Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами, какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции , и какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции , закономерности ценообразования в условиях этой модели

Задачи работы: Раскрыть сущность монополистической конкуренции и обозначить черты, характерные для неё. Выявить особенности ценообразования в условия монополистической конкуренции. Определить необходимость развития монополистической конкуренции в хозяйственном механизме.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Монополистическая конкуренция
1.1 Определение и условия монополистической конкуренции………... …5

1.2 Особенности рынка монополистической конкуренции ……………….6

1.3 Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность...11

1.4 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина …………...12
ГЛАВА 2. Специфика ценообразования в условиях монополистической конкуренции

2.1 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции…… 15

2.2 Особенности формирование цен в условиях монополистической конкуренции..………………………………………………………………....16

2.3 Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентного предприятия………………………………………………………………….. 18

2.4 Реклама и продвижение товара на рынок монополистической конкуренцией………………………………………………………………....19

ГЛАВА 3. Необходимость развития монополистической конкуренции

3.1 Характеристика рынка монополистической конкуренции………….. 22

3.2 Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции…………………………………………………………………. 25

3.3 Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции…..26

Заключение…………………………………………………………………. 28

Список литературы………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 424.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Монополистическая  конкуренция  
  1.1 Определение и условия монополистической конкуренции………... …5

  1.2 Особенности рынка  монополистической конкуренции ……………….6

  1.3 Монополистическая  конкуренция и экономическая  эффективность...11

  1.4 Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина …………...12 
ГЛАВА 2. Специфика ценообразования в условиях монополистической конкуренции

  2.1 Ценообразование в  условиях монополистической конкуренции…… 15

  2.2 Особенности формирование цен в условиях монополистической    конкуренции..………………………………………………………………....16

  2.3 Кривая спроса на продукцию монополистически  конкурентного предприятия………………………………………………………………….. 18

  2.4 Реклама и продвижение товара на рынок монополистической конкуренцией………………………………………………………………....19

ГЛАВА 3. Необходимость  развития монополистической конкуренции

  3.1 Характеристика рынка монополистической конкуренции………….. 22

  3.2 Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической  конкуренции…………………………………………………………………. 25

  3.3 Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции…..26

Заключение…………………………………………………………………. 28

Список литературы………………………………………………………... 30

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Глобальные изменения, произошли в мировом развитии начиная с конца  XX века, они обусловили существенные изменения в мировой хозяйственной среде. Это коснулось практически всех аспектов экономической теории и практики , в том числе, теоретических основ и практического функционирования важнейшей подсистемы рыночного механизма - конкуренции.

Рассматривая этот вопрос с традиционных экономических позиций, характерных в основном для доглобализационного этапа, то монополизация воспринималась в качестве исключительно негативного явления, а развитие конкуренции на внутреннем рынке как положительный процесс. Монополизация, как и конкуренция, возникла в ходе эволюции экономических систем. А эволюция, не создает исключительно негативных или исключительно положительных форм. В ее процессе возникают формы, которые жизнеспособны в данных конкретных условиях хозяйствования.

Монополизация и конкуренция - это два неотъемлемых элемента рыночной системы, их динамика и взаимодействие во многом влияет на экономический процесс. Свои положительные и отрицательные стороны имеет каждое из этих явлений. Причем то, что является достоинством монополизации, может является существенным недостатком конкуренции и наоборот.

Совершенная конкуренция и монополия, не смотря на то что это противоположные модели рыночных структур, могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются одним продавцом и которые встречаются наиболее часто. Монополии не могут сохранить свою власть надолго, даже владея 99% рынка. Происходят многократные разделения и слияния в течение времени, это приводит к конкуренции сильных соперников.

Исследование и использование  модели монополистической конкуренции  начались в 30-х годах XX века. Эта модель имела успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. Основными теоретиками этой модели являются Аллин Янг, Найт, Дж. М. Кларк, Деннис Робертсон, Роббинс, Вайнер, Шоу, Харрод, Шумпетер, Интема, Хотеллинг, Сраффа, Пигу, Дж. Робинсон, Кан, Э. Чемберлин1 и многие другие. Теории некоторых из них мы рассмотрим подробнее.

Понимание теории монополистической  конкуренции  и  олигополии  особенно актуально в отечественной экономике, так как получив «в наследство»  от  СССР крайне  монополизированный  рынок   все   экономические   процессы   априори протекают  в условиях несовершенной конкуренции  и  демонополизировать  рынок  можно только зная её закономерности.

        Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – рассмотреть, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами, какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции , и какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции , закономерности ценообразования в условиях этой модели

Задачи работы: Раскрыть сущность монополистической конкуренции  и обозначить черты, характерные  для неё. Выявить особенности ценообразования в условия монополистической конкуренции. Определить необходимость развития монополистической конкуренции в хозяйственном механизме.

 

 

 

ГЛАВА 1. Монополистическая  конкуренция.

1.1.Определение  и условия монополистической  конкуренции.

 

В условиях монополистической  конкуренции фирмы обладают некоторым контролем над ценой: в отличие от условий совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя объем производимой продукции, может повлиять на цену своего товара. Это возможно, если конкурирующие фирмы продают нестандартизированный товар. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой.

Монополистической конкуренцией является рынок кондитерских изделий, бытовой техники и т.п. При этом фирмы сталкиваются с конкуренцией со стороны существующих фирм либо новых фирм, входящих в отрасль; рынок  открыт для входа и выхода.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.2

Основные черты рынка  монополистической конкуренции :

  • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, однако же его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительно большой. Дифференциация продуктов возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
  • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком малую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля фирмы должна быть более 1 %. В типичном случае - от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
  • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
  • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

 

Таким образом, монополистическая  конкуренция похожа на монополию, так  как отдельные фирмы могут  контролировать цену, однако она же похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается  многими фирмами и на рынке  существует свободный вход-выход.

1.2.Особенности  рынка монополистической конкуренции

 

Рынок монополистической конкуренции это рынок со значительным  объемом конкуренции и определенной долей монополии, т.е он предполагает наличие черт и монополии, и конкуренции.

Теория монополистической  конкуренции основывается на трех допущениях:3

  • дифференциации продукта;
  • большом количестве продавцов;
  • свободном входе в отрасль и выходе из нее.

На практике это означает следующее:

Во-первых, каждая из фирм отрасли  продает свой особый тип или вариант  товара. В таком случае говорят, что  рыночная продукция дифференцирована. Дифференциация предполагает, что каждая фирма пытается сделать свой продукт  отличным от продукции других фирм, чтобы привлечь покупателей. Чем  в большей степени ей удается  сделать свой продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей  монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт. При этом дифференциация продукта может принимать ряд  различных форм.

Продукты могут отличаться по своим физическим или качественным параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.

Примером  может послужить  рынок безалкогольных напитков, который  заполнен разнообразными марками этого  товара, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы.

Услуги и условия их предоставления являются важным аспектом дифференциации продукта. Один магазин  может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя.

Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять  покупателям самим упаковывать  и переносить свои покупки, но продавать  их по более низким ценам.

Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы  по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

Продукты могут также  быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие продовольственные  магазины и киоски успешно конкурируют  с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного  более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных  магазинов и киосков располагают  их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки.4

Дифференциация может  также являться и результатом  мнимых различий, созданных с помощью  рекламы, упаковки и использования  торговых знаков и торговых марок. Когда  та или иная марка продукции связывается  с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что  зубная паста, упакованная в аэрозольный  баллончик, предпочтительней, чем та же самая зубная паста в обычном  тюбике.

Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов  и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить  свои предпочтения.

Во-вторых, на рынке действует  относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством  подразумевается наличие 25, 35, 60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно небольшими долями рынка и поэтому имеют  очень ограниченный контроль над  рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью  изменения объемов производства или искусственного повышения цен.

То, что производители  в условиях монополистической конкуренции  являются типично небольшими по размеру  фирмами как в абсолютном, так  и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся  капитал невелики.

Таким образом, сложившаяся  ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж путем  уменьшения цен на свою продукцию, потому что  влияние ее действий настолько незначительно  отразится на каждом из них, что у  последних не будет причин реагировать  на ее действия.

В-третьих, ограничения по вхождению в отрасль новых  фирм отсутствуют, поэтому новым  фирмам несложно вступить на рынок  со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары  перестали  пользоваться спросом.

Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками  товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных, а каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки.

Большинство крупных компаний  тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные  марки безалкогольных напитков эксперимент  проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится  доля на рынке для каждого сорта  кофе в результате изменения цен. Интересные данные американских авторов  по уровню ценовой эластичности спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах, приведенные в табл. 15

Таблица 1: «Уровень ценовой эластичности спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах»

             

По всем видам товаров  и услуг эластичность в долгосрочном периоде выше, чем в краткосрочном, особенно важно это различие в  сфере услуг и в потреблении  электроэнергии в быту. Спрос на канцелярские товары практически не меняется во времени и остается неэластичным.

Информация о работе Монополистическая конкуренция