Модель денежного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определение и рассмотрение механизма функционирования современной денежно-кредитной системы, различных моделей денежного рынка.
Задачей данной работы, во-первых, является рассмотрение теоретических основ денежного рынка, а именно, рассмотрение спроса на деньги, денежного предложения и равновесия на денежном рынке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА I. Исторические предпосылки возникновения денежного рынка
1.1. Экономическая сущность денег..…………………………………………….5
1.2. Спрос и предложение денег……………………..………………………..….10
1.3. Денежный рынок, его сущность и структура..…………………………..….16
ГЛАВА II. Современный денежный рынок
2.1. Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты…………………...21
2.2. Основные направления ДКП Центрального банка России………………..21
2.3. Изменения денежной массы России………….………………………….….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

R= i - ∆P/1 + ∆P,

где R - реальная ставка процента;

i - номинальная процентная ставка;

∆P - темп инфляции.

Таким образом, на размер номинальной  ставки процента влияет уровень инфляции. Кроме того, на размер ставки процента по отдельным операциям влияет фактор риска. Чем высший риск, тем высшая ставка процента.

Большое значение имеет соотношение спроса и предложения на денежном рынке. Достижение равновесия спроса и предложения есть одним из задач денежно-кредитной политики. Уровень процентной ставки, за который спрос на деньги равняется их предложению, называется равновесной ставкой процента, или ставкой равновесия. Существуют разные модели установления равновесия на финансовом рынке в зависимости от типа денежно-кредитной политики (гибкая, жесткая).

Рынок денег характерный тем, что  он очень чувствительный к любым  изменениям в экономике и в финансовой сфере. Поэтому спрос и предложение здесь весьма непостоянные, а процент как цена денег часто изменяется под их влиянием. Через это он является наиболее реальным индикатором конъюнктуры денежного рынка вообще и служит базой формирования процентной политики в стране. Это дает основания рассматривать механизм формирования спроса и предложения на денежном рынке только на основании рынка денег.

 

 

ГЛАВА II.  Современный денежный рынок

 

2.1. Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты.

 

К определению понятия «денежно-кредитная  политика» применяют разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в это  понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении».

Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как один из двух ведущих средств (другой - фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политики есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Денежно-кредитная политика Центрального банка — система мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Основными инструментами денежно-кредитной  политики Центрального банка являются:

1)установка нормы обязательного  банковского резерва (какую часть  своих средств коммерческие банки  должны держать в Центральном  банке для обеспечения резерва);

2)регулирование официальной учётной  ставки (под какие проценты Центральный  банк даёт кредиты другим банкам);

3)операции на открытом рынке  (покупка и продажа ценных государственных  бумаг: облигаций, казначейских  обязательств и так далее)

4)валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег).

Устанавливая размер резервов, Центральный  банк регулирует денежные потоки. Так  при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка.)

Основными методами денежно-кредитной  политики являются общие и селективные. Первые оказывают влияние на рынок  заемных капиталов в целом, а  вторые направлены на конкретные виды кредитов или кредитование отдельных отраслей, фирм.

Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный  банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Можно выделить несколько возможных  целей денежно-кредитной политики:

-высокий уровень занятости;

-экономический рост;

-стабильность цен;

-стабильность процентных ставок;

-стабильность финансовых рынков.

Обычно денежно-кредитная политика Центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса  национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

2.2. Основные направления  денежно-кредитной политики Центрального  банка России.

 

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.

Банк России и Правительство  Российской Федерации в вариантах  развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5‑6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный  период в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Ускорение инфляции, а также ожидаемые  в предстоящий период внешние  и внутренние макроэкономические условия  подтверждают необходимость осуществления  более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

При разработке денежно-кредитной  политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные  изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может  сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания  темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.

Основным фактором риска для  российского банковского сектора  в условиях международного финансового  кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием влияния указанного фактора является введение российскими  банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это  ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

В целях снижения негативного влияния  международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки  России реализуется комплекс мер  по частичному замещению выбывших кредитных  ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению транзакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности  будут приниматься в зависимости  от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового  рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое значение Банк России придает  формированию доверия общества к  осуществляемой денежно-кредитной  политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

 

 

 

 

2.3. Изменения денежной массы  в России.

 

Денежная масса — весь объём  выпущенных в обращение бумажных денежных знаков и металлических  монет, денежные средства на текущих  счетах в банках. В статистических отчётах зачастую выделяется особо из общего объёма денежных средств в хозяйственном обороте сумма наличных денег.

Информация о работе Модель денежного рынка