Мировой и российский опыт развития рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение проблемы формирования рыночной инфраструктуры, ее основных элементов и изучение основных направлений развития структуры рынка на примере России и США.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рыночной инфраструктуры
1.1 Понятие, сущность и преимущества рыночной инфраструктуры
1.2 Функции рыночной инфраструктуры
2. Элементы рыночной инфраструктуры
2.1 Кредитная система
2.2 Банковская система
2.3 Страховая деятельность
2.4 Биржи
2.5 Маркетинг
2.6 Торговая деятельность и товарные рынки
3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
4. Состояние инфраструктуры в различных странах
4.1 Формирование инфраструктуры в России
4.2 Рыночная инфраструктура в США
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом[1]. теории.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

    Кроме товарных бирж  в России созданы также и  фондовые биржи. Однако, стоит  заметить, что российский фондовый  рынок крайне нестабилен, как  из-за нестабильной политической  ситуации, так и из-за общих проблем российской экономики. Торговля корпоративными акциями вообще очень чувствительно реагирует на изменения в политической жизни.

      Важной особенностью  является то, что на фондовом  рынке ситуацией руководят рискованные  деньги иностранных инвесторов. Крупные западные фонды выделяют из своих активов небольшую часть (обычно – несколько процентов или даже доли процента) для операций типа либо пан, либо пропал. Эти средства направляются на развивающиеся рынки и не в последнюю очередь в Россию. Такие фонды не начинают автоматически продавать акции в моменты потрясений в российской политической жизни. Они в силу своей мощи могут рискнуть и оставить ценные бумаги до лучших времен, переждав временный спад. От спада же на фондовом рынке страдают не они, и не брокеры, которые, по сути, являются посредниками между продавцом и покупателем акций, получая за свои услуги комиссионный процент. И главным образом даже не инвесторы, которые в момент обвала котировок продают акции по цене ниже той, по которой они их покупали. Самое неблагоприятное для экономики обстоятельство заключается в том, что с удешевлением акций у предприятий и предпринимателей сокращаются возможности для привлечения инвестиций в производство, ведь акции и были изначально придуманы для того, чтобы собрать деньги для осуществления того или иного проекта.

     Колоссальный по своим  масштабам и сложности процесс  перехода к рыночной экономике  включает, как известно, и такой  элемент, как формирование соответствующей  системы знаний у широких слоев населения, прежде всего у хозяйственных руководителей и специалистов. Давно уже назрела необходимость осмыслить сегодняшнее состояние системы подготовки и переподготовки кадров в области экономико-управленчиских дисциплин – того, что можно назвать «бизнес-образование». Вряд ли есть необходимость доказывать, что начавшие утверждаться у нас принципы рыночной экономики, предъявляют более высокие и во многом качественно иные, чем прежде, требования к активности, компетентности, деловитости, организованности и целеустремленности руководящих кадров управления. Известно, что адмнистративно-командная система определенным образом приспособила к своей сути и нуждам организационно-правовой и хозяйственный механизм, политику, идеологию, систему ценностей. Она подменяла реальное удовлетворение потребностей людей выполнением плана, зачастую любой ценой; гипертрофированно ориентировалась на увеличение объема выпускаемой продукции при явной недооценке, а то и игнорировании ее качества и экономического использования ресурсов; унификацией вытесняла разнообразие; бездумным подчинением – инициативу и свободу фактических производителей продукции; исполнительностью – творчество

      Переход к рыночной  экономике требует новой организации  и иных принципов управления, а отсюда - новой формации занятых им руководящих кадров. Для того, чтобы они сложились лишь путем обучения заново, нужны годы. Между тем потребность в них неотложна уже сегодня. Это означает необходимость ориентации на переподготовку, повышение квалификации.

     В России сложилась  развернутая система повышения  квалификации руководящих кадров. Однако недооценивалась общетеоретическая,  хозяйственно правовая подготовка  руководителей, слабо формировались  умения и навыки реакции на  современные запросы экономической практики. В переподготовке руководящих кадров практически отсутствовала состязательная мотивационная среда. Само получение диплома о повышении квалификации отнюдь не гарантировало такого, казалось бы, естественного результата, как продвижение о службе. Немаловажную роль играло то, что институты и центры системы повышения квалификации руководящих кадров не обладали необходимой экономической и хозяйственной самостоятельностью, а их отношения с обслуживающими предприятиями и организациями не строились на принципах обратной связи с использованием инструментов рынка.

 

    1. Рыночная инфраструктура в США.

 

    Будучи в меньшей степени  подверженными влиянию  двух  мировых войн и политических  конфликтов, происходящих в странах  Европы и третьего мира, США  занимают обособленную позицию среди ведущих капиталистических держав. США играют ключевую роль в мирохозяйственных связях, особенностью которой является выгодное использование территориальных и исторических преимуществ США по сравнению с большинством стран остального мира. Именно позиция США, направленная на извлечение выгод из различных ситуаций (см. главу 1: план Маршалла) и делает возможным неуклонный экономический рост американской экономики. Так как экономический рост является, по существу, определяющим фактором для экономики США и служит причиной множества позитивных и негативных тенденций, свойственных для национальных экономик капиталистических стран, в данной работе мы отдадим преимущество изучению именно экономического роста США.

    Говоря о валютной структуре рынка следует отметить ведущие позиции на нем доллара США. В операциях, проводимых на валютных биржах, его доля в 1995 году превысила 90%; операции с немецкой маркой составляли 8%, тогда как удельный вес финской марки, японской йены, французского франка, английского фунта стерлингов был незначителен.

Американский доллар - ведущая валюта на валютном рынке России, и торги по нему проводят все валютные биржи страны. На большинстве из них проводятся торги и по немецкой марке. Финская марка котируется только Санкт-Петербургской валютной биржей (обслуживает приграничную торговлю, «челноков» и туристов). Что касается японской йены, то торги по ней проводит Азиатско-Тихоокеанская валютная биржа и одним из крупнейших покупателей японской валюты выступает Банк России. Учитывая «засилие» доллара важной проблемой является диверсификация валютной структуры валютного рынка России. Если при закупках импортных товаров используется сравнительно широкий состав валют, то российский экспорт в этом плане находится в худшей ситуации. Расширении круга конвертируемых валют сдерживается спецификой структуры российского экспорта, где преобладают так называемые долларовые товары, то есть сырьевые товары, оплаченные в долларах США.

  Основным звеном биржевой  системы США является Нью-Йоркская  фондовая биржа. Однако главенствующие  позиции этой биржи не делают американский фондовый рынок моноцентрическим по типу организации. Заметное место на нем занимают вторая по величине биржа, тоже расположенная вНью-Йорке,- Американская фондовая биржа, региональные биржи и в последнее десятилетие - Чикагская биржа опционов.

     Нью-Йоркская фондовая  биржа ведет свою историю с  1792 г. и по форме организации  является корпорацией, находящейся  в собственности ее членов. Работой  Нью-Йоркской фондовой биржи руководит  избираемый ее членами совет  директоров. Число членов биржи с 1988 г. не изменялось и составляет 1469 человек. Ежегодно несколько десятков мест меняют своих владельцев, но в целом контингент членов Нью-Йоркской фондовой биржи характеризуется высокой стабильностью, что делает эту биржу одним из наиболее элитных институтов современной Америки.

     Ведущую роль на  бирже играют две категории  членов Нью-Йоркской фондовой  биржи: брокеры и так называемые  специалисты. Последние составляют  меньшинство (в середине 1992 г.  их было 412 человек) членов Нью-Йоркской фондовой биржи, но они долгое время были доминирующей группой биржевиков, причем их влияние остается исключительно большим и поныне. Сила специалистов коренится в том, что они монополизировали непосредственное заключение сделок - брокеры не имеют права вести операции за свой счет и только доставляют специалистам поручения клиентов на куплю-продажу акций. Конкуренции между специалистами нет, и каждый из них ведет операции по строго определенным выпускам ценных бумаг.

Специалист ведет операции за свой счет и не имеет права торговать непосредственно с клиентами биржи. Контрагентами в его сделках могут выступать только сами биржевики. Суть деятельности специалистов состоит в том, что он, в дословном переводе американской биржевой терминологии, "делает рынок, закрывая разрыв в ценах".

     Остальные члены Нью-Йоркской  фондовой биржи играют второстепенную  роль. Они ведут операции за  свой счет и по своему месту  в биржевом механизме близки  к специалистам, а другие выполняют  брокерские функции, но не для  инвесторов, а для брокеров, которые передают им часть накопившихся у них поручений инвесторов.

     Правом членства на  Нью-Йоркской фондовой бирже владеют  отдельные лица, но если член  биржи является совладельцем  фирмы, то вся фирма считается  членом Нью-Йоркской фондовой биржи. Среди фирм-членов Нью-Йоркской фондовой биржи доминируют несколько десятков инвестиционных банков, которые занимают ключевые позиции на американском фондовом рынке.

     В течение последних  10 лет число корпораций, представленных  на Нью-Йоркской фондовой бирже, почти не менялось. В настоящее время оно равняется 1500. Данная группа корпораций - "цвет" американского бизнеса. На активы этих акционерных обществ приходится подавляющая доля всего обращающегося в США капитала, и на начало 1993 г. она составляла около 81%.

     Нью-Йоркская фондовая  биржа всегда рьяно выступала  против какого-либо вмешательства  в ее деятельность со стороны  государства, отстаивала достаточность  регулирования биржевой деятельности  самими членами биржи и пыталась  сохранить за собой статус "закрытого клуба".

     Однако исторически  сложилось два направления регулирования  рынка ценных бумаг - со стороны  государства и со стороны самих  биржевиков. До кризиса 1929-33 гг. государство  практически не вмешивалось в  деятельность биржи. Кризис и последовавшая за ним депрессия ускорили выработку мер государственного регламентирования деятельности фондового рынка. До настоящего времени закон о ценных бумагах 1933 г. и закон о фондовых биржах 1934 г. остаются основными документами, на которых строится государственное регулирование операций с ценными бумагами.

     Ключевой идеей, которая  была положена в основу государственного  вмешательства в деятельность  биржи было достижение максимального  не вмешательства в процесс  купли-продажи акций и облигаций. Конкретноевоплощение эта идея нашла в принципе "предоставления информации", на котором базируются послекризисные законодательные акты. Их авторы исходили их того, что если корпорации будут предоставлять акционерам подробную и достоверную информацию о деятельности фирмы, то это автоматически приведет к исчезновению всех пороков рынка ценных бумаг, поскольку истинную ценность акций и облигаций можно будет легко определить и махинации с ними станут невозможными.

     Вторая по значимости  биржа США - Американская фондовая биржа -формально самостоятельна, но в действительности тесно связана с Нью-Йоркской фондовой биржей. Американская фондовая биржа существовала как неофициальный рынок ценных бумаг с 50-х годов 19 в., организованное ее становление произошло в 1908-1921 гг.

          Внебиржевой  рынок в США также занимает  значительное место на рынке  ценных бумаг. В настоящее время  основой внебиржевого оборота  является коммуникационная система  НАСДАК (NASDAQ), созданная национальной  ассоциацией фондовых дилеров и введенная в строй в 1971 г. В настоящее время в рамках этой системы котируются акции гораздо большего числа американских и иностранных корпораций, чем на всех американских биржах, вместе взятых. Способность внебиржевого рынка пропустить по своим каналам миллиарды акций показывает, что с организационной точки зрения он развит очень высоко. Более того, технические возможности системы НАСДАК позволяют включить в нее и все акции, котирующиеся в настоящее время на биржах. Дилерами по бумагам, котирующимся в системе НАСДАК, выступают более 360 фирм. Это основная часть фирм, выполняющих посреднические функции на внебиржевом рынке.

     Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи.

     Кредитная система  США включает в себя более  14 тыс. коммерческих банков, которые  ведут острую конкурентную борьбу. Результатом процессов концентрации  и централизации банковского  капитала стал высокий уровень монополизации, возникновение банков-гигантов. Группа банков с активами  более 500 млн. долл. владеет почти 74% всех банковских активов, хотя она составляет лишь 4,4% общего числа всех коммерческих банков США. Среди них выделяются такие гиганты, как «Ситикорп», с активами 230 млрд. долл., «Чейз манхеттен корпорейшн» (106 млрд.долл.), «Бэнк оф Америка» (97 млрд. долл.) и «Дж.П.Морган энд компани» (88 млрд.долл.). В середине 80-х гг. в 50 крупнейших банках США было сосредоточено 35% активов и 32% депозитов всех банков.

     В то же время,  более 70% коммерческих банков-Банки  с активами от 10 до 100 млн.долл. Существование  большого числа коммерческих  банков обусловлено как экономический  целесообразностью, потребностями  финансового обслуживания клиентов, так и особенностями законодательного регулирования банковской системы. Законодательные органы многих штатов использовали предоставленные им полномочия в вопросах регистрации новых банков и предусмотрели запрет банкам других штатов открывать в них свои филиалы.

     Однако уже сейчас  могущество крупнейших банков  определяется не только концентрацией  активов и депозитов в их  руках, но и тем, что они  в замаскированной форме включают  мелкие и средние банки в  сферу своего влияния. Это происходит  через систему корреспондентских связей, через создания холдингов, владеющтх контрольными пакетами акций банков. С 1969 по 1986 гг. холдинги увеличили свою долю в банковских активах с 11,1 до 91,1%. 

         В последней четверти XIX века Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало. Банковская структура состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности которых ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода «по-американски» существенно отличалась от ее европейской трактовки. Во-первых, американские банки были практически лишены какой-либо возможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. Что касается открытия отделений внутри своего штата, то тут ситуация в разных штатах отличалась: некоторые штаты, главным образом, южные, допускали создание банковских отделений, в других же были приняты законы, запрещавшие их создание. После принятия национального закона о банковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь за теми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, уже имея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положению местных монополий.

Информация о работе Мировой и российский опыт развития рыночной инфраструктуры