Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, курсовая работа
Дефляция, которая представляет собой повышение ценности или покупательной силы денег, является не меньшей проблемой, чем инфляция, поскольку она также вносит неопределённость в расчёты тех, кто планирует своё будущее. То же самое верно для дезинфляции. Дезинфляция - это замедление темпа инфляции; она также создаёт серьезные трудности для тех, кто не в состоянии правильно предвидеть её при разработке долгосрочных планов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 4
1.1 Причины инфляции 4
1.1.1 Внешние причины 5
1.1.2 Внутренние причины 5
1.2 Основные виды и формы инфляционных процессов 6
1.2.1 Инфляция спроса 8
1.2.2 Инфляция издержек 11
2. МОДЕЛИ ИНФЛЯЦИИ 14
1.3 Три основных типа инфляции 19
3. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ 21
4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 22
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА NAIRU 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 30
«замораживание» цен на определённые товары;
сдерживание уровня цен в определённых пределах .
Важнейшим направлением антиинфляционной политики государства является конкурентное стимулирование производства:
прямое стимулирование предпринимательства путём значительного снижения налогов на корпорации;
косвенное стимулирование сбережений для населения (снижение налогов с населения);
стимулирование рыночной конкуренции и снижение её воздействия на цены и спираль «цены – заработная плата»;
Модель антиинфляционной программы в её российском варианте состоит из двух крупных блоков:
мера по преодолению экономического спада;
мера по сдерживанию финансовых причин инфляции.
Первый блок включает экономические факторы:
создание эффективной инвестиционной программы;
формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью выравнивания диспропорций производства;
привлечение дополнительных капиталов в производственную сферу.
Второй блок формирует финансовую направленность:
покрытие бюджетного дефицита с помощью размещения государственных ценных бумаг и отказа от кредитов ЦБ;
установление регулирующего значения функций налогов (а не только фискальный) в сфере производства;
резкое снижение чрезмерной эмиссии денег (сверх потребности товарооборота) как наиболее важного денежного инфляционного фактора;
активная политика доходов, предполагающая согласование и увязку темпа роста зарплаты, доходов и цен под наблюдением и при посредничестве государства.
Достижение финансовой стабильности, сокращения дефицита федерального бюджета, обеспечения его финансирования возможно за счёт ряда неинфляционных источников:
повышение собираемости налоговых платежей в бюджет (в том числе за счёт существенного сокращения налоговых и иных льгот);
сокращения перечня федеральных целевых программ, что позволит сконцентрировать средства бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
финансирования регионов из региональных бюджетных расходов, имеющих соответствующую доходную базу.
Мировой опыт показывает, что до тех пор, пока совокупное воздействие инфляционных факторов не снизится до 30 – 40% в год, реальный экономический рост оказывается невозможным. Поэтому процесс финансовой стабилизации, выход из кризиса и подъём российской экономики становятся возможными при соблюдении жёстких требований при проведении реформ.
Финансовые факторы инфляции и прежде всего бюджетного дефицита в антикризисной стратегии занимают значительное место:
переход к цивилизованным методам покрытия бюджетного дефицита за счёт выпуска государственных ценных бумаг;
принудительное размещение государственных ценных бумаг в банках (по примеру мирового опыта);
совершенствование налоговой системы, так как в условиях уменьшения прибыли в народном хозяйстве сокращается база налогообложения и усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов;
установление лимитов государственного долга (внешние заимствования и предоставление российских кредитов иностранным государствам и международным организациям) по принципу: брать не больше, чем надо платить по прежним кредитам.
Выполнение этих условий антиинфляционной стратегии способствует достижению таких основных социальных и экономических целей, как:
ограждение социальных интересов народа, в первую очередь его малообеспеченных слоёв;
сохранение экономического и научно-технического потенциала страны;
создание стимулов для производственной в первую очередь инвестиционной деятельности;
формирование рыночной конкурентной среды.
Антиинфляционная программа в качестве составного элемента включает в себя инвестиционную политику:
привлечение иностранных инвестиций при условии защиты национального производства, как это принято во всём мире;
репатриация утечки отечественных капиталов за границу и пресечение их бегства;
формирование рынка ссудных капиталов;
увеличение инвестиций западноевропейских банков в банковский сектор России (избыток капиталов иностранных банков не находит спроса в их странах, кроме ипотечных кредитов);
блокирование инфляционных факторов, связанных с дорогостоящими тратами на военно-промышленный комплекс и трудностями с конверсией.
Ключевым элементом антиинфляционной стратегии преобразований экономики России должна стать целенаправленная государственная структурно-инвестиционная политика. Сверхжёсткие дефляционные меры, проводимые правительством, не создали динамического импульса в экономике ни в краткосрочном, ни в долгосрочном плане.
В экономике России не происходит каких-либо положительных структурных и технологических изменений. Поэтому реализация целей структурной политики требует гораздо большего участия государства в регулировании структурных пропорций, чем это следует из либеральной концепции реформы. Антиинфляционный набор мер и условий, необходимых для проведения структурной политики и связанных с повышением роли государства в управлении экономическими процессами, может включать в себя:
чёткое разграничение сфер, границ, способов и условий применения рыночных и административных методов аккумулирования и перераспределения материальных и финансовых ресурсов;
регулирование импортно-экспортной деятельности в соответствии со стратегическими интересами государства, рациональный протекционизм в отношении отечественной обрабатывающей промышленности;
усиление государственного регулирования цен на товары и услуги, удорожание которых стимулирует инфляцию и ведёт к сокращению инвестиционного спроса.
Антикризисные меры в области государственной структурно-инвестиционной политики касаются также воссоздания разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях требуется создание сети государственных, акционерных и кооперативных инвестиционных банков для организации на коммерческой основе всего инвестиционно - финансового оборота сдачи предприятий в аренду, покупки и продажи акций, выдачи долгосрочных ссуд, в том числе под залог имущества. Система таких банков образовала бы надёжный фундамент для управляемого перехода к рынку в рамках общегосударственной политики структурной перестройки производственного потенциала страны.
Правительство России систематически, из года в год, предпринимало меры антиинфляционного характера, которые носили окраски жёсткой финансовой и денежной политики.
Основной упор был сделан на механическое ограничение денежной массы. Правительство элементарно рассчитывало на возникновение связки: ограничение денежной массы вызовет ограничение спроса, что, в свою очередь, приведёт к сдерживанию роста цен и установлению рыночного равновесия. В связи с этим непроверенным для России постулатом строилась эмиссионная и кредитная политика.
В качестве антиинфляционной и структурообразующей меры правительство избрало ограничение инвестиционной активности предприятий. Возможность ограничения инвестиционного спроса была важнейшим стимулирующим фактором для того, чтобы не допустить развала важнейших жизнеобеспечивающих отраслей.
Несмотря на эти меры, наблюдался полный крах инфляционной политики правительства: с июня 1992г. произошло существенное ослабление и кредитно-денежной, и финансовой политики, резко пошли вверх темпы роста денежной массы, за короткое время она увеличилась почти в 4,5 раза.
Для указанных временных рядов было оценено следующие уравнения множественной линейной регрессии:
INF= 5.414 – 0,920*u + 1,148*INF(-1)
(0,930) (0,154) (0,086)
R2 = 0,942; DW = 2,07.
Можно отметить, что статистическое качество полученного уравнения регрессии практически идеально. Все t-статистики превышают 5 по абсолютной величине. Статистика Дарбина - Уотсона DW очень близка к 2, даже не прибегая к таблицам, здесь ясно, что гипотеза об отсутствии автокорреляции остатков первого порядка будет принята при любом разумно малом уровне зависимости.
Теперь рассмотрим содержательный смысл и теоретическую интерпретацию полученного уравнения. Оно показывает, что инфляция является очень инерционным процессом, и то, что коэффициент b= 1,148 превышает 1, говорит о том, что процесс самоускоряющийся. Последнее существенно усложняет задачу контролирования и сдерживания инфляции. Учитывая, что в соответствии с нашей моделью, 5,414 -0,920 =a(u* -u), получаем а = 0,920 и u= 5,414/0,920 = 5,885(%). Итак, если мы принимаем исходную общую формулу модели инфляции, то тем самым получаем из нее оценку естественного уровня безработицы (NAIRU) для экономики США в 1977-1990гг. Она оказалоаь несколько меньшей, чем на 6 %, что согласуется с другими оценками, полученными различными методами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В настоящей работе рассмотрены современные теории, описывающие причины, виды, модели, показатели инфляции и варианты антиинфляционной политики.
Основными причинами инфляции являются:
чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрыть дефицит своего бюджета;
сокращение объёмов производства, связанное с уменьшением предложения товарной массы в натуральном объёме;
превышение спроса над предложением при избытке денежных средств;
рост издержек производства, т. е. расходов на сырьё, зарплату и т. д.
Инфляция классифицируется по различным признакам.
В зависимости от темпа роста инфляция бывает: нормальная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция.
По степени сбалансированности роста цен инфляцию различают сбалансированную и несбалансированную.
В соответствии с критерием предсказуемости инфляция бывает ожидаемая и неожиданная.
По факторам, вызывающим инфляцию, её делят на 2 основных вида: инфляцию спроса и инфляцию издержек (предложения). Также различают инфляцию структурных сдвигов; инфляцию, вызванную повышением зарплаты; инфляцию налогов; инфляцию прибылей; инфляцию роста материальных издержек т. д.
Различают 3 основных типа инфляции: классический (фискальная и кредитная инфляция), рыночный и дисбалансовый.
Количественная оценка инфляции даётся индексом цен.
Оценивая характер антиинфляционной политики, в ней можно выделить 2 линии:
1. дефляционную политику – регулирование спроса;
2. политику доходов – контроль за ценами и зарплатой.
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция – это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьёзный ущерб экономике страны, её населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира.
Борьба с ней с целью её снижения или полного уничтожения (идеальный случай) требует больших сил и материальных затрат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аладышев К.Ю., Аксёнов И.В., Шишкин В.Г. Инфляция. Банки. Инфраструктура рынка. Саранск: Знание, 1999.
2. Булатов А.С. Экономика. М.: БЕК, 1996.
3. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Москва – С.- Петербург: Профико, 1991.
4. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи.1995.
5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 1995.
6. Маконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993.Т 1, 2.
7. Сакс Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.
8. Торвей Р. Индексы потребительских цен. М.: Финансы и статистика, 1993.
9. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. М.: Банки и биржи, 1999.
10. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991.
2
[1] Новожилов В. Пределы инфляции // Экономическая газета. 1989. № 3. С. 17.
[2] Кассел Г. Инфляция и валютный курс: Пер. с англ. – М.: Юникор, 1995.
Информация о работе Модель инфляции. Экономическая модель NAIRU