Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение моделей рынка, а также соотношения власти и конкуренции в них.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятию «рынок»;
Определить основные модели рынка и дать им характеристику;
Рассмотреть основные модели рынка несовершенной конкуренции;
Рассмотреть монополию в качестве рыночной власти основной;
Рассмотреть основные особенности монополии в РФ.

Файлы: 1 файл

Модели рынка- соотношение конкуренции и власти.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

5. Модели рынка в новых индустриальных  странах.

Данные модели характерны для послевоенного развития таких стран, как Бразилия, Мексика, Аргентина, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Египет и др. Характерная особенность этих моделей заключается в изломе традиционных структур и формировании рыночно-предпринимательских отношений на основе создания предприятий новых технологий и включения в международное разделение труда на этой основе. Эти процессы осуществляются за счет государственных ресурсов, которые управляются непосредственно государством или передаются в той или другие и форме национальным предпринимателям, а также за счет привлечения иностранного капитала. Такие страны показывают пример рынку, который создается самим государством за свой счет.

 

1.2. Конкуренция как основа  рыночной экономики

 

Конкуренция является настолько многогранным понятием, что до сих пор нельзя говорить о том, что постижение ее сущности завершено. В литературе часто встречаются такие понятия как уровень, сила, интенсивность конкуренции, но, как правило, они не конкретизированы и объединяют в себе целую совокупность аспектов конкурентоспособности, причем при оценке внешней среды практически никогда не используется вся глубина и широта этих понятий. [2, с. 56-64]

Нередко встречается фраза «острая конкурентная борьба». Но что означает это понятие, и как определяется степень остроты? Считается, что ответ на этот вопрос дает классификация рынка в зависимости от количества работающих предприятий. Так, если на рынке действует одно предприятие (монополия) – конкуренции нет, если два предприятия (олигополия) – она слабая, если много предприятий (полиполия) – она сильная, острая.

В других работах дается оценка уровню конкуренции, зависящему от следующих факторов:

- наличие большого числа конкурирующих  фирм, силы которых примерно равны;

- скорость внедрения на рынок новых фирм;

- уровень постоянных издержек;

- стадии развития рынка;

- стадии развития основных участников рынка.

В данном случае сила взаимодействия предприятий, сила их борьбы совмещены с описанием среды. В результате очень тяжело определить уровень конкуренции. Так, на развитом рынке с маленьким количеством фирм он является низким. То же можно сказать и о развивающемся рынке с большим числом соперничающих компаний.

Нередко в литературе упоминается интенсивность конкуренции. Считается, что она уменьшается по мере перехода рынка от двухсторонней полиполии к двухсторонней монополии. Но иногда бывает так, что среди трех предприятий, работающих на достаточно узком рынке, разворачивается намного более острая конкурентная борьба, нежели на большом рынке с огромным количеством компаний.

Необходимо отдельно выделить понятия «сила конкуренции» и «уровень конкуренции», конкретизировать их. Первое характеризует напряженность, существующую между конкурентами, остроту борьбы. На ее силу влияют: концентрация предприятий, неравенство распределения доходов, количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 10000 человек, рентабельность на анализируемом рынке. Чем выше концентрация предприятий, равнее распределяются доходы, ниже рентабельность, тем сильнее конкуренция.

Уровень конкуренции характеризует качество конкуренции и развитие рынка. В табл. 1 представлены основные параметры оценки уровня конкуренции.

Таблица 1

Оценка уровня конкуренции

Наименование

Уровень конкуренции

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Зрелость рынка

Развитый

Формирующийся

Неразвитый

Уровень жизни населения

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Качество потребляемых товаров, влияние цены и уровня обслуживание на покупательские предпочтения

Важны: высокое качество, уровень обслуживания, широта и глубина ассортимента

Важны: высокое качество, широта и глубина ассортимента, цена

Основным является оптимальное соотношение цены и качества

Приобретается все, что есть, вне зависимости от цены и качества, дефицит товаров.

Другой вариант: важна цена даже в ущерб качеству товара.

Применяемые методы конкурентной борьбы, форма конкуренции

Сложные, многофакторные

Ценовые, демпинговые методы, встречается недобросовестная конкуренция

Ценовые, демпинговые методы, встречается недобросовестная конкуренция. Высокая криминализация рынка


 

Для наглядности по уровню конкуренции распределены разные регионы и местности РФ (таблица 2.). Следует отметить, что в пределах каждого уровня сила конкуренции может постоянно изменяться, усиливаться или спадать. При увеличении объемов потребления или при уходе с рынка одного из предприятий давление со стороны конкурентов, при условии отсутствия новых, ослабевает.

 

Таблица 2

Распределение регионов, городов и местностей по уровню конкуренции

Уровень конкуренции

Примеры регионов, местностей РФ

Высокий

 

Выше среднего

Мегаполисы с высоким уровнем доходов и потребления (Москва, Санкт-Петербург). Развита инфраструктура.

Средний

Маленькие и средние города с градообразующим предприятием. Средний уровень доходов и потребления. Высокая предпринимательская активность. Стерлитамак, Набережные Челны и мн. др.

Ниже среднего

Маленькие и средние города без градообразующего предприятия. Низкий уровень доходов и потребления. Высокая предпринимательская активность.

Низкий

Сельская местность с преимущественно натуральным хозяйством, существующие здесь предприятия (особенно торговые) испытывают сильное давление со стороны покупателей и поставщиков. В то же время, наблюдается практически полное отсутствие конкурентов, что связано, в первую очередь, с размерами рынков.

Деревни старообрядцев (не пускают торговлю и редко выходят за пределы территории для удовлетворения нужд).


 

Конечно, конкуренция остается, при этом ее уровень, в отличие от силы, неизменен. Начинается борьба, связанная с желанием максимизировать свою прибыль, но нет агрессивности, которая присутствует между предприятиями, борющимися за выживание на рынке, когда доходность приближается к нулю. Применяются несколько другие методы конкурентной борьбы, реже встречаются случаи недобросовестной конкуренции. Но такое состояние рынка не постоянно и очень скоро в рынок, где выросла доходность капитала, обязательно захочет войти новое предприятие. В этом случае сила конкуренции нарастает, т.к. появившаяся структура посягает на доли прежних конкурентов, начинается перераспределение рынка, падает доходность. Однако это необязательно скажется на уровне конкуренции.

Таким образом, совокупность аспектов категории «конкуренция» намного шире, нежели кажется на первый взгляд. В настоящее время предприятиями все больше ощущается усиление конкурентной борьбы, все чаще приходится задумываться о собственной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке.

Оценка конкурентно среды во всей ее многогранности является необходимым условием для разработки стратегии предприятия. Анализ силы и уровня конкуренции дает полную картину рынка, позволяет судить о его привлекательности для инвесторов, выявлять будущие опасности, строить прогнозы дальнейшего развития. Также это дает возможность сравнивать разные рынки, что представляет интерес для специалистов, занимающихся вопросами оценки внешней среды и конкурентоспособности торговой сети.

 

1.3. Модели рынка несовершенной  конкуренции

 

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, признаками несовершенной конкуренции на рынке являются:

  • значительная доля продаж отдельных производителей ;
  • неоднородность одноименных товаров;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации.

Каждый из этих факторов в отдельности или все вместе способствуют нарушению механизма рыночного саморегулирования. Потери от несовершенной конкуренции – это неоправданный рост цен, увеличение издержек производства и обращения, замедление научно-технического прогресса, снижение конкурентоспособности на мировых рынках, снижение эффективности экономики. [10, с. 101-109]

Встречаются следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

  • Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель товара, причем этому товару нет близких заменителей в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
  • Монополистическая конкуренция . Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация товара дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.
  • Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель, поэтому он является создателем цены.
  • Монополия, практикующая дискриминацию. Форма несовершенной конкуренции, когда имеет место практика компаний, состоящая в назначении на один товар разных цен для различных покупателей.
  • Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист.
  • Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

 

 

 

Глава 2. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ

 

2.1. Сущность монополии  и показатели монопольной власти

 

Монопольная (рыночная) власть заключается в том, что фирма может влиять на цену (повышать) и получать экономическую прибыль путем ограничения объема производства и сбыта. Однако следует иметь в виду, что фирма, обладающая монопольной властью, не может бесконечно повышать цену своей продукции.

Степень (сила) монопольной власти ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию фирмы, которая зависит от следующих факторов: ценовой эластичности отраслевого спроса, количества фирм на рынке, характера взаимодействия между фирмами.

Ценовая эластичность отраслевого спроса – спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный (отраслевой) спрос. Монопольная власть является величиной, обратной ценовой эластичности спроса.

Количество фирм на рынке – чем больше фирм, тем более эластичным будет спрос на продукцию каждой из них и тем меньшая монопольная власть. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о степени монополизации рынка. Для такой оценки используются определенные показатели: коэффициент Лернера, коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Характер взаимодействия между фирмами – при жесткой конкуренции цены могут приблизиться к конкурентному уровню; при сговоре о ценах, ограничении производства, разделе рынка цены будут близки к монопольным.

Монополист на рынке обладает наиболее сильной экономической властью, так как он полностью контролирует весь объем выпуска товара и вследствие этого может повышать цену на свою продукцию. В связи с этим государство берет под контроль деятельность монополий, сдерживает их произвол.

Спрос на продукцию монополиста совпадает с рыночным (отраслевым), поэтому эластичность спроса является объективным фактором, ограничивающим рост цен.

В реальной экономике преобладающими рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Фирмы, действующие в рамках этих структур, в той или иной степени обладают монопольной властью и могут, изменяя объем производства, влиять на рыночные цены. Однако степень (сила) этой власти меньше, чем у чистых монополистов. [1, с. 57-69]

Степень монопольной власти можно измерить различными способами.

Коэффициент Лернера (L). В 1934 г. А.П.Лернер предложил измерять силу монопольной власти с помощью следующего коэффициента:

L = (p - MC)/p

где p – цена продукции;

МС – предельные издержки.

Числовое значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для фирмы – совершенного конкурента p = МС, следовательно, L = 0. Чем больше L, тем выше монопольная власть.

Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти