Монополистическая конкуренция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть монополистическую конкуренцию на примере рынка кофе и безалкогольных напитков.
Сообразно с данной целью поставлены задачи исследования:
• монополистическая конкуренция и ее основные признаки;
• рынок несовершенной конкуренции и его структура;
• монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3.
ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки……... 5.
1.1 Рынок несовершенной конкуренции и его структура…………………. 6.
1.2 Монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции……………………………………………………………... 10.
1.3 Неценовая конкуренция и дифференциация продукции……………... 11.
1.4 Государственный контроль в сферах естественных монополий….. 14.
1.5 Особенности российского монопольного рынка……………………. 16.
ГЛАВА II. Рассмотрение рынка безалкогольных напитков и кофе, как рынка монополистической конкуренции………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Файлы: 1 файл

Nikolaeva_A_S.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Институт социально-гуманитарных технологий

Направление 080200 – Менеджмент

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

Монополистическая конкуренция.

Наименование  курсового проекта

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»

 

 

 

 

Выполнил

студент гр. 3А22   _____  «___»____20__   А.С. Николаева

                                                           Подпись                Дата                              И.О.Фамилия

 

 

Проверил   доцент  _____  «___»____20__   В.И. Лившиц

                                          должность Подпись        Дата                              И.О.Фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...  3. 

ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки……...  5.

1.1 Рынок несовершенной  конкуренции и его структура………………….  6.

1.2 Монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции……………………………………………………………... 10.

1.3 Неценовая конкуренция  и дифференциация продукции……………... 11.

1.4 Государственный контроль в сферах естественных монополий…..  14.

    1.5 Особенности российского монопольного рынка……………………. 16.

 

ГЛАВА II. Рассмотрение рынка безалкогольных напитков и кофе, как рынка монополистической конкуренции………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема, которую я выбрала  для исследования - монополистическая  конкуренция. Потому что посчитала  ее актуальной в наше время. Ведь конкуренция – это основная движущая сила для развития рыночной экономики. А одним из ее видом и является монополистическая конкуренция, а, как известно это вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт, и относительно с невысокими барьерами вступления в отрасль.

Возрастающая жестокость конкуренции в современной экономике  способствует для ее субъектов к  созданию дифференцированного товара. С одной стороны это позволяет удовлетворить особые потребности покупателей. С другой — потребители обнаруживают, что на рынках появляются товары с экономически необоснованно высоким уровнем цены, а самих потребителей реклама часто вводит в заблуждение о свойствах этих особых товаров. Они часто предлагаются покупателю как будто обладающие новым «существенным» свойством для потребителя, что делает их существенно дороже в отличие от подобных товаров. У потребителей возникают вопросы об обоснованности завышения цены, о действительном наличии существенного свойства у таких товаров, о правдоподобии информации о товаре в рекламе1.

Цель работы — рассмотреть  монополистическую конкуренцию  на примере рынка кофе и безалкогольных напитков.

Сообразно с данной целью  поставлены задачи исследования:

  • монополистическая конкуренция и ее основные признаки;
  • рынок несовершенной конкуренции и его структура;
  • монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции;
  • неценовая конкуренция и дифференциация продукции.

Объект исследования –  рынки монополистической конкуренции.

Материал, на основе которого будет рассмотрен объект исследования, и цель работы будет взят из литературы,  ресурсов интернета, жизненного опыта  и полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки

 

Как уже говорилось, что  монополистическая конкуренция – это вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт, и относительно невысокими барьерами вступления в отрасль. Она появляется там, где хозяйствуют большое число фирм, действующих на рынке. Доля каждой в общем объеме невелика. Почти не возможен тайный сговор. Фирмы строят свою политику без учета реакции конкурентов. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

«Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сферы услуг дают нам многочисленные примеры: шоколадные наборы, меховые изделия, театры и т.д. На рынке имеется дифференциация продуктов по качеству, дизайну, надежности, условиям продажи, степени доступности для покупателей и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием».2 Причиной выбора покупателя могут стать лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина, привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, бензозаправочным станциям, химчисткам, парикмахерским и т.д.

В условиях  дифференциация экономических благ трудно найти  две фирмы, которые производили  бы один и тот же продукт или  услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так  как неценовые факторы приобрели  важную роль в монополистической  конкуренции и не уступают по своей  значимости цене, например: условия продажи, реклама,  возможность покупки товара в рассрочку и т.п.

В условиях монополистической  конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, не велик.

Легкое вступление не подразумевает, что ограничений для вступления в отрасль вовсе не существует. Ведь существуют такие барьеры, как: секрет производства продукции, лицензии, патенты на продукцию, торговые марки.

 

1.1 Рынок несовершенной конкуренции и его структура.

 

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.

Признаки несовершенной  конкуренции:

  • наличие входных барьеров в отрасль;
  • дифференцированность продукции;
  • основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
  • возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

В условиях несовершенной  конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:

 

(MC = MR) < AC < P,   

 

где: МС – предельные издержки,

       МR – предельный доход,

       АС – средние издержки,

        Р – цена.

К примерам рынков несовершенной  конкуренции можно отнести газированные напитки во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др.3

Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной  конкуренции: 
   - чистая монополия;

   - олигополия; 
   - монополистическая конкуренция.

Чистая  монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль, как уже говорилось до этого, могут быть:

- низкие издержки  производства крупной фирмы,  монополизировавшей рынок (эффект масштаба);

- наличие государственных патентов и лицензий; 
- исключительные права на важнейшие источники сырья;

- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).

Условием существования  чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких  заменителей. Чистая монополия в  масштабах национального хозяйства - явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках. Практически в любом городе один продавец продает электроэнергию, обеспечивает водоснабжение, оказывает телеграфные услуги, обеспечивает транспортные перевозки и т.д. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику.

Олигополия – это рыночная структура состоящая из небольшого числа фирм которые контролируют производство и сбыт основной массы производства. Так, например, «в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж». 4 Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется «жесткой»; состоящая из 4—9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется «аморфной». Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника). 
Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие  прибыли потому что, как и в  случае чистой монополии, вхождение  в отрасль для фирм-аутсайдеров  затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.  Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма («Кока-кола») снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли («Пепси-кола»), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.

Внешне монополистическая  конкуренция схожа с совершенной  конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к  тому, что производство, осуществляется с издержками более высокими, чем  в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет  лучше удовлетворять разнообразные  потребности покупателей, компенсируя  тем самым потери общества от более  высоких издержек производства.

Основные характеристики рынков несовершенной конкуренции  приведены в таблице 1.

Помимо этих трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной конкуренции:

  • дуополия – рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя;
  • монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель;
  • дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов;
  • олигопсония - рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.5

Таблица 1 - Основные черты  рынков несовершенной конкуренции

Характерная

Чистая

Олигополия

Монополистиче-

Черта

монополия

 

ская конкуренция

Число фирм

Одна

Несколько

Много

Тип продукта

Уникальный,

Стандартизированный

Дифференциро-

 

близких

 

ванный

 

заменителей нет

   

Контроль

Полный

Ограниченный

Небольшой

над ценами

 

взаимозависимостью

 

Условия вступ-

Блокировано

Трудно

Сравнительно

ления в отрасль

   

легко

Типичные

Коммунальное

Металлургия,

Розничная

отрасли

хозяйство (водо-,

автомобиле- и

торговля,

 

газо-, электро-

станкостроение,

швейная, обувная

 

снабжение и т.п.)

нефтедобыча

промышленность

Информация о работе Монополистическая конкуренция.