообразная линия (F) показывает колебания деловой активности вокруг линии тренда. Линия F отражает колебания уровня ВВП, вызываемые существованием экономических циклов. Таким образом, следует отличать долгосрочную динамику (тренд) от долгосрочных колебаний деловой активности.

Следует обратить особое внимание на переломные точки  – «пик», или «бум» (b, f) и «дно» (d, h). Расстояние между соседними точками «пика» или «дна» обозначает продолжительность цикла, например, расстояние bf или dh. Расстояние от переломных точек по вертикали до линии тренда, например bb, и dd, , измеряет амплитуду циклических колебаний.

Так же выделяют 4 фазы цикла:

Кризис – отрезок bc волнообразной линии циклических колебаний; депрессия – отрезок cd; оживление – отрезок de; подъем – отрезок ef.

Информация о работе Микроэкономика и макроэкономика