- Торговая деятельность и товарные рынки.
Торговая деятельность-это
деятельность по продаже экономических
благ. Торговец приобретает товар
у производителя, расплачивается
с ним по определенным ценам
и становится собственником товара. Он
может продавать товары где захочет, кому
захочет и как захочет.
Торговая деятельность
обычно подразделяется на оптовую
и розничную. Оптовая торговля
–это деятельность по продаже
товаров и услуг промежуточным
потребителям для их последующего профессионального
использования или перепродажи. Розничная
торговля-это деятельность по продаже
товаров и услуг конечным потребителям
для их личного использования.
При оптовой торговле
товар закупается у производителя
крупными партиями. Оптом осуществляют
закупки снабженческо-сбытовые и посреднические
организации с целью последующей перепродажи
предприятиям розничной торговли или
другим оптовым организациям. В оптовой
торговле товар может быть продан два
и более раза, а в розничной-только один
раз.
Оптовая торговля
представляет собой начальную
стадию продвижения товара от
производителя до предприятий
розничной торговли или до
предприятий-потребителей продукции.
Поэтому оптовая торговля имеет
посреднический характер, связывая
производство и потребление. Розничная
торговля замыкает цепь движения товара
от производителя к потребителю.
Оптовая и розничная
торговля осуществляются в различных
формах.
Торги-форма организации
торговли, при которой покупатель
устраивает конкурс для продавцов,
устанавливая все условия покупки, а также
характеристики товаров или услуг. Данная
форма торговли в целом отражает обычную
рыночную ситуацию, когда продавцы борются
за покупателя.
Торги как форма
оптовой торговли играют важную
роль при заключении сделок на поставку
машин и оборудования, при строительстве
объектов «под ключ».
3. Роль государства
в формировании рыночной инфраструктуры.
Как правило, создание
условий для развития рыночной
инфраструктуры, без которой рынок
не может существовать, во многом зависит
от государства. Государство призвано
корректировать те "несовершенства",
которые присущи рыночному механизму
и с которыми он сам либо справиться не
в состоянии, либо это решение неэффективно.
Государство берет
на себя ответственность за
создание равных условий для
соперничества предпринимателей, для
эффективной конкуренции, за ограничение
власти монополий. Оно также
заботится о производстве достаточного
количества общественных товаров
и услуг, так как рыночный механизм не
в состоянии должным образом удовлетворять
коллективные потребности людей.
Участие государства
в экономической жизни диктуется
еще и тем, что рынок не
обеспечивает социально справедливое
распределение дохода. Государству
надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих,
стариках. Ему также принадлежит сфера
фундаментальных научных разработок.
Это необходимо потому что для предпринимателей
это очень рискованно, чрезвычайно дорого
и, как правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы.
В целом государство
реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества
граждан. Оно активно участвует
в формировании макроэкономических рыночных
процессов.
Роль государства
в рыночной экономике проявляется
через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия
экономических решений. Государство
разрабатывает и принимает законы,
регулирующие предпринимательскую деятельность,
определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство
использует бюджетно-налоговую и
кредитно-денежную политику для преодоления
спада производства, для сглаживания
инфляции, снижения безработицы, поддержания
стабильного уровня цен и национальной
валюты;
в) социально-ориентированное распределение
ресурсов. Государство организует производство
товаров и услуг, которым не занимается
частный сектор. Оно создает условия
для развития сельского хозяйства, связи,
транспорта, определяет расходы на оборону,
на науку, формирует программы развития
образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты
и социальной гарантии. Государство
гарантирует минимум заработной
платы, пенсии по старости, инвалидности,
пособие по безработице, различные виды
помощи малоимущим и т. д.
- Состояние инфраструктуры в различных странах.
- Формирование инфраструктуры в России.
Острый экономический
кризис, с которым столкнулась Россия
в начале 80-х гг., потребовал перестройки
государственного регулирования экономики,
перехода к развитию рыночных отношений.
Основными направлениями реформ стали
приватизация (переход государственного
имущества в частные руки), либерализация
цен, финансовая стабилизация (борьба
с инфляцией, укрепление курса национальной
валюты).
Одно из решающих
направлений развития российской
экономики – структурная перестройка
индустрии, призванная обеспечить,
в частности, развитие предпринимательства.
Ведь становление и развитие предпринимательства
является одной из наиболее важных проблем
экономической политики в условиях перехода
от административно-командной экономики
к нормальной рыночной экономике.
Роль предпринимательства
действительно велика, поскольку
оно обеспечивает развитие производства
и промышленности, способствует
рыночно ориентированному выпуску
инвестиционных и потребительских
товаров и услуг, а, в конечном
счете, обеспечивает рост ВВП,
доходов бюджетов и занятости, определяет
структуру и качество ВВП, обеспечивает
решение других социально-экономических
проблем. Таким образом, предпринимательство
способствует экономическому росту страны.
А в связи с этим, для России особое значение
играет формирование инфраструктуры предпринимательства
как основы предпринимательской деятельности
и, следовательно, экономического роста.
Инфраструктура предпринимательства
включает в себя самые разнообразные
общественные отношения и институты,
которые и предстоит нам рассмотреть.
Одним из первых
шагов на пути преобразования
Российской экономики стала приватизация.
Приватизация – это система
отношений по изменению формы
собственности на средства производства
с государственной на частную
(в том числе индивидуальную,
акционерную, долевую). В результате приватизации
создан слой мелких и средних собственников,
произошло сокращение доли имущества
находящегося в государственной и муниципальной
формах собственности, то есть произошло
разгосударствление многих предприятий,
предприятия получили экономическую и
имущественную самостоятельность, произошло
повышение эффективности экономики, возникла
конкуренция и т. д.
Сегодня необходимо
выработать целостную программу
реконструкции российских предприятий.
Здесь наиболее важная проблема связана
с поисками инвестиций. Только через инвестиции
можно всерьез поднять предприятия, тем
более что сама по себе приватизация подготовила
их к этому.
Огромное значение
для нормального осуществления
предпринимательской деятельности
играет банковская система.
В настоящее время
в РФ в основном закончено
формирование новой банковской
системы. Сейчас уже нет других,
нежели коммерческие, банков, которые
бы занимались обслуживанием
заводов, фабрик предпринимателей.
Новые банки активно включились
в работу по обслуживанию народного хозяйства,
и прошедшее время показало их серьезные
преимущества перед старой банковской
системой.
Сделан принципиальный, но
все же только первый шаг
в создании новой банковской
системы. Пока мы имеем еще
слабо развитую кредитно-денежную систему:
нет развитого кредитного рынка.
Следует особо подчеркнуть,
что неразвитость банковской
системы оказывает крайне отрицательное
влияние на народное хозяйство.
Оно теряет многие миллионы
рублей, ибо из денежного оборота
выпадают временно свободные средства,
не привлеченные банковской системой;
в то же время остаются без финансового
обеспечения многие эффективные программы.
Важное значение для
совершенствования деятельности
банков имеет налаживание их
аналитической работы. В странах с развитой
рыночной экономикой, как известно, постоянно
публикуются обширные материалы и бухгалтерские
балансы. Это дает возможность каждому
банку лучше анализировать собственную
деятельность и сопоставлять ее итоги
с результатами работы других кредитных
учреждений. К сожалению, Центральный
банк не публикует сводных показателей
по коммерческим банкам.
Центральный банк
России до сих пор не определил
порядок выделения централизованных
кредитных ресурсов коммерческим
банкам. В этой ситуации региональные
управления, пользуясь своим монопольным
положением, проявляют субъективизм и
диктат по отношению к коммерческим банкам
при решении данных вопросов. Целесообразно,
чтобы вопросы выделения кредитов решались
советами региональных управлений Центрального
банка, в состав которых должны входить
и представители коммерческих банков,
а также предприниматели.
Крайне важным является
наращивание иностранных инвестиций
в разных формах: целевые кредиты
международных организаций, МВФ,
мирового и европейских банков; средства
правительств, частных инвесторов или
непосредственно банковские ссуды. Следует
использовать эти средства для реализации
наиболее эффективных программ. И не прежним
способом – централизованно через Внешэкономбанк,
а с привлечением коммерческих банков.
Для российского предпринимательства
очень важное значение также имеет
существование развитой биржевой системы.
И Россия сделала уже существенные
шаги в этом направлении.
Возникли крупные
биржевые структуры - Московская
товарная биржа, Международная универсальная
биржа вторичных ресурсов, Всероссийская
биржа недвижимости, и другие. Сформировались
региональные, областные, городские, районные
биржевые комплексы. К началу 1992 года Россия
оказалась по количеству бирж, приходящихся
надушу населения первой в мире. В одной
Москве их было около двадцати.
Это явилось решающим
шагом при переходе России
к рыночной экономике. Развитие
бирж в нашей стране решило
многие проблемы предпринимателей.
С помощью бирж было значительно
ускорено время совершения сделки. Это
привело к значительному увеличению числа
коммерческих организаций. Организации
и предприятия, которые работали на рынке
до образования бирж, с помощью их вышли
на более высокий уровень работы и, в конце
концов, стали крупнейшими в России. Кроме
этого появились брокерские конторы, которые
принимали заказы от производителей или
потребителей на куплю-продажу товара.
Отличительной чертой
крупных российских бирж всегда
была их универсальность. Количество
бирж, аукционный принцип торговли,
биржевой бартер, продажа единичных или
мелкосерийных партий товаров и услуг
- основные черты, присущие только биржевой
системе России, связанные с необычной
экономической ситуацией в стране, сложившейся
сегодня. Тем не менее, к настоящему времени
специализация по некоторым направлениям
проводится или объявлена на следующих
биржах: МТБ - нефть, нефтепродукты, зерно;
РТСБ - металлы; Тюменская и сургутская
ТФБ - нефть и нефтепродукты; Росагробиржа,
Всесоюзная биржа АПК – сельхозпродукция.
В биржевую торговлю постепенно вовлекаются
также некоторые полуфабрикаты и готовые
изделия: пиломатериалы, пряжа, продукты
животноводства и другие товары. Значительную
часть биржевых товаров составляют драгоценные
и цветные металлы, а также энергоносители.
Для наиболее успешного
функционирования Российских товарных
бирж необходимо создание локальной
биржевой компьютерной сети. Это
гораздо упростит процедуру поиска
и размещения товара на бирже,
позволит брокеру работать с
несколькими биржами одновременно.
Использование компьютерной сети, видео
котировок и других новейших технических
средств позволяет заключать сделки почти
мгновенно. Некоторые Российские биржи
уже работают по системе компьютерных
торгов. Но эта система не получила широкого
развития по причине недостаточного развития
и дороговизне компьютерных сетей в России.