Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:30, контрольная работа
Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.
Микроэкономика
Методы экономической теории…………………………………… 3
Ценовая дискриминация и её виды………………………….…... 10
Рынок: сущность, структура, основные черты…………….….... 14
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его….…..... 19
Задача………………………………………………………………... 20
Макроэкономика
Экономические циклы: понятие, виды и
антициклическое регулирование………………………………………... 21
Торговый и платежный баланс……………………………............. 28
Валовой национальный продукт: понятие и методы расчета… 32
Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его…………. 36
Задача………………………………………………………………… 37
Список литературы………………………………………………................. 38
Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».
Стимулирующая функция - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства, a эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объёмы информации и выдаёт обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Определение сущности рынка еще не раскрывает всего содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики:
- рынок предполагает
наличие товарной массы.
- рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке товар - товар, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме товар - деньги - товар - деньги и т. д. до бесконечности;
- рынок предполагает
самостоятельность
- при всей
его стихийности рынок
- в основе
действий двух основных
- рынок предполагает
полную материальную
- рынок устанавливает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
- рынок утверждает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
- рынок предполагает
наличие развитой
- рынок предполагает
открытость экономики перед
- рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
- рынок учитывает наличие внешних факторов, благоприятствующих или мешающих его развитию, в частности благосклонное, уважительное или неуважительное отношение общества к самому рынку.
Все сказанное выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и услуги. Вторые - потребителями товаров и услуг, т. е. домашними хозяйствами, населением.
4. Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его. Фактором повышения эластичности спроса является:
а) уменьшение затрат, приходящихся на покупку данных товаров в общем бюджете потребителя;
б) рост числа товаров субститутов;
в) повышение субъективной необходимости в приобретении данного товара.
Правильный ответ – А: уменьшение затрат, приходящихся на покупку данных товаров в общем бюджете потребителя, т.к. эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные понижением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда
степень понижения цен
5. Задача. Впишите в таблицу недостающие данные.
Q |
AFC |
VC |
AC |
MC |
TC |
0 |
0 |
0 |
100 |
0 |
100 |
10 |
10 |
100 |
20 |
10 |
200 |
20 |
5 |
300 |
20 |
400 | |
30 |
3,3 |
290 |
13 |
11 |
390 |
40 |
2,5 |
420 |
13 |
13 |
520 |
50 |
2 |
600 |
14 |
18 |
700 |
Со времен глобальных экономических кризисов первой половины XIX столетия ученые – экономисты пытаются найти причину, вследствие которой экономический «маятник» выводится из равновесия, и объяснить, почему это происходит через определенные промежутки времени с упорным постоянством.
В экономической
литературе найдется большое количество
различных определений
В теории экономического, или делового цикла, принято различать цикл и тренд. Если мы посмотрим на макроэкономические показатели развития какой-либо страны за более или менее продолжительный период времени, то обнаружим, что, вне зависимости от экономических колебаний, спадов и подъемов, которые чередуются через определенные промежутки времени, страна достигла определенного экономического развития.
Соединив на графике точки, в котором обозначен реальный ВВП ( на потенциальном уровне) начала периода исследования t1 и реальный ВВП конца периода исследования tn. Получится линия T , которую принято называть трендом (trend – тенденция) реального ВВП. Линия тренда строится таким образом, что сглаживаются колебания реального ВВП на долгосрочном отрезке времени (сглаживание краткосрочных колебаний не означает, что в результате тренд будет обязательно представлять собой прямую линию. Но в любом случае ее «волнообразность» будет значительно меньше, нежели кривой, отражающей краткосрочные, т.е. собственно циклические колебания выпуска). Экстраполируя полученную линию, мы можем дать прогноз тренда потенциального ВВП на отдаленную перспективу. Если брать промежуток времени, измеряемый несколькими десятилетиями, то практически для любой страны, будь то США, Англия, Франция, Германия, Япония, тренд реального ВВП будет изображаться прямой, уходящей вверх под определенным углом.
На этом же графике видно фактические колебания реального ВВП в краткосрочном периоде, без того «сглаживания», которое необходимо для построения графика тренда. Получается совсем другая линия. Волнообразная линия (F) показывает колебания деловой активности вокруг линии тренда. Линия F отражает колебания уровня ВВП, вызываемые существованием экономических циклов. Таким образом, следует отличать долгосрочную динамику (тренд) от долгосрочных колебаний деловой активности.
Следует обратить особое внимание на переломные точки – «пик», или «бум» (b, f) и «дно» (d, h). Расстояние между соседними точками «пика» или «дна» обозначает продолжительность цикла, например, расстояние bf или dh. Расстояние от переломных точек по вертикали до линии тренда, например bb, и dd, , измеряет амплитуду циклических колебаний.
Так же выделяют 4 фазы цикла:
Кризис – отрезок bc волнообразной линии циклических колебаний; депрессия – отрезок cd; оживление – отрезок de; подъем – отрезок ef.