Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, курсовая работа
Дефляция, которая представляет собой повышение ценности или покупательной силы денег, является не меньшей проблемой, чем инфляция, поскольку она также вносит неопределённость в расчёты тех, кто планирует своё будущее. То же самое верно для дезинфляции. Дезинфляция - это замедление темпа инфляции; она также создаёт серьезные трудности для тех, кто не в состоянии правильно предвидеть её при разработке долгосрочных планов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 4
1.1 Причины инфляции 4
1.1.1 Внешние причины 5
1.1.2 Внутренние причины 5
1.2 Основные виды и формы инфляционных процессов 6
1.2.1 Инфляция спроса 8
1.2.2 Инфляция издержек 11
2. МОДЕЛИ ИНФЛЯЦИИ 14
1.3 Три основных типа инфляции 19
3. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ 21
4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 22
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА NAIRU 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 30
Первопричина роста цен (кредитная политика денежных властей, денежная эмиссия, изменение валютного курса и т.д.), - на блок-схеме она вынесена в среднесрочный контур - достаточно важна, но для развития инфляционных процессов особенно важен второй этап. Перейдя в среднесрочный контур совокупный спрос AS, наталкивается на ограничения, связанные с фактическим объемом денежной массы в обращении. При определенных условиях сжатие денежной массы может уменьшить совокупный спрос. При расширении денежной массы происходит рост уровня цен. Другими словами, само по себе увеличение спроса порождает не столько инфляцию, сколько ее угрозу.
Понятнее технология возникновения инфляции спроса может быть представлена в виде смещения кривой совокупного спроса AD (рисунок b. инфляция спроса).
Рисунок B. Инфляция Спроса
На рисунке (рисунок b. инфляция спроса) рост денежной массы сдвигает кривую совокупного спроса с уровня AD1 на уровень AD2 . Сдвиг кривой совокупного спроса происходит вдоль фиксированной кривой совокупного предложения. Неудовлетворенный спрос позволяет поднимать цены , незначительно увеличивая объем производства.
Анализ инфляции спроса основывается на количественной теории денег. Наиболее четко она была сформулирована известным американским экономистом И. Фишером, который популяризировал и теоретически обосновал так называемое уравнение обмена:
Формула A
MV = PQ,
где М — количество денег в обращении (независимо от их металлического или бумажного характера);
V — скорость обращения денег;
Р — средний уровень цен товарной сделки;
Q — количество товарных сделок.
Именно на уравнении обмена и базируется количественная теория денег. Оно констатирует факт, что объем платежных средств в обороте с учетом скорости их обращения равен объему товарных сделок, помноженному на средний уровень их цен. Но это уравнение четко не отражает причинно-следственных зависимостей.
Во-первых, V и Q принимались постоянными или относительно постоянными величинами. Во-вторых, М, т. е. количество денег в обращении, рассматривалось как причина, а Р — уровень цен — как следствие; причем указанная причинно-следственная связь трактовалась как строго пропорциональная. Прямая зависимость индекса цен от денежной массы у Фишера выражается формулой (формула b):
Формула B
P=MV/Q
В уравнении (формула b) достаточно жестко выражена концепция количественной теории денег, в соответствии с которой уровень цен изменяется пропорционально количеству денег в обращении. Именно в так описывается наиболее простой вариант теории инфляции спроса:
* падение покупательной способности денег пропорционально росту их количества в обращении.
К другим факторам влияющим на совокупный спрос можно отнести:
увеличение склонности к потреблению;
рост государственных расходов;
увеличение скорости обращения денег в экономической системе. (1)
Инфляция издержек (предложения) — изменение совокупного предложения вызванное ростом издержек производства в расчете на единицу продукта.
Отставание темпов роста совокупного предложения или фактическое уменьшение совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом, определяет темпы инфляционных процессов.
Рост себестоимости продукции приводит к падению рентабельности производства, что заставляет совокупное предложение при стабильных ценах падает. Низкий уровень совокупного предложения при старом совокупном спросе определяет падение покупательной способности национальной валюты, т.е. повышение цен. Вследствие недостаточного спроса объем производства и занятость сокращаются.
Инфляция такого рода начинается с роста цен на факторы производства, а затем распространяется по технологической цепи на конечный продукт. Изначально такого рода инфляцию связывали требованиями профсоюзов о повышении заработной платы и ростом затрат на энергоресурсы.
Рисунок C Концепция Инфляции издержек
C - Издержки
R- Рентабельность
AS - Совокупное предложение
P - Уровень цен
F- Эндогенный фактор
Если при инфляции издержек контроль за увеличением денежной массы смягчается (для предотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно ожидать "раскручивания" инфляционной спирали ( P-M-AD-P), как и в случае с инфляцией спросам в краткосрочной перспективе происходит рост цен и реального выпуска продукции, в долгосрочной - только рост цен.
На рисунке 4 (рисунок d инфляция издержек) более наглядно представлена инфляция издержек в виде поведения кривых совокупного спроса и предложения.
Рисунок D Инфляция издержек
На рисунке (рисунок d инфляция издержек) рост издержек и снижение уровня рентабельности сдвигает кривую совокупного предложения с уровня AS1 на уровень AS2 . Сдвиг кривой совокупного предложения происходит вдоль фиксированной кривой совокупного спроса. Недостаток предложения при остром уровне спроса позволяет поднимать цены даже уменьшая объем производства.
При проведении политики жестких бюджетных ограничений спад производства с течением времени не позволяет развиваться спирали ( P-M-AD-P),(рисунок c) , что сводит инфляцию на нет.
В теоретических исследованиях инфляции издержек, отражающих практический опыт последних десятилетий, выделяется несколько вариантов возникновения инфляции этого вида в условиях несовершенной конкуренции.
1. Инфляция издержек при распространении новой и новейшей высокотехнологичной продукции с использованием административно устанавливаемых цен.
2. Инфляция издержек, вызванная катастрофами (например, Чернобыль), внезапным ростом мировых цен (например, рост цен на нефть в результате действий ОПЭК в 70-е годы)..
Российский опыт добавляет к этому списку
3. Разрыв связей в результате распада СССР.
4. "Потеря управляемости", то есть резкое снижение эффективности функционирования государственной системы управления.
5. Высокая монополизация рынков ( некоторые исследователи рассматривают этот вид как вариацию администрирования цен).
Рисунок E Администрирование цен (3)
Любое несоответствие в соотношении спроса и предложения товаров на рынке рано или поздно отражается на движении цен. Избыточное предложение способствует относительному снижению цен, в то время как недостаток пользующихся спросом товаров и услуг толкает цены вверх и тем самым усиливает инфляционные процессы.
Проиллюстрируем сказанное графически (рисунок e). На осях координат отражается динамика уровня производства (Y) и цен (Р). Прямая AS описывает совокупный уровень предложения товара i и изменяется относительно осей координат в зависимости от масштабов производства. Кривая AD показывает уровень платежеспособного спроса. Пересечение двух кривых в точке А отражает базисное состояние равновесия рынка, которому соответствуют уровень производства Y и цена Р. Уменьшение масштабов производства до уровня Y обусловливает сдвиг прямой AS влево до положения AS1 . Новое состояние равновесия, соответствующее изменившемуся предложению товара i, будет отражаться точкой В, которой соответствует новый, более высокий уровень цен Р1. Аналогично увеличение рыночного предложения вызовет сдвиг прямой AS вправо и будет стимулировать снижение цен до уровня Р2 . При этом Р2 < Р .
Понятно, что целенаправленное регулирование уровня предложения со стороны товаропроизводителя позволяет ему оказывать определенное воздействие на цены, перераспределяя в свою пользу часть стоимости, созданной в других отраслях. Однако это перераспределение может оказаться значительным лишь в том случае, если производитель (сбытовик) контролирует заметный сегмент рынка соответствующих товаров или услуг, то есть в результате высокой степени концентрации предложения (рынок энергоресурсов, и железнодорожный транспорт в России). (1)
С точки зрения макроэкономического анализа инфляция подразделяется на группы.
Нарастающая инфляция является однозначно негативным процессом по следующим причинам:
Инфляция тревожит деловой мир и затрудняет прогнозные оценки (обычная неопределённость инфляционного процесса);
Неравномерность инфляционного роста цен, доходов, иных платежей ( а иначе экономические процессы в рыночной экономике развиваться не могут) создаёт условия для дополнительной хозяйственной неустойчивости, склонность к структурным потрясениям;
Обычным делом в условиях сильной инфляции становится социальная нестабильность, потеря доверия к правительству, возможные политические кризисы.
С позиций темпа роста цен, т. е. с точки зрения количественного критерия, вышеприведённая классификация может быть дополнена другим критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. При этом инфляция может быть:
сбалансированной – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. ЦБ подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильными ценами. Бизнесмены при этой инфляции периодически повышают цены: если, например, сырьё подорожало в 2 раза, то соответственно во столько же раз увеличивается цена конечной продукции. Потери при этом ощущают только те производители сложной продукции, которая основана на кооперативных связях, - они стоят последними в цепочке повышения цен. Импульс повышения цен, идущий от поставщиков сырья к конечной продукции, отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации;
несбалансированной, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причём в различных пропорциях. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного изделия. Этот вид инфляции для бизнесменов таит в себе большую опасность по следующим причинам:
В соответствии с критерием ожидаемости или предсказуемости инфляция также подразделяется на 2 группы: ожидаемую и неожидаемую.
Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надёжности. Такая инфляция нередко является прямым результатом действий правительства. Примером может служить прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ в декабре 1991 г. на предстоящий 1992 г.
Фактор ожидаемости (предсказуемости) позволяет предугадывать его влияние на стратегию деловых сделок, контрактов. Имея прогноз роста цен, в условиях идеального свободного рынка можно заблаговременно адаптироваться к спрогнозированному скачку цен. Даже в случае гиперинфляции фирма не пострадает от потерь (разумеется, относительно), чего нельзя сказать при неожиданном росте цен даже на 19 %, что может привести к существенному снижению доходности. Поэтому целесообразно инвестировать капитал в такой бизнес, рост цен на продукцию которого можно предсказать.
Неожидаемая (неожиданная, непредсказуемая) инфляция – характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. Возможны следующие варианты проявления непредсказуемости инфляции:
при наличии у населения инфляционных ожиданий возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает реальную картину совокупного спроса; прогнозировать подобные тенденции крайне затруднительно, как, впрочем, и все экономические процессы в этом случае. Нерешительность правительства может только усугубить инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен;
при отсутствии инфляционных ожиданий возникает «Эффект Пигу» – резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель товара вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в исходное положение, т.е. в состояния равновесия.
В странах с недостаточно развитой рыночной экономикой непредсказуемая (неожиданная) инфляция для большого бизнеса пагубна. Психологическая устойчивость бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, что сковывает их творческий потенциал.
Отметим ещё несколько моделей инфляции.
Структурная инфляция (англ. structural inflation) – это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая её как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Данный вид инфляции характерен для развивающихся стран.
Инфляция структурная – это по существу перемещение спроса. Суть данного экономического процесса состоит в том, что на товары, пользующиеся повышенным спросом потребителей, цены растут. В то же время на товары, спрос на которые снижается: цены либо не падают, либо снижаются несущественно. Вследствие этих тенденций происходит: рост средних цен; сокращение или полное прекращение выпуска дешёвых товаров; снижение качества товаров при стабильных ценах на них.
Таким образом, структурная инфляция – это вариант инфляции спроса или инфляции издержек, вызываемой неравномерным спросом или давлением со стороны издержек в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки и др.
Из-за невозможности определения первопричины появления инфляции бывает трудно провести границу между инфляцией, вызванной ростом издержек производства, и инфляцией спроса.
Примером такого положения может служить, например, инфляция, вызванная повышением спроса над предложением в результате увеличения правительственных расходов. В то же время увеличение издержек производства (с точки зрения предпринимателя) – это инфляция издержек. В первом случае инфляция будет продолжаться до тех пор, пока совокупный спрос будет превышать производственные возможности страны. Но инфляция издержек носит ограниченный характер, поскольку ведёт к сокращению предложения, что в свою очередь будет сдерживать давление на цену со стороны издержек.
Информация о работе Модель инфляции. Экономическая модель NAIRU