Мировой и российский опыт развития рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение проблемы формирования рыночной инфраструктуры, ее основных элементов и изучение основных направлений развития структуры рынка на примере России и США.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рыночной инфраструктуры
1.1 Понятие, сущность и преимущества рыночной инфраструктуры
1.2 Функции рыночной инфраструктуры
2. Элементы рыночной инфраструктуры
2.1 Кредитная система
2.2 Банковская система
2.3 Страховая деятельность
2.4 Биржи
2.5 Маркетинг
2.6 Торговая деятельность и товарные рынки
3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
4. Состояние инфраструктуры в различных странах
4.1 Формирование инфраструктуры в России
4.2 Рыночная инфраструктура в США
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом[1]. теории.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

     Изучение темы моей  курсовой работы «Мировой и  российский опыт развития рыночной  инфраструктуры» актуально и  очень важно на данном этапе  развития рыночных отношений.

     В нашей стране  рыночная инфраструктура начала  складываться лишь в 1990-х гг. в процессе перехода от административно – командной к рыночной экономике, поэтому рыночная инфраструктура  является новым видом инфраструктуры, и многие ее звенья еще предстоит создать. А без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно, поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.

     Основное экономическое  преимущество рыночной инфраструктуры  заключается в ее постоянном  стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная инфраструктура функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

     Но изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, а также в социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

     Целью моей курсовой  работы является рассмотрение  проблемы формирования  рыночной  инфраструктуры, ее основных элементов  и изучение основных направлений  развития структуры рынка на  примере России и США.

     Важным моментом является изучение зарубежного опыта, так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, т.к. необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительные черты зарубежных рынков.

     По предмету исследования  можно выделить три определения,  представляющих подходы различных  групп ученых и направлений:

      1. Многие авторы  определяют инфраструктуру как  всю систему обслуживания, видя  функцию инфраструктуры в предоставлении  услуг производству и населению,  в обслуживании производства  и населения, например, Баликоев  В.З., Лившиц А.Я.

     2. Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства, например, Иохин В.Я., Борисов Е.Ф.

     3. Известна и такая  точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности, например, Попов А.И., Бартнев С. А.

     На мой взгляд, наиболее  полным является понятие инфраструктуры  третьей группы авторов, которое  отражает не только широту  использования этого понятия, но и составную часть общего устройства экономической жизни, носящую вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики.

  1. Общая характеристика рыночной инфраструктуры.

 

    1. Понятие, сущность и преимущества рыночной инфраструктуры.

 

       Осуществление успешного перехода к рынку ставит общество перед задачей проведения активной структурной политики с целью адаптации экономики к требованию рынка. Эта задача может быть решена лишь с помощью эффективно действующей инфраструктуры рыночного хозяйства, основанной на многообразном, комплексном и длительном взаимодействии между различными субъектами рынка.

      Слово «инфраструктура»  в переводе с латинского означает  «за пределами строения». С  экономической точки зрения сущности инфраструктуры больше соответствует такое определение, как «комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в общественном производстве и жизни человека».

      Создание в России  экономики рыночного типа потребовало трансформировать понятие «инфраструктура» в категорию «рыночная инфраструктура».

      Под этой категорией  подразумевается совокупность инструментов, форм, методов и процессов, обеспечивающих  общие условия нормального функционирования рыночной экономики.

      Процесс инфраструктурного  обеспечения можно представить  как совокупность различного  рода коммуникаций. Подобным образом  характеризовать инфраструктуру  позволяет то, что продукт инфраструктурной  деятельности есть не что иное, как услуга. А так как услуга-это продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в виде деятельности, направленной на вещь или человека, то и процесс обслуживания есть не что иное, как коммуникации. При этом не важно, что является объектом коммуникации: вещи, капитал, труд, информация и др. Таким образом, по видам коммуникации можно различать материальные, финансовые, людские и другие потоки.

      На определенном  этапе развития экономики инфраструктура  по своей роли и месту в  ней превратилась в один из важнейших ресурсов национального развития. По мере его использования выяснилось, что инфраструктурные отрасли обладают по сравнению с производственными отраслями следующими определенными преимуществами:

-малая материалоемкость и ресурсоемкость, обеспечивающие свой вклад в ресурсосберегающий тип развития;

-в связи с ускоренными темпами  развития по сравнению с другими  отраслями экономики довольно  высокий и постоянно возрастающий  вклад в национальный ВВП;

-высокий мультипликативный эффект  увеличения спроса на продукцию инфраструктурных отраслей, дающий импульс прежде всего к расширению самой инфраструктуры;

-стабилизирующее воздействие на  экономику, обусловленное низкой  чувствительностью инфраструктуры  к циклическим колебаниям материально-вещественного производства, сохранением спроса на продукцию инфраструктурных отраслей в периоды спадов и депрессий;

-изменение традиционной модели  хозяйственных связей в результате  развития инфраструктурных отраслей  и, в частности, возрастания  в межотраслевых потоках доли нематериальной продукции, приводящей к сокращению потребности в услугах отраслей, обеспечивающих этот процесс (прежде всего транспорта и торговли);

-стимулирующее воздействие на  развитие различных отраслей  и прежде всего машиностроительного  комплекса в связи с его ускоренным развитием и высоким уровнем потребления оборудования и технологий, а также на комплекс строительных услуг;

-благоприятное влияние на положение  в сфере занятости, связанное  прежде всего с тем, что в  настоящее время уровень производительности труда в сфере инфраструктуры остается все еще более низким, чем в промышленности, что требует вовлечения большого количества людей и позволяет аккумулировать рабочую силу, высвобождающуюся в других секторах.

 

    1. Функции рыночной инфраструктуры.

 

     Продуктом инфраструктуры  является  посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:

а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных  взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

б) регулирование движения товарно-денежных  потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными  чертами или свойствами.

      Обеспечивающая  функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.

     Регулирующая  функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема  существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах  способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.

     Обе функции неразрывно  связаны  и не могут реализоваться  одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных  потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку к ней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п.).                                                          

     Институты инфраструктуры  рынка занимаются оказанием посреднических  услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.

     Инфраструктура призвана  обеспечить цивилизованный характер  деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.

      Таким образом,  можно сделать вывод, что экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Элементы рыночной инфраструктуры.

 

    1. Кредитная система.

 

     Современная кредитная система представляет собой результата длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития рыночной экономики. Кредитная система, если рассматривать ее с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики, Кредитная система опосредствует весь механизм общественного воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны,

     Современная кредитная  система в западных странах  сформировалась под влиянием  таких важнейших процессов, как:  концентрация и централизация  банковского капитала, приведшая  к возникновению банков-гигантов; специализация кредитно-финансовых учреждений и усложнение функциональной структуры кредитной системы; слияние или сращивание банковских и промышленных монополий и образование финансового капитала; интернационализация банковского дела, появление транснациональных банков и финансовых групп.

     В современной кредитной  системе выделяются три основных  звена: Центральный банк; коммерческие  банки; специализированные кредитно-финансовые  институты.

     Главенствующее положение  в кредитной системе занимает  Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII-XIX вв. на ранних стадиях капитализма. Именно Центральному банку государство предоставило исключительное, монопольное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады, Банк Нидерландов). Некоторые Центральные банки до сих пор  существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (например, Федеральная резервная система США).

Информация о работе Мировой и российский опыт развития рыночной инфраструктуры