Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение условий и путей формирования модели национальной экономики, а также определение особенностей моделей.
Задачи:
– выявить понятие и сущность макроэкономической модели;
–представить типовые модели национальной экономики;
– классифицировать разновидности переходной экономики;
– проанализировать модель рыночной экономики Республики Беларусь, а также выделить ее характерные черты.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 Понятие макроэкономической модели 5
1.2 Типовые модели национальной экономики 10
2.РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА 16
2.1. Разновидности переходной экономики 16
2.2 Формирование белорусской модели национальной экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модели современного рыночного хозяйства 38
В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста [11, с.51].
Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса.
Итак, обобщая выше сказанное ясно, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.
Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства.
Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Выбор социально ориентированной экономики как модели экономического развития страны объясняется приоритетной направленностью государственной политики на обеспечение использования результатов экономического роста, прежде всего, для повышения благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности.
Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство.
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов [4, с.8].
Как уже отмечалось, выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики в качестве перспективной был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях; традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не "шокового") пути преобразований; неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.
Социально ориентированная модель рыночной экономики требует последовательного реформирования всей системы социально-экономических отношений в стране. Идеальная социально ориентированная модель экономики не может быть одномоментно реализована для Беларуси по той причине, что обеспечение всей гаммы социальных гарантий для населения невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики были обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых должен был расширяться по мере развития рыночного производства.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сформулировал основные черты белорусской модели социально-экономического развития: "В Беларуси выбрана модель, которая базируется не на массовой, а на индивидуальной приватизации, нацеленной на повышение эффективности производства. Главная задача - привлечь в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов" [12, с.3].
Чего не дала белорусская модель развития?
Во-первых, она не позволила сформироваться в нашей стране олигархическим кланам. Во-вторых, в соответствии с национальной моделью развития не пришли к власти криминальные элементы. В-третьих, наша модель не привела к массовой безработице и обнищанию людей. В-четвертых, белорусская модель развития не привела к разрыву традиционных экономических связей с партнерами и развалу реального сектора экономики, имеющей открытый, ориентированный на экспорт характер.
Основные принципы социальной справедливости, которых придерживается в своей деятельности белорусское правительство: "старшее поколение должно иметь обеспеченную старость; люди в трудоспособном возрасте - работу, соответствующую уровню их образования и квалификации, с адекватной оплатой труда; молодежь - равные стартовые возможности в получении образования, освоении профессий и специальностей в соответствии с их способностями и склонностями, а также потребностями народного хозяйства" [12, с.4].
Республика
Беларусь в своей социально–
Вместе с
тем для динамичного развития
требуется более активное совершенствование
и модернизация действующих организационно–
Главная цель —
рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе
совершенствования социально–
При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы: развитие человеческого потенциала, предпринимательства и инициативы, инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств, рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли, устойчивое развитие регионов, качественное и доступное жилье, эффективный агропромышленный комплекс.
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.
Достигнуты следующие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долл. США в 2005 году до 26,2 тыс. долл. США в 2010 году [14, с.123].
В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три
года пятилетки наблюдались высокие
Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года) [16, с.85].
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины [16, с.89].
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза. Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. Укрепляется национальная продовольственная безопасность. В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест [16, с. 124].
В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья — 7 млн. кв. метров. Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за 2006 — 2010 гг в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.
Регистрируемая безработица удерживалась в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению.
Замедлились темпы
сокращения численности населения.
Ожидаемая продолжительность
В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла в 2010г. 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.
Таким образом, в сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью - это высокие темпы экономического роста. Определенная степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.
В стране имеется мощный государственный сектор в промышленности, в сельском хозяйстве, в инфраструктуре. Доминирует частный сектор в торговле, услугах, строительстве. Понемногу развивается и в других отраслях. Предполагается, что доходы от государственного сектора и налоги от частного должны позволить профинансировать расходы на государственные нужды и на активную социальную политику.