Модели человека в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать модели человека в различных экономических теориях.
Задачи:
1. Сравнить поведенческие концепции человека в различных общественных науках.
2. Изучить структуру модели человека в социально-экономических системах.
3. Раскрыть разнообразие моделей человека в основном течении экономической мысли.
4. Выявить критику концепций экономического человека и ее методологический статус.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА………………………….5
1.1. Сравнительный анализ концепций человека в различных общественных науках (экономика, психология, социология)…………………………..5
1.2. Структура модели человека в социально-экономических системах…..15
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ОСНОВНОМ ТЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ИХ ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………19
2.1. Разнообразие моделей человека в экономической теории…………….19
2.2. Критика концепций экономического человека и ее методологический статус……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая 1 вариант 1 курс.docx

— 159.62 Кб (Скачать файл)

Из принципа комплексности следует, что в модели человека должны быть отражены как экономические, так и этические, социальные, экологические и другие аспекты. Этому требованию отвечает комплексная модель человека, включающая четыре основных блока:

1) ценности и цели;

2) потребности;

3) потенциал;

4) мотивы деятельности.

Взаимосвязи между указанными блоками представлены на рисунке. Как видно из рисунка, три блока модели человека связаны между собой прямыми и обратными связями. Блок «мотивы деятельности» имеет обратную связь только с блоком «действия». Причины этого связаны с механизмом формирования мотивов деятельности человека.

Модель экономического человека Милля Д. – частный случай предлагаемой модели. Цель экономического человека – богатство. Никаких явных ценностей, кроме отвращения к труду, у него не имеется. Потребности экономического человека Милль ограничивает богатством и «дорогостоящими наслаждениями». Потенциал этого существа не определен. Мотив действий – использование любых средств для увеличения своего богатства и получения «дорогостоящих удовольствий».

Конечно, подобные субъекты существуют. Но они, к счастью, не исчерпывают  всего множества людей, участвующих  в производстве, обмене и распределении  благ, составляющих сущность экономических процессов11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ОСНОВНОМ ТЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ И ИХ ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

 

 

    1. Разнообразие моделей человека в экономической теории

 

 

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность,

разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном  анализе экономической жизни использовать модель человека, т. е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат. Модель человека, как и всякая научная модель, построена на некоторых упрощениях. Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.

Создание модели человека экономической наукой предполагает абстрагирование от многих реально  существующих черт и качеств человеческой натуры, все обилие которых в перечисленных  сочетаниях как раз и характеризует  отдельных людей. Но именно это многообразие и разностороннее богатство человеческой личности и не позволяют экономической  науке при теоретическом анализе  хозяйственной жизни опираться  на образы конкретных людей – слишком  сложными, противоречивыми и запутанными  оказываются их личностные характеристики.

Поэтому модель «человека  экономического» отличается определенной односторонностью, поскольку человек  – не только «человек экономический», реализующий себя исключительно в процессе хозяйственной жизни. Существует множество других областей жизнедеятельности (политика, культура, религия, спорт, семейные и другие межличностные отношения и т. д.), в которых находит свое проявление человек. Следует признать справедливыми слова о том, что «пригодность любой логической модели для объяснения человеческого поведения весьма ограничена». Однако экономическая деятельность людей – существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Следует отметить, что экономическая  теория рассматривает модель человека как инструмент исследования, или  определенную теоретическую предпосылку. Именно на ее основе экономисты-теоретики  строят свои многочисленные теории спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения  потребителей и т. п.

Среди многочисленных направлений  «моделирования» человека условно  можно выделить три. Различия между  ними определяются, во-первых, степенью абстрагирования и многообразия личностных характеристик человека, и, во-вторых, учетом экономической, политической и психологической обстановки, в  рамках которой осуществляется деятельность людей.

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом  и неоклассиками. Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, становится эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека». Модель «homo economicus» - наиболее известная из рассматриваемых моделей. В соответствии с этой теоретической конструкцией индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Разработанная еще в XVIII веке, эта концепция дожила до наших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории.

Важно заметить, что «homo economicus» - это рациональный индивидуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Экономическая система, в которой действует такой человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура не испытывает никакого воздействия извне (например, со стороны государства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение «правил игры» всеми членами общества. Государству в этой структуре отводится роль «ночного сторожа», обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создающего юридическое поле для свободного обмена благами.

Анализ экономического поведения  людей в рамках модели «homo economicus» предполагает, как отмечалось ранее, использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Рациональный человек в состоянии ранжировать (присвоить определенный рейтинг) свои предпочтения и стремится к достижению личной цели непротиворечивым способом. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде оказываются перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы. Таким образом, мы видим, что концепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе в конце концов выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Идея о рациональном экономическом  поведении людей очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической  политики возможно только тогда, когда  предполагается, что человек будет  вести себя экономически рационально.

Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая  теория почти потеряла бы свою предсказательную силу; ее предсказательная сила выше в тех областях общественной жизни, где решения принимаются более обдуманно.

При этом принято различать  полную, ограниченную и органическую рациональность экономического поведения. Американский экономист Уильямсон предлагает классифицировать эти разновидности рациональности как, соответственно, ее сильную, полусильную и слабую формы.

Полная рациональность, как  теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных  образом использует всю имеющуюся  информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный  выше «человек экономический» соответствует  именно предпосылке о полной рациональности, или, как выражаются экономисты, строгой  форме рациональности. Гипотеза о  полной рациональности, как мы видим, основана на очень сильных допущениях абстрактного характера. Поэтому в  экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться  и иные поведенческие гипотезы.

Так, ограниченная рациональность, т. е. полусильная форма рациональности, (концепция разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Саймоном Г.) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. Человек – не счетная машинка, не компьютер, способный обработать всю имеющуюся у него информацию. Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации. Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их способность получать и обрабатывать информацию ограничена вычислительными способностями человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и прочего, а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше.

В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует  полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимается поиском  первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного  результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.

Так, продажа товара по более  низкой, чем у конкурента, цене может  и не привести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских  расходах невелика (например, новый  стиральный порошок «Дося», зубная паста новой марки и прочее). Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда цена снижается. Но ведь ведется разговор об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что более дешевые товары повседневного спроса отличаются и более низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной информацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими, или как говорят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок зубной пасты или стирального порошка, нежели будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.

В случае органической рациональности, т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции – американские экономисты Алчиан, Нельсон, Уинтер, австрийский экономист Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями – выбрасывать окурки из автомобиля на остановке у светофора в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Уже цитировавшийся ранее Хайек подчеркивал, что «…моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.

Итак, описанная выше модель «экономического человека» в  ее классическом варианте предполагает рационально мыслящего, т. е. максимизирующего свои выгоды и минимизирующего затраты эгоиста, свободного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономический» - это «рациональный максимизатор».

Анализ экономического поведения  человека затрудняется неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизмом, религиозными установками и другое), т. е. компонентом, удельный вес которого увеличивается с развитием человеческого общества. Совершенствование модели «homo economicus» предполагало учет неполной информированности экономических агентов, равно как и ограничения, накладываемые на их поведение юридическими и моральными нормами. Моделирование человека во второй половине ХХ века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.

Второе направление присуще  кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже известной гипотезе ограниченной рациональности. Один из представителей неоинституционализма, американский экономист Норт Д. писал, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, которые описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида».

Информация о работе Модели человека в экономике