Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение условий и путей формирования модели национальной экономики, а также определение особенностей моделей.
Задачи:
– выявить понятие и сущность макроэкономической модели;
–представить типовые модели национальной экономики;
– классифицировать разновидности переходной экономики;
– проанализировать модель рыночной экономики Республики Беларусь, а также выделить ее характерные черты.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 Понятие макроэкономической модели 5
1.2 Типовые модели национальной экономики 10
2.РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА 16
2.1. Разновидности переходной экономики 16
2.2 Формирование белорусской модели национальной экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модели современного рыночного хозяйства 38
Вторая модель рыночной (капиталистической) экономики – японская. ей свойственны: четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей; дух коллективизма и патернализма на производстве; внушительный упор на человеческий фактор.
Японская модель
экономики отличается развитым планированием,
координацией деятельности правительства
и частного сектора. Планы представляют
собой государственные
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.
Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров – Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.
Так, например, экономика Гонконга - либеральная рыночная, с минимальной степенью государственных ограничений, и даже переход под юрисдикцию КНР существенно не изменил ее. Модель Сингапура основана на частной собственности, но уровень государственного вмешательства здесь значителен и происходит с целью интенсификации экономического развития и достижения сбалансированного роста в стране. В экономике Тайваня заметно присутствие крупного государственного сектора, а модель развития Южной Кореи похожа на японскую, правда, с большим уровнем директивного государственного регулирования.
Китайская модель -это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Вместе с тем Китай развивается в направлении рыночной экономики, правда, в специфическом варианте. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. Успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике) [2, с.123].
Третья модель – латиноамериканская. Ее характеризуют: сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику; коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи; ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.
Четвертая модель капиталистической экономики – африканская – базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Африканской экономике присущи: нещадная эксплуатация неквалифицированного труда; широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»; неразвитость трудовых отношений и демократии вообще; крайне низкая эффективность.
Пятая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии и Франции, получила название социально-ориентированной рыночной экономики. Она отличается от остальных следующими параметрами: «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности; макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости); особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; высокая доля госбюджета в ВВП («государство благосостояния»); развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета; функционирование института производственной демократии. [2, с.126].
Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.
Для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты: смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором; осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов; социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье; направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц; регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю); регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство. Специфическими чертами шведской модели являются: низкая безработица; профсоюзная политика солидарности в области зарплаты; централизованные переговоры по зарплате; значительный государственный сектор; тяжелое налоговое бремя.
Переходная экономика по своей природе есть особое состояние развитии общества, когда экономика функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, время экономических, политических и социальных преобразований. Основные черты переходной экономики:
В ходе социально-экономической эволюции XX в, мир столкнулся с несколькими разновидностями переходных экономик. Несмотря на то, что они отличаются и по времени возникновения, и по содержанию, общим для них является изменение основных базовых отношений экономических систем. Эти изменения приводили к коренному преобразованию прежних или возникновению новых систем.
В теории и практике проведения рыночных реформ в переходной экономике сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия» [3, с.120].
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.
С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоит прежде всего в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий. Китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться исполнения своих решений [11, с.49].
Обратимся к концепции «шоковой терапии». «Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями.
Монетаризм исходит из
того, что рынок - это самая эффективная
форма экономической
Исходя из этих соображений,
монетаристы делают очень большой
упор на либерализацию экономики, полагая,
что это обеспечит
Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.