Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, курсовая работа
Дефляция, которая представляет собой повышение ценности или покупательной силы денег, является не меньшей проблемой, чем инфляция, поскольку она также вносит неопределённость в расчёты тех, кто планирует своё будущее. То же самое верно для дезинфляции. Дезинфляция - это замедление темпа инфляции; она также создаёт серьезные трудности для тех, кто не в состоянии правильно предвидеть её при разработке долгосрочных планов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 4
1.1 Причины инфляции 4
1.1.1 Внешние причины 5
1.1.2 Внутренние причины 5
1.2 Основные виды и формы инфляционных процессов 6
1.2.1 Инфляция спроса 8
1.2.2 Инфляция издержек 11
2. МОДЕЛИ ИНФЛЯЦИИ 14
1.3 Три основных типа инфляции 19
3. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ 21
4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 22
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА NAIRU 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 30
Инфляция роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25 – 30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы в рыночной экономике может инициировать инфляцию.
Для российской инфляции показатель «рост заработной платы» существенной роли не играет, поскольку она имела весьма низкий стабильный уровень. И только в 1992 году положение с заработной платой изменилось в результате раскручивания спирали «цена – зарплата».
Инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверхприбыли, что ведёт к повышению цен, не возмещённому потребителю ростом качества товаров. В российской инфляции фактор увеличения прибылей не стал доминирующим в росте цен на товары. Отчасти этот факт объясняется наличием строгого контроля за уровнем рентабельности со стороны государства. Тем не менее, фактор роста прибылей имеет определённое значение в развёртывании инфляции при условиях: либерализации цен; отсутствии конкуренции; высоком уровне монополизма; тотальном дефиците товаров. В этих условиях неизбежно возникает неконтролируемый гигантский рост инфляционных прибылей.
Инфляция налогов – ситуация. когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Западные экономисты называют эту ситуацию стимулирования налогов теорией «экономики предложений», согласно которой экономический рост выступает функцией налоговой политики. Несомненно, рост налогов сокращает возможности инвестиций. В результате происходит снижение уровня производства и, следовательно. Предложения. Что уже само по себе служит исходной базой роста инфляции. Теория «экономики предложения» предусматривает такой оптимальный уровень налогов, при котором налоговая ставка позволяет получать необходимый доход государству и развивать производство товаров в соответствии с объёмом спроса, что приведёт к сокращению инфляции.
Инфляция роста материальных издержек производства – её причинами могут быть:
Данная модель инфляции характерна для нерыночной экономики, такой как российская. Для её возникновения необходим гигантский масштаб добычи сырьевых ресурсов и наличие многочисленных ресурсодобывающих отраслей, ввиду чего происходит раскручивание специфической спирали:
рост стоимости сырья, ведущий к удорожанию материалов;
рост цен на функционирующие в сырьевом секторе машины и оборудование, обусловливающий повторный рост цен на сырьё.
Ключевыми моментами в определении той или иной модели инфляции служат обесценение денег, представляющий собой материал для выражения целостных пропорций обмена, и соответствующая (повышенная) динамика цен. На практике, однако, инфляция не означает пропорционального и даже однонаправленного изменения всех цен и других стоимостных показателей, а следовательно, сопровождается изменениями относительно уровня цен и совокупных расходов. Результатом этих изменений становятся характерные сдвиги:
в распределении доходов между экономическими классами, а также владельцами различных факторов производства, различных товаров;
в общем объёме производства, в темпах экономического роста.
Это означает, что современная инфляция не бывает сбалансированной, она сопровождается серьёзными изменениями в распределительных процессах (в распределении не только доходов, н и ресурсов), ведёт к выигрышу одних и проигрышу других экономических агентов. Инфляция требует пересмотра стратегии производителей и потребителей для преодоления последствий обесценения денег и роста цен.
Специфической особенностью инфляционных выигрышей и проигрышей экономических агентов является то, что они не компенсируют друг друга, а потому издержки инфляции для общества равны нулю. Инфляция усиливает неопределённость функционирования экономики и ведёт к росту издержек принятия любого решения как на микро-, так и макроуровне. Последствия инфляции зависят не только от собственно обесценения денег, но и от неравномерности их обесценения. В результате обесценения может быть уничтожено благосостояние целых социальных слоёв населения, а также получателей фиксированных доходов (пенсионеров и студентов), что может привести к социальным взрывам. Одновременно инфляция «съедает» денежный капитал кредиторов.
Последствия инфляции зависят от её качественных характеристик – темпов и их динамики. Особенно чревата инфляция для делового мира своей неопределённостью, непредсказуемостью скорости обесценения денег, поскольку высокий, но постоянный темп инфляции может принести меньшие потери, чем более низкий, но менее точно прогнозируемый. (9).
Инфляция может иметь либо открытую форму проявления – обнаруживаться в росте потребительских цен, либо скрытую, латентную – действовать через повышение издержек производства (в том числе и расходов на зарплату). Перетекание этих форм одна в другую послужило ещё в 50-х годах основой концепции «зарплата - цены», согласно которой ответственность за раскручивание инфляции несут профсоюзы, требующие повышения заработной платы. Позиция эта достаточно уязвима, так как стимулятором могут быть и собственные ценовые факторы: высокие цены на продукцию, поставляемые по государственным заказам (для государственных нужд), взлёт цен на энергоносители.
На макроэкономическом уровне обычно рассматриваются т р и т и п а и ниф л я ц и и : классический; рыночный и дисбалансовый.
Классический тип инфляции основан на изменении объёмов денежной массы, находящейся в обращении: переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с потребностями в действительных деньгах - золоте) выпуска их. Известны два подварианта инфляции этого классического типа: фискальная и кредитная инфляция.
Рыночный тип инфляции, в отличие от предыдущего, называемого классическим, связан с временными отклонениями масс товаров различного рода от их объективно необходимых, оптимальных пропорций безотносительно количества денег в обращении. С этой точки зрения инфляция – это повышение общего уровня цен и обесценения денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным предложением (покрытием0, т. е. инфляция может быть результатом сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Выражается она в обесценении денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы. (В связи с отменой золотого стандарта инфляция чаще всего принимает всеобщий и затяжной характер, а не товарный.)
Д и с п р о п о р ц и я между денежной массой и товарным покрытием возникает по следующим взаимозависимым причинам:
Выпуск в обращение не обеспеченных товарами денег (как это было в России) покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных доходов населения, опережающий увеличение производства и образующий дефицит товаров. Классическим образом нарушения равновесия может служить бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, что вызвало рост цен на нефть.
Рост уровня издержек (рост цен на сырьё, переориентация продукции на новый вид потребления в связи с общественными потрясениями).
Нередко из-за неумеренных требований профсоюзов и последующего роста заработной платы последняя начинает подталкивать цены. Взаимное подталкивание цен и заработной платы приводит к тому, что умеренная инфляция начинает трансформироваться в гиперинфляцию.
Дисбалансированный тип инфляции вызывается хроническими диспропорциями на макро- и микроуровне как проявление циклического характера развития экономики. Инфляцию такого рода можно рассматривать как универсальное явление экономической жизни современного общества. В наше время исследованию её причин посвятили свои труды И. Фишер, К. Брешкони - Туррони, которые тщательно исследовали гиперинфляцию 20-х годов, а также послевоенного периода. После первой мировой войны инфляция измерялась величиной 1012 или 1013, а размен банкнот на золото был прекращён. В этот период шведский учёный Густав Кассел в своих трудах «Мировая денежная проблема», «Основные идеи теоретической экономии» предложил новый подход к международному денежному обращению. Он, в частности, выдвинул методологическое положение: обменный курс строить на основе паритетов покупательной способности национальных денежных единиц.[2]
Паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) – уровень обменного курса двух валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них.
Согласно этой теории, курс доллара, например, становится соответствующим существующим реалиям экономики тогда, когда появляется возможность приобрести одинаковую по составу и объёму корзину товаров и услуг в разных странах за одинаковую сумму денег, причём эта сумма конвертируется по преобладающим рыночным валютным курсам.
Теория паритета покупательной способности оказалась полезной лишь в строго определённых ситуациях. Она может, в частности, служить необходимым орудием при выборке стабилизационной политики в условиях выхода из инфляционной спирали. Ограниченное применение теории объясняется тем, что
текущие валютные курсы, зеркально отражающие неравномерность экономического развития, сами по себе неустойчивы. Они более подвижны, чем товарные цены, поскольку подвержены ожиданиям, настроениям и другим переменным факторам.
Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Одним из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.(2)
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции = 118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество 70
лет, необходимых для = ------------------------------
освоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения
уровня цен (%)
Существует несколько индексов цен:
индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен:
индекс оптовых цен производителя;
дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.).
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Положение, создавшееся в России в результате проведения экономических реформ, потребовало выработки антиинфляционной политики.
Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих её воздействия – инфляции спроса и инфляции издержек. В международной практике с этой целью используются две линии антиинфляционной политики:
дефляционная политика (регулирование спроса) – в виде методов ограничения денежного спроса через денежно – кредитный и налоговый механизмы: снижения государственных расходов; повышения процентной ставки за кредит; усиления налогового пресса; ограничения денежной массы.
Результатом действия этого механизма дефляционной политики является замедление экономического роста и даже кризисные моменты, что нередко служит причиной отказа правительства от его использования;
политика доходов – в виде параллельного контроля за ценами и заработной платой путём полного их замораживания или установления пределов их роста. Опыт использования данного метода в США, Великобритании и скандинавских странах свидетельствует о незначительных результатах по следующим причинам: замедление роста цен вызывает дефицит на многие группы товаров; рост цен сдерживается лишь на определённое время, а с отменой ограничений вновь ускоряется.
Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются в двух направлениях:
Информация о работе Модель инфляции. Экономическая модель NAIRU