Мировой опыт регулирования естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении процесса функционирования естественных монополий и способах регулирования их деятельности государством.
Для достижения данной цели, предстоит решить ряд задач, в частности: 1. Определить причины возникновения естественных монополий;
Изучить формы и способы регулирования естественных монополий;
Познакомиться с методами государственного регулирования;
Изучить регулирование естественных монополий. Мировой опыт;
Рассмотреть механизмы государственного регулирование их деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………………………………4
1.1. Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики…………...4
Потенциальные сферы существования естественных монополий, признаки естественной монополии………………………………………………6
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ…………..8
Формы и способы регулирования естественных монополий…………....8
Причины государственного регулирования……………………………..11
Методы государственного регулирования……………………………....12
Регулирование естественных монополий. Мировой опыт……………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

  Разделение полномочий между федеральными и региональными органами. В настоящий момент в США сложилось следующее разделение полномочий органов системы регулирования:

 а) в области электроэнергетики  Федеральная энергетическая комиссия  регулирует сферу оптовой торговли и передачи энергии на дальние расстояния (между штатами), региональные либо комиссии штата — производство и конечное распределение энергии;

  б) в области природного газа та же Федеральная энергетическая комиссия регулирует сферу оптовой продажи газа, а комиссии штата — деятельность компаний, занимающихся локальным распределением газа потребителям;

в) в области телекоммуникаций Федеральная комиссия по связи устанавливает необходимые технические стандарты дальней телефонной связи, радиосвязи и доступа к кабельным сетям, местные Комиссии регулируют деятельность местных телефонных сетей. Кроме того, кабельное телевидение частично регулируется местными органами исполнительной власти;

  г) в области водоснабжения и канализации на федеральном уровне устанавливаются обязательные для всех компаний природоохранные нормы и нормы безопасности, а комиссии штата регулируют деятельность соответствующих компаний.

  Основные функции регулирующих комиссий. К основным функциям местных Комиссий относятся:

- Сертификация и согласование  по вопросам доступа компаний  на регулируемые рынки, в том  числе, техническое лицензирование  на основе государственных стандартов.

- Принятие решений по вопросам  изменения цен по ходатайствам  фирм либо о приостановке (отмене) действующих тарифов.

- Рассмотрение вопросов финансового  состояния компаний.

 Участие в рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Комиссии, в законодательных и судебных  органах; участие в работе ассоциации  регулирующих органов (National Association of Regulatory Utility Commissioners — NARUC)

 Также в полномочия Комиссии  входит рассмотрение комплекса  вопросов, касающихся тарифов, качества  предоставления услуг и безопасности  функционирования транспортных  систем. Тарифы и стандарты (качество  предоставления услуг) составляют единый комплекс и рассматриваются как неотъемлемые части вопроса определения и пересмотра тарифов1.

 При принятии решений по  поводу цен (тарифов) на коммунальные  услуги, включая плату за водоснабжение  и водоотведение, в основу государственного регулирования закладывается понятие "справедливой цены", учитывающее как интересы потребителей услуг, так и интересы вкладчиков (собственников) в получении разумной прибыли на свои вложения и необходимость поддержания функционирования и развития PU.

 Система воздействия на естественную  монополию со стороны государства  в Европе состоит в том, что  муниципальное законодательное  собрание непосредственно формирует  Правление АО — основной орган  управления, вводит в его состав  специалистов соответствующих направлений и назначает руководителем своего депутата. Это позволяет согласовывать интересы компании и потребителей ее продукции, главным образом, путем воздействия (давления) избирателей на законодательные органы. В случае, если крупное предприятие принадлежит сразу нескольким коммунам (обслуживает большую территорию), то его уставной капитал поделен на доли, и орган управления формируется из представителей всех коммун. Однако в этом правиле существует ограничение: если предприятие чисто сетевое (распределение энергии, воды, канализация), у него всегда существует только один владелец, как правило — муниципалитет.

  В функции Правления входит назначение генерального директора и определение общей политики фирмы, в основе которой лежит разрабатываемый на четыре года "рыночный план" развития, который утверждается как муниципальный закон. В нём фиксируются общее направление работы компании и план развития инфраструктуры с указанием источников финансирования. В конечном итоге этот план определяет уровень зоны обязательного обслуживания, уровень тарифов и качество продукции естественных монополий. Оперативное планирование при этом остается делом самой компании.

 В Финляндии отрасли с  естественной монополией также  в значительной степени регулируются  через отношения собственности. Большинство предприятий в жилищно-коммунальной сфере являются муниципальными либо создаются в форме АО с преимущественной долей государства или муниципалитета. Обычно 100% уставного капитала принадлежит муниципалитету, хотя в ряде случаев часть акций продается другим инвесторам1.

 Возникающие в этих отраслях  конфликтные ситуации рассматриваются  государственными структурами, которые  занимаются в целом проблемами  конкуренции и защиты прав  потребителей независимо от отраслевой  специализации — это созданные в рамках Министерства торговли и промышленности Ведомства по вопросам потребителей и свободной конкуренции. Они "отслеживают" по газетным публикациям информацию об изменении тарифов и в ряде случаев проверяют их обоснованность. Штрафы, которые имеет право налагать такой государственный орган, весьма значительны — от 10 до 20% оборота компании. Поэтому предприятия в отраслях с естественной монополией предпочитают заранее согласовывать с ними изменения тарифов и форм типовых договоров с потребителями.

В Европе получила развитие практика регулирования тарифов при отсутствии жестких ограничений на норму прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К сожалению, в рамках курсовой работы тяжело рассмотреть такую серьезную проблему. Однако, проанализировав ряд источников, мы смогли сделать некоторые выводы.

Монополии – явление, существующее в экономике каждой страны, подразделяется на несколько видов: экономическую, административную и естественную. Монополии в целом явление отрицательное. Однако естественные монополии – это явление необходимое в современной экономике. Они появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображение наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших, чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств. Существует шесть основных признаков естественной монополии: экономия на масштабах производства, субаддитивность издержек, экономическая эффективность, высокие входные барьеры, низкая эластичность спроса, сетевой характер организации рынка. Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо, поскольку естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий.

Существует три основных формы (структурное регулирование, регулирование поведения, регулирование через систему стандартов) и пять основных методов (эффективное ценообразование, справедливое ценообразование, ценообразование с нормальной прибылью, предельные цены, предельная норма отдачи на капитал) регулирования. В России естественные монополии появились давно, их место в экономики России всегда было неоднозначно. В последнее десятилетие XX века естественные монополии стали привлекать к себе все больше внимания правительства. Стало понятно, что эта отрасль экономики нуждается в реформировании. Закон «О естественных монополиях» положил основу правовому регулированию этой сферы экономики в России. Создаются законопроекты, способствующие наиболее эффективному регулированию с учетом специфических особенностей Российской Федерации.

Существует множество способов эффективного регулирования естественных монополий, разрабатываются правительственные программы, каждый последующий законопроект исправляет ошибки предыдущего. Однако пока нет такого универсального закона и метода для создания стабильности в отраслях естественных монополий. Но эта проблема не оставлена без внимания, и в сравнительно скором времени можно ожидать улучшение ситуации и решение многих проблем. Одна из проблем мешающих осуществлению реформ и законопроектов это недостаток финансирования, из-за которого невозможно применение законопроектов в полную силу. В настоящее время наиболее регулируемой среди естественных монополий является электроэнергетика. Именно по причине постоянного роста тарифных ставок на электроэнергию предпринимаются разнообразные стабилизирующие и сдерживающие меры, издаются разнообразные законопроекты. Основная проблема масштаб страны, из-за чего возникает огромная разница в ценах на электроэнергию. Однако эта проблема замечена и принимаются меры по её устранению. Электроэнергетика является достаточно перспективной отраслью, так как в России есть неисчисляемые ресурсы, которые можно привлечь в эту отрасль, при должном финансировании. Электроэнергетика очень прибыльная промышленная отрасль, это, естественно, замечено, и в настоящее время существует масса проектов по привлечению инвестиций в отрасль.

Главным для нас выводом является то, что государство не обходит стороной проблемы естественных монополий. Предпринимаются меры для более эффективного функционирования естественных монополий. Уделяется внимание проблемам, которые характерны только для России. Следовательно, можно ожидать стабилизацию в сфере естественных монополий, что благоприятствует потребителю.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Астапов К. О государственном  регулировании естественных монополий // Общество и экономика. – 2003. –  №4/5. – С.274-287

2. Астапов К. Реформирование электроэнергетики  в РФ // Проблемы теории и практики  управления. – 2003. – №6. – С.45-49

3. Белоусова Н. И. Реформирование  естественных монополий в России: теоретический аспект / Н. Белоусова, Е.Васильева, В. Лившиц // ЭКО. – 1999. – №4. – С.85-100

4. Белоусова Н. О регулировании  естественных монополий в экономике  России / Н. Белоусова, Е.Васильева, В. Лившиц // Общество и экономика. – 2002. –  №1. – С.21-45

5. Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Гофрида /. – М.: «Терра». – 1997. – 736с.

6. Бутыркин А. Проблемы реформирования  естественных монополий // МЭ и  МО. – 2003. – №12. – С.3-11

7. Варламова А. Н. Реформирование  электроэнергетики как естественной  монополии // Законодательство. – 2004. –  №3. – С.22-26

8. Вильсон Дж. Естественные монополии в России / Дж. Вильсон, В. Цапелик // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – С.80-87

9. Волков Э. П. Управление развитием и функционированием электроэнергетики в современных условиях / Э. П. Волков, В. А. Баринов // Вести в электроэнергетике. – 2002. – №1. – С.3-7

10. Галушко Е. Самый дорогой киловатт  России // Дальневосточный капитвл. – 2002. – №11. – С.12-20

11. Дубинин С. К. Новые возможности  привлечения инвестиций в отрасль // Энергетик. – 2002. – №11. – С.2-3

12. Ершов Ю. А. Энергетическая стратегия России на период до 2002 года: плюсы и минусы новой энергетической политики РФ // Внешнеэкономический бюллетень. – 2004. – №5. – С.35-43

13. Киселев В. Антимонопольное регулирование  в энергетике // Закон. – 2003. – №10. – С.120-122

14. Курс экономической теории: Учебник / под ред. Чепурина М. Н., Киселевой  Е. А. – Киров: «АСА». – 2004. – 832с.

15. Кутовой Г. П. Государственное  регулирование естественных монополий  в топливно-энергетическом комплексе  в РФ // Вопросы электроэнергетики. – 2002. – №1. – С.8-12

16. Макконнелл К. Р. Экономикс / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: «Республика». – 1993. – т.2. – 538с.

17. Нельговский И. Е. Экономические  основы понятия естественной  монополии // Черные дыры в Российском  законодательстве. – 2004. – №4. – С.420-429

18. О естественных монополиях: Федер. закон Рос. Федерации от 17 августа 1995 г. № 147 – ФЗ // Собрание законодательства  Рос. Федерации.- 1995. – №34, ст.3426. –  С.6400 - 6412

19. Об Основных положениях структурной  реформы в сферах естественных монополий: Указ Президента Рос. Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 // Собрание законодательства Рос. Федерации 1997. – №18,ст.2132. – С.3451 - 3464

20. Учебник по основам экономической  теории /Камаев и др./ М.: «Владос». – 1996. – 384с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

п. п.

Системы государственного влияния на деятельность субъектов естественных МОНОПОЛИЙ Основные черты

1

Характерные черты моделей рыночной экономики, определяющие выбор способа обеспечения общественно-приемлемого поведения субъектов естественных монополий

2

Основные страны - представители

3

Организационно-экономический механизм государственного влияния на деятельность субъектов естественных монополий

4

Основные способы обеспечения общественно-приемлемого баланса интересов субъектовестественных монополий и потребителей их продукции (услуг)

5

Средства государственного регулирования

6

Характер государственного воздействия на деятельность субъектов естественных монополий

7

Организационно-экономический механизм государственного влияния на деятельность субъектов естественных монополий


 

Таблица 1. Системы государственного регулирующего воздействия на субъекты естественных монополий.

 

 


 



Информация о работе Мировой опыт регулирования естественных монополий