Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение моделей рынка, а также соотношения власти и конкуренции в них.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятию «рынок»;
Определить основные модели рынка и дать им характеристику;
Рассмотреть основные модели рынка несовершенной конкуренции;
Рассмотреть монополию в качестве рыночной власти основной;
Рассмотреть основные особенности монополии в РФ.

Файлы: 1 файл

Модели рынка- соотношение конкуренции и власти.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В связи с трудностями определения на практике реальных предельных издержек их заменяют средними издержками (АС). В этом случае формула может быть записана следующим образом:

L = (p - AC)/p

Если умножить числитель и знаменатель на количество продукции (q), получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе валовой доход (TR):

L = ((p - АC)*q* π)/(p*q*TR)

Следовательно, чем выше удельный вес прибыли в валовом доходе, тем выше степень монополизации.

Коэффициент концентрации показывает удельный вес (в процентах) выручки определенного количества фирм к общеотраслевому объему продаж.

Фирма занимает доминирующее положение на рынке, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего отраслевого оборота, или 3 и менее предприятий производят свыше половины продукции отрасли, либо 5 и менее фирм имеют свыше 2/3 всего отраслевого оборота.

Рынок считается немонополизированным, если в отрасли функционируют более 10 конкурирующих фирм, причем доля крупнейшей из них не должна быть более 31%, двух крупнейших – 44, трех – 54, четырех – 63%.

Чаще всего коэффициент концентрации рассчитывается для четырех или восьми крупнейших фирм отрасли (таблица 3).

Коэффициент имеет ряд недостатков:

  • во-первых, он характеризует позиции лишь крупнейших производителей, а не всю совокупность фирм в отрасли и ее структуру;
  • во-вторых, коэффициент не показывает разницы между отраслями, где рынок разделен относительно равномерно, и отраслями, в которых доминирует одна крупная фирма.

Например, если одну отрасль представляют пять фирм с одинаковым объемом выпуска продукции (т. е. по 20 %), а другую – 44 фирмы, на четыре крупнейшие из которых приходится 75 %, 2, 1,5 и 1,5 % объема производства отрасли, а на остальные 40 фирм – по 0,5 %, то коэффициент концентрации для четырех крупнейших фирм в обоих случаях будет равен 80 %.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindahl-Hirshmfn) определяется по формуле: Inn = Sl2 + S22 + S32 +...+ Sn2,

где S – доля фирмы в общеотраслевом объеме продаж, %;

n – общее число фирм  в отрасли.

 

 

Таблица 3

Удельный вес продаж крупнейших промышленных компаний США

в отраслевом объеме продаж, %

Отрасль

4 крупнейшие

8 крупнейших

Нефтепереработка

30

53

Производство двигателей и кузовов автомашин

93

99

Доменные печи и заводы по производству стали

45

65

Авиастроение

59

81

Мясокомбинаты

19

37

Молоко

18

28

Газеты

19

31

Лесопильная

17

23

Пластмассы и смолы

22

37

Мыло и моющие средства

59

71


 

Его числовые значения могут изменяться от величины, близкой к 0 (при множестве мелких предприятий в отрасли), до 10000 (в случае чистой монополии). Безопасным с точки зрения монополизации считается рынок, где индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000. [2, с. 91-95]

В приведенном выше примере с двумя отраслями, коэффициенты концентрации которых для четырех крупнейших фирм совпали, индекс Херфиндаля-Хиршмана для первой отрасли составит 2000:

Iнн = 202 + 202 + 202 + 202 + 202 = 2000,

а для второй – 5643,5:

Iнн = 752 + 22 + 1,52 + 1,52 + 40 x (0,5) 2 = 5643,5.

Во второй отрасли Iнн значительно больше. Сопоставление значений индекса Херфиндаля-Хиршмана для этих двух отраслей позволяет сделать вывод, что наличие на рынке одной доминирующей фирмы делает этот рынок менее конкурентным.

 

 

 

2.2. Источники и экономические последствия монопольной власти

 

2.2.1. Источники монопольной власти

 

Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

  1. Эластичность рыночного спроса

Если имеется только одна единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.[5, с. 46-52]

  1. Число фирм на рынке

Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

  1. Взаимодействие между фирмами

Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

 

2.2.2. Экономические последствия монопольной власти

 

Монополизация производства приводит к возникновению общественных потерь:

  • при прочих равных условиях монополия сравнению с конкурентной отраслью всегда производит меньший объем продукции и устанавливает более высокие цены;
  • монополия не достигает производственной эффективности, поскольку для оптимального объема выпуска монополии всегда;
  • монополия не достигает эффективности распределения ресурсов, поскольку для оптимального объема выпуска P> MC.

Предположим, что кривая рыночного спроса на продукцию является одинаковой как для конкурентной отрасли, так и для монополии; издержки производства для монополии те же, что и для конкурентной отрасли. Сравним состояния их долгосрочного равновесия (рис. 1).

Рис. 1. Монопольное и конкурентное равновесие

 

Если бы спрос на данную продукцию обеспечивала конкурентная отрасль, то в состоянии равновесия спрос равнялся бы предложению. Равновесие достигается в точке с параметрами равновесия, в то же время кривая рыночного спроса является одновременно кривой предельной ценности для потребителя, а кривая предложения - отраслевой кривой предельных издержек производителя.

Кривая спроса отражает предельную ценность товара для потребителей, то есть сумму, которую они готовы заплатить за товар, а равенство означает, что точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек (предложения) соответствует общественно эффективный объем выпуска, т.е. ресурсы распределены эффективно.

Сравнив параметры равновесия конкурентной отрасли и монополии за одного и того же спроса, убеждаемся, что в условиях монополии цена товара выше, а объемы его производства ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, следовательно, монополия ведет к общественным потерям. Поскольку для оптимального объема выпуска монополии всегда, монополия не достигает производственной эффективности, а так, не достигается эффективность распределения ресурсов.

Если бы монополия превратилась в конкурентную отрасль, то общество выиграло бы от расширения производства до уровня конкурентного равновесия. Величину этого выигрыша или общественных потерь от монопольной власти мы можем определить, сравнивая величины потребительского и производственного излишков, которые возникают, когда товар продается в условиях конкурентного равновесия, с величинами этих излишков в условиях монопольной равновесия. [7, с. 87-91]

 

2.2.3. Монопольная власть на примере ОАО «РЖД»

 

Основными направлениями коммерческой деятельности ОАО «РЖД» являются пассажирские и грузовые перевозки. Совокупный объем в структуре грузооборота страны ОАО «РЖД» принадлежит 42%, в пассажирских перевозках – 1/3.

Также стоит заметить, что ОАО «РЖД» принадлежит около 99% железнодорожных магистралей страны общей протяженностью 85 тыс. км. Под контроль ОАО «РЖД» не входят несколько железных дорог, принадлежащих частным компаниям, например, Норильская железная дорога, а также ряд станций, вокзалов, депо и диспетчерских систем. Если говорить о мировой статистике протяженности электрифицированных магистралей, то Россия занимает первое место в мире с общей протяженностью 43 тыс. км. По данным на конец 2011 года присутствие компании насчитывалось в 79 субъектах РФ и планировало увеличить свое присутствие еще в 5 регионах.

Компания ОАО «РЖД» владеет около 20 тысячами локомотивов (около 90% локомотивного парка РФ). Также ОАО «РЖД2 принадлежит более половины грузовых вагонов и большая часть пассажирских вагонов РФ. в структуре парка локомотивов ОАО «РЖД» около 12% принадлежит пассажирским локомотивам.

Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва- Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.

Стоит также отметить, что пока ОАО «РЖД» является монопольной организацией, право получения услуг железнодорожного транспорта по регулируемым тарифам.

Если же говорить о грузовых тарифах, то прейскурант цен на услуги грузовых перевозок устанавливается руководством на уровне их себестоимости или выше.

Говоря о тарифах на пассажирские перевозки, то можем сказать, что стоимость за исключением купейных, спальных и VIP-вагонов, тарифы утверждаются государством в лице ФАС в зависимости от социальной направленности данных перевозок ниже их себестоимости.

Необходимо также заметить, что с 2003 года на практике ОАО «РЖД» применяется график гибкого регулирования тарифов (ГГР) на поездки в поездах дальнего следования:

- если ранее в периоды  повышенного спроса тарифы вырастали  на 45%, то с принятием данных  мер данная величина снизилась  до уровня 5-20%;

- практически одна третьего  года действует базовый тариф;

- - если ранее в периоды  пониженного спроса тарифы снижались  на 45%-50%, то с принятием данных  мер данная величина снизилась  до уровня 5-20%. По данной мере  можно сказать, что она прямо  противоположная первой мере  при повышении тарифов.

Тем самым ГГР можно сказать позволяет стимулировать пассажира сместить поездку на дату с меньшим индексом. За 2010 и 2011 год средневзвешенный по календарным периодам индекс составляет 0,97, а средневзвешенный по пассажиропотокам — 1,00.

Таблица 4

Ежегодные показатели грузовых перевозок составляют 1 млрд. тонн грузов и свыше 1 млрд. пассажиров.

Вид деятельности

Показатель

2005

2007

2008

2009

Грузовые перевозки

Грузооборот (трлн. т. км.)

1,85

2,31

2,4

2,27

К пред. году

+3,1%

 

+5%

 

Грузов (млрд. т.)

1,4

1,34

1,3

1,11

К пред. году

+4%

     

Пассажирские перевозки

Пассажирооборот (млрд. пасс. км.)

118,9

174,1

176

153,6

К пред. году

+3,8%

 

+1%

 

Пассажиров (млн. пасс.)

 

1352,8

1296

Около 1000

К пред. году

 

+2,5%

   
 

Численность персонала (тыс. чел.)

1127

1099

 

1075

Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти