Модель совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
1. Рассмотреть существование рынка совершенной конкуренции;
2. Проанализировать понятие совершенная конкуренция;
3. Рассмотреть модель совершенной конкуренции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1Понятие совершенной конкуренции ………………………………….4
Совершенная конкуренция………………………………………..4
Признаки совершенной конкуренции…………………………….7
1.3. Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………10
Глава 2. Характеристика модели совершенной конкуренции………………14
2.1. Понятие модели совершенной конкуренции…………………….14
2.2. Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции…16
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………......22

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

             Введение ………………………………………………………………..3

Глава 1Понятие совершенной  конкуренции ………………………………….4

    1. Совершенная конкуренция………………………………………..4
    2. Признаки совершенной конкуренции…………………………….7

             1.3. Мировой опыт и существование  в России условий для совершенной  конкуренции……………………………………………………10

Глава 2. Характеристика  модели совершенной конкуренции………………14

            2.1.  Понятие модели совершенной конкуренции…………………….14

            2.2.  Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции…16

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………......22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Тема данной курсовой работы « Модель совершенной конкуренции».

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики  перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу  рыночного общества и поступательному  движению цивилизации. 

Каждый действительно  грамотный экономист знает, что  рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить. 
В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции возникает настоятельная необходимость в изучении модели совершенной конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. 

Рассмотрение  понятия  модель совершенной конкуренции представляет интерес, прежде всего, потому, что она является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов. Именно поэтому изучение данной темы для меня важно и актуально.

Цели курсовой работы: 

1.   Рассмотреть существование рынка совершенной конкуренции;  
2.   Проанализировать понятие совершенная конкуренция;

3.   Рассмотреть модель совершенной конкуренции.

 

 

 

 

Глава 1.  Понятие  совершенной конкуренции

 

    1. Совершенная конкуренция

 

 

Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой:

никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или  продаваемого товара;

никакое искусственное ограничение  не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Понятие совершенной конкуренции  привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее  заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной  конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

Модель совершенного рынка  основывается на том, что его основные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами.

Условием рационального  хозяйствования предприятий является принцип экономичности, имеющий  два аспекта:

используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат  – пользу, доход;

желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании  средств.

Совершенно конкурентные рынки – это рынки, где соблюдаются следующие основные условия:

наличие множества мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала –  менее 1%;

продажи за любой период времени (атомизирован-ный рынок);

продукция является однородной. Это условие называется гомогенностью  товаров;

продавцы действуют независимо друг от друга;

покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии  всего рынка, прежде всего о ценах  в любой части рынка. Это условие  называется прозрачностью рынка.

Наряду с перечисленными совершенно конкурентные рынки предполагают и другие условия:

мгновенную реакцию спроса и предложения на рыночные сигналы, что должно обеспечить установление рыночного равновесия;

существование рынка наличного  товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;

отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и потребителями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров  и других посредников;

исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного  и временного характера.

Рынкам совершенной конкуренции  присуща самая высокая степень  независимости поведения продавцов  и покупателей.1

Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, валют и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Признаки совершенной  конкуренции

 

Основные признаки рыночной структуры совершенной конкуренции в самом общем виде были описаны выше. Остановимся на этих характеристиках подробнее.

1. Наличие на рынке  значительного количества продавцов  и покупателей данного блага.  Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком  рынке не способен оказать  воздействие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутствии у кого-либо из них рыночной власти. Субъекты рынка здесь полностью подчинены рыночной стихии.

2. Торговля осуществляется  стандартизированным продуктом  (например, пшеницей, кукурузой). Это  означает, что реализуемый в отрасли разными фирмами продукт настолько однороден, что у потребителей нет основания предпочитать продукцию одной фирмы продукции другого производителя.

3. Отсутствие возможности  для одной фирмы влиять на  рыночную цену, так как в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с ценой, диктуемой рынком.

4. Отсутствие неценовой  конкуренции, что связано с  однородным характером реализуемой продукции.

5. Покупатели хорошо информированы  о ценах; если кто-то из производителей  повысит цену на свою продукцию,  то потеряет покупателей.

6. Продавцы не в состоянии  вступить в сговор по поводу  цен, что обусловлено большим  количеством фирм на данном  рынке.

7. Свободный вход и  выход из отрасли, т. е. входные  барьеры, блокирующие вход на данный рынок, отсутствую. На рынке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдельная фирма примет решение покинуть отрасль (поскольку фирмы невелики по размерам, всегда найдется возможность продать бизнес).

Рынок совершенной конкуренции  характеризуется следующими чертами:


Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:

 

Это означает, что любое  сколь угодно малое повышение  цены одним производителем сверх  рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах  может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

Количество экономических  субъектов на рынке неограниченно  велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.2

Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

Данные характеристики являются настолько строгими, что практически  нет реальных рынков, которые полностью  бы им удовлетворяли.

Тем не менее, модель совершенной  конкуренции:

  • позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;
  • проясняет условия максимизации прибыли;
  • является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Мировой опыт  и существование в России условий  для совершенной конкуренции.

Мировой опыт свидетельствует  о том, что рынок, существенно  отошедший от условий совершенной  конкуренции, самостоятельно, без вмешательства  государства не может вернуться  в исходное состояние. Здесь глубокая аналогия, например, с самолетом, ведомым  автопилотом. Если датчик координат  неисправен, то нужно переходить на ручное управление. Если рынок отошел от условий совершенной конкуренции, то цены на нем не могут служить  достоверной информацией для  принятия верных решений, что, как и  сколько производить. Поэтому одной  из основных функций государственного аппарата должно быть постоянное отслеживание состояния экономики и принятие своевременных и действенных  мер для устранения причин, вызвавших  нарушение условий совершенной  конкуренции.

Экономическая ситуация в  России много хуже, чем, к примеру, у Польши и Венгрии. Производительность труда упала до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году этот показатель был  равен 30%, а в 1985 году он был равен 55%. Согласно отчету о конкурентоспособности  экономики стран мира за 1999 год, публикуемому ежегодно Давосским форумом, Россия занимает последнее место из 59 включенных в обзор государств.

Западные эксперты упирают  обычно на то, что в России отсутствуют  условия для совершенной конкуренции. Логика западных консультантов вполне понятна и даже приемлема. Действительно, возникновение в России экономики, базирующейся на условиях свободной  конкуренции, привело бы к немедленному росту ее эффективности. Почему же тогда  она не возникает? Авторы обходят  один очевидный вопрос, поставленный многие десятилетия назад еще  Максом Вебером (впрочем, неизвестно, слышали  ли они такое имя - на Западе узкие  специалисты в любой области, не исключая экономику, отличаются крайним  невежеством в общегуманитарной сфере и культурологии) - как возможна свободная конкуренция в стране, где отсутствует протестантская этика? Как ее учинить между людьми, образ мыслей которых ее не приемлет?

Информация о работе Модель совершенной конкуренции