Мировой опыт регулирования естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении процесса функционирования естественных монополий и способах регулирования их деятельности государством.
Для достижения данной цели, предстоит решить ряд задач, в частности: 1. Определить причины возникновения естественных монополий;
Изучить формы и способы регулирования естественных монополий;
Познакомиться с методами государственного регулирования;
Изучить регулирование естественных монополий. Мировой опыт;
Рассмотреть механизмы государственного регулирование их деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………………………………4
1.1. Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики…………...4
Потенциальные сферы существования естественных монополий, признаки естественной монополии………………………………………………6
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ…………..8
Формы и способы регулирования естественных монополий…………....8
Причины государственного регулирования……………………………..11
Методы государственного регулирования……………………………....12
Регулирование естественных монополий. Мировой опыт……………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на основе средних издержек. Первая: естественно объем производства будет меньше в точке Q1, и здесь будут иметь место социальные потери. Вторая: предельные издержки предприятий сфер коммунального обслуживания имеют тенденцию к изменению во времени. К примеру наращивание производства электроэнергии требует гораздо меньше затрат в ночное время, когда работают только наиболее эффективные предприятия, чем в дневное время, когда для удовлетворения спроса отрасль коммунального обслуживания часто вынуждена работать на полную мощность. Цены должны отражать изменения величины предельных издержек во времени; цены, базирующиеся на средних издержках, обычно не могут это сделать должным образом.

 Теперь поговорим о прибыли. Так как все издержки должны  быть возмещены, прибыли должны  обеспечивать по крайней мере  нормальный доход на капитал. Предположим, что регулируемая цена равняется Рм, следовательно, отрасль коммунального обслуживания производила бы в точке Q3. В данном случае отрасль получила бы существенные сверхприбыли, и при этом потребности общества были бы удовлетворены не полностью, то есть производство в этой точке не отвечает ничьим интересам, кроме интересов коммунальной компании. Пресечение данных случаев является одной из главных задач регулирующих субъектов.

 И наконец производство, если  цены всегда только возмещают издержки, так что естественная монополия всегда получает нормальную норму прибыли, есть ли у нее хоть какой-то стимул минимизировать издержки. Естественно нет. В этих условиях ожидаемые издержки, а следовательно, и цены были бы более высокими, чем необходимо. Это требует напряженной, подчас неприятной работы по снижению издержек. А увеличение некоторых статей расходов, таких, как большие оклады и шикарные офисы для руководящих работников, всегда только приятно. Бремя таких издержек целиком и полностью несут потребители услуг данного субъекта.

Таким образом государственное регулирование должно приводить к следующим результатам;

- Обеспечения баланса интересов  потребителей (доступные цены) и  регулируемых предприятий (финансовые  результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

- Стимулирования предприятий к  сокращению издержек и излишней  занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций  и т. д.;

- Определения структуры тарифов  на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

- Недопущения сдерживания экономически  оправданного перехода сфер естественных  монополий в состояние конкурентного  рынка.

 

    1. Регулирование естественных монополий. Мировой опыт

 

Мировой опыт свидетельствует, что деятельность фирм, работающих в условиях естественной монополии, должна подвергаться ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. Систематизация национальных и региональных структур управления расширенным воспроизводством на основе монографического метода экономического анализа позволяет утверждать, что в большинстве этих стран ограничительное и регулирующее воздействие на сферы естественных монополий со стороны государства 40С40ществляяются в основном в двух направлениях:

1. Создание специальных полномочных  органов регулирования, в компетенцию  которых входит контроль за  деятельностью фирм – монополистов.

2. Регулирование со стороны  государства путем реализации  его прав собственника на государственные (муниципальные) предприятия.

 Первый способ используется  при регулировании естественных  монополий в Соединенных Штатах, а в европейских странах отдают  предпочтение второму способу.

  Выбор вариантов государственного надзора во многом зависит от природных особенностей страны, состояния экономики, технологии производства, а также от того, кто является собственником в отрасли той или иной естественной монополии.

  Системы государственного регулирующего воздействия на субъекты 40естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий предполагает осуществление контроля за следующими показателями: уровнем и структурой цен; объемом производства; уровнем дохода; слияниями; качеством производимых товаров или предоставляемых услуг; финансовой структурой и структурой собственности регулируемых фирм; а также выполнением других требований по раскрытию коммерческой информации.

Системы государственного влияния на деятельность субъектов естественных монополий. Основные черты 

Система государственного регулирования субъектов естественных монополий 

Система, использующая государственную собственность, как комплексный инструмент государственного регулирования субъекта естественных монополий и одновременно его объект

Характерные черты моделей рыночной экономики, определяющие выбор способа обеспечения общественно-приемлемого поведения субъектов естественных монополий 

1 . Приоритет рыночных механизмов  саморегулирования экономики. 2. Низкая  доля госсобственности. 3 . Высокая  сфера предпринимательской активности в сферах естественных монополий. 4. Доля госрасходов в ВВП менее 50%. 

1. Значительное обобществление и огосударствление в сферах естественных монополий. 2. Активное госрегулирование экономики. 3 . Наличие развитой государственной и негосударственной инфраструктуры социальной защиты населения. 4. Доля госрасходов в ВВП не менее 50%.

Основные страны – представители, США, Япония, Англия , Швеция, Австрия, Франция, Германия

Организационно-экономический механизм государственного влияния на деятельность субъектов естественных монополий 

Комиссии 

1. Государственные и муниципальные предприятия; 2. Управление госсобственностью; 3 . Государственные инвестиционные инъекции.

Основные способы обеспечения общественно-приемлемого баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их продукции (услуг) 

Государственное регулирование субъектов естественных монополий 

Государственная собственность, как комплексный инструмент государственного регулирования субъекта естественных монополий и одновременно его объект.

 

 

Средства государственного регулирования 

1 . Административные: регулирование  цен путем установления нормы  прибыли.

2. Экономические: денежно-кредитная, налоговая, бюджетная политика, включая  расходы бюджета на госкредиты, дотации, субсидии, и гарантии.

Характер государственного воздействия на деятельность субъектов естественных монополий 

1 . Прямое и (или) косвенное воздействие  на формирование цен на продукцию (услуги), реализуемые потребителям. 2. Определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Основным направлением является регулирование ценообразования в силу того, что самый очевидный способ получения монопольной сверхприбыли — это установление монопольно высоких цен. Регулирование естественных монополий в США.

  Регулирование предприятий общественного пользования (естественных монополий) специальными государственными органами в Соединенных Штатах Америки имеет более чем вековую историю. Национализация в стране в силу исторических и идеологических причин не получила широкого распространения. Наиболее последовательно государственное регулирование применяется в отраслях общественного пользования (public utilities), в частности — связи, газо-, электро-, водоснабжения. Название Public Utility (PU) впервые было использовано в XIX веке по отношению к фирмам, производящим товары или услуги, в которых коренным образом заинтересовано большинство людей1. Государственному регулированию в США подлежат фирмы, для которых характерно следующее:

- существенную часть их бизнеса  составляют услуги, жизненно важные  для широкого круга потребителей;

- финансирование фирмы требует  огромных сумм денег, включая  средства, полученные от большого  числа представителей общественности;

 - развитие и расширение бизнеса непосредственно влияет на развитие, рост и экспансию общественного благосостояния, деловой активности и развития промышленности на конкретной территории.

Базовой юридической основой государственного регулирования частных фирм, действующих в условиях естественной монополии, считается Конституционная обязанность государства обеспечить защиту благосостояния, безопасности и здоровья граждан. Такие же обязанности по обеспечению защиты интересов жителей штата лежат и на местных властях2. С учетом этого, а также того, что естественные монополии, в первую очередь, характерны для локальных рынков, к которым и относится система водоснабжения города, неудивительно, что формирование системы государственного регулирования в США началось "снизу" — с уровня отдельных штатов.

 Основы системы регулирования, базирующиеся на судебных разбирательствах  прецедентных случаев и на  обобщении этой практики, строились  в США, начиная с 70-х годов XIX столетия. Судами рассматривались и разрешались такие вопросы, как: лицензирование деятельности Public Utilities; права фирм оказывать конкретные услуги; раздел спорных территорий между обслуживающими фирмами; определение необходимого минимума обслуживания; обязанности PU обслуживать всех обратившихся потенциальных потребителей; дискриминация отдельных групп потребителей по ценам и по уровню обслуживания и т.д.

 Также предметом судебного  разбирательства стали вопросы  определения базы расчетов приемлемой  цены, определение в ряде случаев  приемлемого уровня тарифов и разработка практической концепции разумного уровня инвестиций. Формирование перечня сфер естественных монополий происходило в достаточной степени стихийно, исходя из потребностей практики, а гибкость правовой системы позволяла оперативно корректировать этот список в зависимости от реальной ситуации, складывающейся на рынке.

 Большое количество этих  весьма специфических взаимосвязанных  вопросов указало на необходимость  создания специального внесудебного  государственного органа, который  мог бы заменить суд при их решении. Все это позволило создать легитимную базу для государственного регулирования деятельности частных компаний, не противоречащую нормам, которые защищают частную собственность, как основу экономики государства. На этой основе определились и основные принципы регулирования естественных монополий в США:

 Независимость регулирующего  органа, проистекающая из равенства  граждан перед Законом.

 Компетентность регулирующего  органа, поскольку рассмотрение  всех вопросов, связанных с регулированием, происходит индивидуально для каждой фирмы с изучением всех относящихся к делу обстоятельств.

 Полномочия регулирующего органа, позволяющие реализовывать его  решения (за неисполнение решений  предусмотрена ответственность  компаний в виде штрафов и  других санкций, вплоть до мер административной и уголовной ответственности). Организационные основы системы регулирования. Комиссии отдельных штатов по регулированию услуг общественного пользования (коммунального хозяйства) — Public Service Commissions — создавались в начале XX столетия. Каждая Комиссия действует на основании Устава, утвержденного законодательным органом (Сенатом) штата, где оговорены её цели, задачи, функции и полномочия. Сенат также решает вопросы отнесения конкретных видов деятельности к числу регулируемых Public Utilities, исходя в первую очередь из защиты интересов граждан.

 В 35 штатах США члены Комиссий  назначаются губернатором штата  и утверждаются на должности  Сенатом, в остальных 15 — избираются  на прямых выборах1. Как правило, существуют специальные законы о статусе и порядке работы членов Комиссии. Это во многом определяет независимость члена Комиссии и имеет принципиальное значение для работы регулирующего органа, поскольку принимаемые решения затрагивают противоречивые интересы многих социальных групп.

  Система финансирования деятельности Комиссии складывается из доходов регулируемых компаний на основании решения Сената, обязующего компании перечислять на ее счет средства (макс, в размере 0,25% от общего дохода компании)2. Работа Комиссии построена по принципу судебных органов: выслушиваются стороны, и принимается взвешенное решение, учитывающее интересы сторон. Всё это позволяет избежать прямой финансовой зависимости регулирующего органа как от регулируемых компаний, так и (что не менее важно) от потребителей.

 Таким образом, организация  работы Комиссий формировалась  на базе основополагающего принципа  о независимости ее как от  политических факторов, так и  от влияния участников экономических  процессов.

 Основной задачей работы  Комиссии, согласно ее Уставу, является "обеспечение безопасного, адекватного и справедливого уровня предоставления услуг по основанным ценам, а также возможности получения справедливого дохода на инвестиции в предприятия, предоставляющие соответствующие услуги широкому кругу потребителей".

Информация о работе Мировой опыт регулирования естественных монополий