Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 07:39, курсовая работа
Цель работы — рассмотреть монополистическую конкуренцию на примере рынка кофе и безалкогольных напитков.
Сообразно с данной целью поставлены задачи исследования:
• монополистическая конкуренция и ее основные признаки;
• рынок несовершенной конкуренции и его структура;
• монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3.
ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки……... 5.
1.1 Рынок несовершенной конкуренции и его структура…………………. 6.
1.2 Монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции……………………………………………………………... 10.
1.3 Неценовая конкуренция и дифференциация продукции……………... 11.
1.4 Государственный контроль в сферах естественных монополий….. 14.
1.5 Особенности российского монопольного рынка……………………. 16.
ГЛАВА II. Рассмотрение рынка безалкогольных напитков и кофе, как рынка монополистической конкуренции………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт социально-
Направление 080200 – Менеджмент
Кафедра менеджмента
Монополистическая конкуренция.
Наименование курсового проекта
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
Выполнил
студент гр. 3А22 _____ «___»____20__ А.С. Николаева
Проверил доцент _____ «___»____20__ В.И. Лившиц
ТОМСК 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки……... 5.
1.1 Рынок несовершенной
конкуренции и его структура………
1.2 Монополистическая конкуренция
как форма несовершенной конкуренции…………………………………………………
1.3 Неценовая конкуренция
и дифференциация продукции…………
1.4 Государственный контроль в сферах естественных монополий….. 14.
1.5 Особенности российского монопольного рынка……………………. 16.
ГЛАВА II. Рассмотрение рынка безалкогольных напитков и кофе, как рынка монополистической конкуренции………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Тема, которую я выбрала для исследования - монополистическая конкуренция. Потому что посчитала ее актуальной в наше время. Ведь конкуренция – это основная движущая сила для развития рыночной экономики. А одним из ее видом и является монополистическая конкуренция, а, как известно это вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт, и относительно с невысокими барьерами вступления в отрасль.
Возрастающая жестокость
конкуренции в современной
Цель работы — рассмотреть монополистическую конкуренцию на примере рынка кофе и безалкогольных напитков.
Сообразно с данной целью поставлены задачи исследования:
Объект исследования – рынки монополистической конкуренции.
Материал, на основе которого будет рассмотрен объект исследования, и цель работы будет взят из литературы, ресурсов интернета, жизненного опыта и полученных знаний.
ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки
Как уже говорилось, что монополистическая конкуренция – это вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт, и относительно невысокими барьерами вступления в отрасль. Она появляется там, где хозяйствуют большое число фирм, действующих на рынке. Доля каждой в общем объеме невелика. Почти не возможен тайный сговор. Фирмы строят свою политику без учета реакции конкурентов. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
«Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сферы услуг дают нам многочисленные примеры: шоколадные наборы, меховые изделия, театры и т.д. На рынке имеется дифференциация продуктов по качеству, дизайну, надежности, условиям продажи, степени доступности для покупателей и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием».2 Причиной выбора покупателя могут стать лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина, привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, бензозаправочным станциям, химчисткам, парикмахерским и т.д.
В условиях дифференциация
экономических благ трудно найти
две фирмы, которые производили
бы один и тот же продукт или
услугу. Границы отрасли размываются,
строго выделить отрасль бывает довольно
трудно, а иногда и невозможно, так
как неценовые факторы
В условиях монополистической
конкуренции нет высоких
Легкое вступление не подразумевает, что ограничений для вступления в отрасль вовсе не существует. Ведь существуют такие барьеры, как: секрет производства продукции, лицензии, патенты на продукцию, торговые марки.
1.1 Рынок несовершенной конкуренции и его структура.
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
Признаки несовершенной конкуренции:
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:
(MC = MR) < AC < P,
где: МС – предельные издержки,
МR – предельный доход,
АС – средние издержки,
Р – цена.
К примерам рынков несовершенной
конкуренции можно отнести
Существует три основные
структуры (модели) рынка несовершенной
конкуренции:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.
Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль, как уже говорилось до этого, могут быть:
- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);
- наличие государственных патентов
и лицензий;
- исключительные права на важнейшие источники
сырья;
- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).
Условием существования
чистой монополии является уникальность
предлагаемой продукции, отсутствие близких
заменителей. Чистая монополия в
масштабах национального
Олигополия – это рыночная структура состоящая
из небольшого числа фирм которые контролируют
производство и сбыт основной массы производства.
Так, например, «в США имеется 9 фирм-продавцов
жевательной резинки, на долю которых
приходится 95% годовых продаж».
4 Четкого количественного критерия
олигополии в виде числа фирм нет, но обычно
оно колеблется от трех до десяти. Олигополия,
состоящая из 3-4 фирм, называется «жесткой»; состоящая
из 4—9 фирм, на долю которых приходится
70-80% рынка, называется «аморфной».
Олигополия может существовать на рынке
стандартизированной продукции (нефть,
цемент) или на рынке дифференцированной
продукции (автомобили, бытовая техника).
Различают олигополию сбалансированную
(несколько фирм одинакового размера)
и асимметричную
(один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).
Фирмы, функционирующие на
олигополистическом рынке, получают высокие
прибыли потому что, как и в
случае чистой монополии, вхождение
в отрасль для фирм-
Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.
Внешне монополистическая
конкуренция схожа с
Основные характеристики рынков несовершенной конкуренции приведены в таблице 1.
Помимо этих трех основных
типов (моделей) существуют и другие
модели рынка несовершенной
Таблица 1 - Основные черты рынков несовершенной конкуренции
Характерная |
Чистая |
Олигополия |
Монополистиче- |
Черта |
монополия |
ская конкуренция | |
Число фирм |
Одна |
Несколько |
Много |
Тип продукта |
Уникальный, |
Стандартизированный |
Дифференциро- |
близких |
ванный | ||
заменителей нет |
|||
Контроль |
Полный |
Ограниченный |
Небольшой |
над ценами |
взаимозависимостью |
||
Условия вступ- |
Блокировано |
Трудно |
Сравнительно |
ления в отрасль |
легко | ||
Типичные |
Коммунальное |
Металлургия, |
Розничная |
отрасли |
хозяйство (водо-, |
автомобиле- и |
торговля, |
газо-, электро- |
станкостроение, |
швейная, обувная | |
снабжение и т.п.) |
нефтедобыча |
промышленность |