Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами, какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции , и какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции , закономерности ценообразования в условиях этой модели
Задачи работы: Раскрыть сущность монополистической конкуренции и обозначить черты, характерные для неё. Выявить особенности ценообразования в условия монополистической конкуренции. Определить необходимость развития монополистической конкуренции в хозяйственном механизме.
Введение ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Монополистическая конкуренция
1.1 Определение и условия монополистической конкуренции………... …5
1.2 Особенности рынка монополистической конкуренции ……………….6
1.3 Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность...11
1.4 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина …………...12
ГЛАВА 2. Специфика ценообразования в условиях монополистической конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции…… 15
2.2 Особенности формирование цен в условиях монополистической конкуренции..………………………………………………………………....16
2.3 Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентного предприятия………………………………………………………………….. 18
2.4 Реклама и продвижение товара на рынок монополистической конкуренцией………………………………………………………………....19
ГЛАВА 3. Необходимость развития монополистической конкуренции
3.1 Характеристика рынка монополистической конкуренции………….. 22
3.2 Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции…………………………………………………………………. 25
3.3 Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции…..26
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список литературы………………………………………………………... 30
Рис.4. Прибыль
в краткосрочном плане после рекламирования11
Максимизирующим прибыль выпуском является теперь тот, для которого MR2= МС2. На графике это точка К2, объем выпуска равен Q2, цена при этом Р2, что соответствует кривой спроса D2. При отсутствии какой-либо рекламы эта фирма получала бы нулевую экономическую прибыль, как показано на графике (точка Е, в которой Р1 = AC1). Реклама позволяет фирме извлекать положительную экономическую прибыль (заштрихованная область). Однако это возможно только в краткосрочном периоде.
Но поскольку вход на рынок монополистической конкуренции свободен, то положительная прибыль, получаемая фирмой в результате дополнительных расходов на рекламу, привлечет на рынок новых производителей, которые будут выпускать схожий товар и подражать программе маркетинга удачливой фирмы. В результате кривые спроса и предельной выручки сместятся вниз. Сочетание возросших издержек и сокращение спроса в длительном периоде приведет к сокращению получаемой экономической прибыли до нуля.
ГЛАВА 3. Необходимость развития монополистической конкуренции.
3.1Характеристика
рынка монополистической
Разновидность рынка несовершенной
конкуренции –
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Товары могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели готовы платить за товары по-разному, так как видят разницу в предложениях. Чтобы выделиться, продавцы для разных потребительских сегментов стремятся разработать разные предложения и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. По причине большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.
Для монополистической конкуренции
не требуется наличие сотен или
тысяч фирм, достаточно сравнительно
небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или
70 в каждой отрасли. Из наличия такого
числа фирм вытекает несколько важных
признаков монополистической
Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.
Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов.
В противоположность совершенной конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. В условиях монополистической конкуренции фирмы производят продукты, немного отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности товаров или других характеристик.
Войти в отрасль с монополистической
конкуренцией относительно легко. То,
что производители в таких
отраслях обычно являются небольшими
по размеру фирмами как в
Выход фирм из отраслей с
монополистической конкуренцией относительно
прост. Ничто не мешает неприбыльной
фирме в отрасли с
Анализ монополистической конкуренции за последний период показал, что заметной конкуренции на монопольном рынке добились следующие компании:
1.Компания « Кировский
стройфарфор» растет заметно
быстрее всей промышленности
России. Сегодня « Кировский
стройфарфор» выпускает около
1,4 млн. ед. сантехники. Ежегодно
объем увеличивается на 6-8%.
Завод с оборотом около
20 миллионов долларов является
лидером отрасли, контролирует
примерно 20% всего российского
Завод удачно вписался в растущий на 25-30% рынок, и, несмотря на жесткую конкуренцию, сумел на нем закрепиться. В 2004г. производство увеличилось почти в 7 раз по сравнению с 1999г. –до 1,4 млн. кв. м. (по выпуски плитки).
2. Холдин « Северсталь
« -Авто был создан в 2001г.
На 2004 г. его финансовые показатели
на фоне остального
Так, выручка (млн. дол.) у Холдинга составила -799 ( у « АвтоВаза»- 4250; Газ- 1650; Камаз- 1360) Чистая прибыль (млн. долл.)- 46,5 (Автоваз- 90; Камаз- 0,5; Газ-3,2)
3.2. Краткосрочное
равновесие фирмы при
Точкой Курно определяется на каком участке своей кривой спроса монополистический конкурент выберет комбинацию Р, Q, при этом, фирма получит монопольную прибыль, если Р>АС.
Следовательно, фирма при монополистической конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, что показано на рис. 5. Фирма будет выпускать QMK единиц продукции , ориентируясь на условие максимизации прибыли для монополии MC=MR, по цене спроса при данном выпуске РМК. Заштрихованная область выше средних затрат фирмы АС является прибылью, которую будет получать фирма в коротком периоде.
Рис. 5. Равновесие фирмы при монополистической конкуренции в коротком периоде14
Условия максимизации прибыли
3.3. Долгосрочное
равновесие при
Однако на рынке монополистической
конкуренции это долго
Долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на равновесие при совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормальной (рис.6).
Таким образом, в условиях монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в длительном периоде равна средним затратам и фирмы не получают экономической прибыли. Однако в условиях монополистической конкуренции продукция не будет производиться с минимальными средними затратами, как при совершенной конкуренции. Из-за отрицательного наклона линии D она касается кривой LAС слева от минимума LAС.
Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности, и из-за этого дифференцированные блага обходятся дороже, чем стандартные. Заштрихованная площадь на рис.6 - "плата за разнообразие". Если товар был бы стандартизован и производился бы при совершенной конкуренции, то выполнялось бы условие Р = МС = LACmin.
Из несовпадения течки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее:
структура рынка монополистической конкуренции заставляет покупателя переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;
при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции; так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им объема товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирм, поэтому они не будут этого делать.
Таким образом, чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.
Рис. 6. Равновесие
фирмы при монополистической конкуренции
в длительном периоде.15
Заключение
Являясь промежуточным звеном, монополистическая конкуренция соединила в себе черты совершенной (чистой) конкуренции и чистой монополии. Они отражаются в особенностях поведения и в определении условий существования . Но так как монополистическая конкуренция является самостоятельной структурой, она имеет и свои собственные черты, например: использование в качестве основных, неценовые методы конкуренции.
Монополистическая конкуренция относится к отраслям, в которых действует относительно большое число фирм, которые не учавствуют в сговорах и производят дифференцированную продукцию, при условии легкого входа и выхода из отрасли.
В краткосрочном периоде монополистическая конкурентная фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя продукцию, для которой предельные доходы равны предельным издержкам.
В долгосрочном периоде легкий вход и выход из отрасли приводит к тому, что монополистически конкурентные фирмы получают только нормальную прибыль.
Предельные издержки не превышают цену (это указывает на недостаточное выделение ресурсов для производства) и минимальные средние общие издержки не превышают цена (это подразумевает, что потребители не получают продукцию по минимально возможной цене), это всё происходит при равновесном выпуске монополистически конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
Недостатки рынка монополистической конкуренции:
Как правило, фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.
Такой тип рыночной
структуры приносит выгоду
Список литературы:
1. «Экономикс», авторы: К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М издательство Инфра-М, 2003 г.;
2. «Основы экономики», автор: В.Д. Камаев, М издательство Владос, 2002 г.