Модели национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение условий и путей формирования модели национальной экономики, а также определение особенностей моделей.
Задачи:
– выявить понятие и сущность макроэкономической модели;
–представить типовые модели национальной экономики;
– классифицировать разновидности переходной экономики;
– проанализировать модель рыночной экономики Республики Беларусь, а также выделить ее характерные черты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 Понятие макроэкономической модели 5
1.2 Типовые модели национальной экономики 10
2.РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА 16
2.1. Разновидности переходной экономики 16
2.2 Формирование белорусской модели национальной экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модели современного рыночного хозяйства 38

Файлы: 1 файл

курсовая модели экономики.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

При нормальном управлении Белорусская модель могла  бы работать. Однако наш текущий  кризис показал, что реальный сектор, государственный и частный, сегодня  профинансировать государственные нужды не может. И основные причины – устаревшая структура, техническая отсталость, отсутствие управления.

Наш кризис назревал не один день. Чтобы оценить итоги  работы модели, достаточно сравнить итоги  развития страны в периоды 1921-1941 гг., 1945-1965 гг., 1991- 2011 гг. Тогда из руин создавалось могучее государство. Сегодня вполне развитую, цивилизованную страну заталкивают в экономический и политический тупик.

То, что осталось от БССР, в начале 90-х гг. было на скорую руку национализировано. А остались осколки технологических цепочек самых разных министерств, крайне слабо связанные друг с другом. Их наскоро сгруппировали в министерства и концерны, похожие на старые советские. Как временное решение, которое точно лучше, чем ничего, – годилось. Но не зря говорится, что "нет ничего прочнее временных сооружений". Тем более что опыт приватизации у соседей ничего хорошего не показывал.

Министерства  и концерны оказались только похожи на советские: ни действенной системы  кооперации, ни отраслевой науки, ни системы контроля рынков не создали. Сегодня директор боится ответственности за какой-либо поступок больше, чем провальных результатов работы, перестраховывается и не желает проявлять никакой инициативы.

Уровень жизни  населения выше советского обеспечен за счет проедания советских запасов, сокращения, от советского уровня, военных расходов и внешних дотаций и кредитов. Поэтому текущий кризис был неизбежен: и советские запасы в основном закончились, и российскую нефтегазовую подпитку больше не дают, и кредиты не бесконечны. Мировой экономический кризис, рост мировых цен на энергоносители лишь приблизили наступление нашего кризиса, придали ему более жесткую форму.

Такая небольшая  открытая экономика, как наша, в принципе не может управляться жестким планированием советского образца тех периодов. Это – путь заведомо неприемлем: слишком многое у нас завязано на экспорт и импорт. Но нет у нас и необходимости опираться только на внутренние ресурсы, которая требовала от других стран существенно снижать потребление населения: для нас доступны и внешние кредиты, и прямые иностранные инвестиции [22].

Наша социально-экономическая  модель ничем не лучше и не хуже любой другой. Но наша требует высокоэффективной  экономики (велики социальные расходы) и очень высокого качества управления этой экономикой. Ни наличие ресурсов для ее поддержания, ни состояние наших предприятий, ни качество существующей системы управления продекларированной нами модели не соответствует. Модель не придумывают, ее продумывают. Исходя из состояния экономики страны, общества и тенденций их развития. Сначала нужно выстроить хотя бы каркас экономики, определиться с тем, как и в каком качестве страна будет вписана в экономику мировую. А уж потом, с учетом прогноза, "на вырост", описывать отношения между людьми, предприятиями и государством некоей социально-экономической моделью.

Вместо реформирования экономики руководители Беларуси занялись политическими играми в "интеграцию", добиваясь доступа к российскому  сырью и энергоносителям по внутрироссийским ценам.

Одна из самых сложных  проблем независимой Беларуси заключается  в неподготовленности местной номенклатуры к суверенному развитию страны, отсутствии у нее адекватной реакции на новые  вызовы времени. Все беды преподносятся  как результат "разрыва хозяйственных связей", что отражает испуг и неумение руководителей использовать ситуацию для формирования нового экономического и социального качества жизни страны. Вместо модернизации в Беларуси начался процесс мутации традиционных социальных, политических и экономических структур [22].

Беларусь, практически  исчерпав экономический потенциал  модели построения "рыночного социализма" в одной отдельно взятой стране, одновременно выпала и из европейской  матрицы общественного развития. Учитывая такой фактор, как изношенность активной части производственных фондов более чем на три четверти, исторический период, в течение которого белорусы имели возможность существовать при социализме, следует полагать близким к завершению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итог всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов.

  1. В современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Страны связаны между собой  с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления  к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем. Самое упрощенное определение модели экономики - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга

2. Ни одна  из экономических систем не существует в чистом виде. Надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

3. Типовыми моделями  национальной экономики являются:

Американская  модель - модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.

Шведская модель–  это социальная модель, для которой  характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком  перераспределении доходов и  распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

Германская  модель – это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с  созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства  и частного сектора.

4. Рыночная экономика является  самой распространенной экономической  системой в мире и самой  эффективной с точки зрения  долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике  развиваются как страны с переходной  экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах.

Государственная социальная политика — комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий  жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

5. Белорусская  экономическая модель официально  характеризуется как модель с  социально ориентированной рыночной  экономикой.

Выбор социально  ориентированной экономики как  модели экономического развития страны объясняется приоритетной направленностью  государственной политики на обеспечение использования результатов экономического роста, прежде всего, для повышения благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности.

6. В условиях  Беларуси дальнейшее проведение  экономических реформ требует  усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.

Конструктивная  экономическая политика для современной  Беларуси невозможна в отрыве от общеэкономической  политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства. Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.

Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика государства. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства.

В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом  процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антоновская, Н.А. Государственное регулирование экономики: курс лекций / Н.А. Антоновская. — Минск : Амалфея, 2005. — 158 с.
  2. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. –Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  3. Бузгалин, А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии / А.В. Бузгалин. – М.: Таурус, Просперус, 2008. – 467 с.
  4. Вечерко, Г. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы перспективы/  Г. Вечерко, Е. Каштанова // Белорусский банковский бюллетень. –2002. – № 15. – с. 8.
  5. Головачев, А. Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения/ А. Головачев // Директор. – 2009. - №5 – С. 13-17.
  6. Голубев, С.Г., Экономика переходного периода: учеб. пособие /  
    С.Г. Голубев.  – М.: Алгоритм, 2002. – 262с.
  7. Демчук, М.И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития / М.И. Демчук. - Мн.: РИВШ БГУ, 2008. – 324 с.
  8. Жерносек, Н. Приватизация в Беларуси: цифры, тенденции, перспективы    / Н.Жерносек, Л. Панова // Малый и средний бизнес в Беларуси. – 2007. –  
    № 9. – С. 9 -12.
  9. Комков, В. Трансформация механизма денежной трансмиссии в экономике Республики Беларусь /  В. Комков, Ю. Абакумова // Банкаўскі веснік. – 2011. - № 6. – С.14-20.
  10. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. –543с.
  11. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: науч.-метод. пособие / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 135 с.
  12. Лукашенко, А.Г. Экономическая политика белорусского государства: лекция Президента Республики Беларусь в БГЭУ 29 ноября 2002 г. / А.Г. Лукашенко. -  Мн.: БГЭУ, 2002. – 12 с.
  13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Мн.: Юнипак, 2004. – 412 с.
  14. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, под ред. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 560 с.
  15. Ольсевич, Ю.Я. Трансформация хозяйственных систем: сб. ст. /   
    Ю.Я. Ольсевич. –  М.: Институт экономики РАН, 1994. – 220 с.
  16. Основные социально-экономические показатели РБ за 2010: статистический бюллетень /Мин-во статистики и анализа РБ. – Мн.: мин-во статистики и анализа, 2010. – 191с.
  17. Полоник, С.С. На пути к рыночной экономике / С.С. Полоник // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2008. - №6 – С. 3-12.
  18. Рощенко, А.В. Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь/ А.В. Рощенко // Веснiк БДЭУ. – 2008. - №3 – С. 100-106.
  19. Рудый, К. Переходная экономика: сущность и варианты стабилизации/ К. Рудый // Банк. веснiк. – 2008. - №22(жн.) – С. 17-23.
  20. Соколова, Г. Н. Белорусская модель инновационного развития в социальном измерении/Г. Н. Соколова//Социология. – 2007. - № 3. – C. 57-68.
  21. Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси/ С.П. Ткачев // Белорусский экономический журнал. – 2008. - №4 – С. 4-12.
  22. Экономические последствия кризиса в РБ [Электронный ресурс].– 2009. – Режим доступа:www.minfin.gov.by/data/doklad.pdf. – Дата доступа: 23.06.2011.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Модели современного рыночного хозяйства

 

Критерии

Модели

Социальное  рыночное хозяйство

Либеральная экономика

Корпоратив-ная  экономика

Цель государственных программ

Защита интересов  граждан

Создание условий  для развития предпринимательст-ва

Защита интересов  крупного бизнеса

Принципы регулирования  экономики

Долгосрочное  программирова-ние

Использование преимущественно тактических методов

Определение основных приоритетов

Доля государственного сектора

Около 30%

Около 10%

Незначитель-ная

Наиболее типичные страны

Швеция, Германия

США

Япония


 


Информация о работе Модели национальной экономики