Монополистическая конкуренция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть монополистическую конкуренцию на примере рынка кофе и безалкогольных напитков.
Сообразно с данной целью поставлены задачи исследования:
• монополистическая конкуренция и ее основные признаки;
• рынок несовершенной конкуренции и его структура;
• монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3.
ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки……... 5.
1.1 Рынок несовершенной конкуренции и его структура…………………. 6.
1.2 Монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции……………………………………………………………... 10.
1.3 Неценовая конкуренция и дифференциация продукции……………... 11.
1.4 Государственный контроль в сферах естественных монополий….. 14.
1.5 Особенности российского монопольного рынка……………………. 16.
ГЛАВА II. Рассмотрение рынка безалкогольных напитков и кофе, как рынка монополистической конкуренции………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Файлы: 1 файл

Nikolaeva_A_S.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Монополистическая конкуренция как форма несовершенной  конкуренции

 

На одном и том же рынке могут работать несколько  и даже много монополистов. Они  могут поставлять продукцию одинакового  назначения, но разного исполнения, обладающую разными функциональными  возможностями либо разным оформлением. Сегодня, например, на полках магазинов  можно видеть большое разнообразие цифровых фотоаппаратов, изготовленных  разными фирмами. Каждая фирма-изготовитель является монополистом, но это уже  не чистые монополисты, поскольку им приходится конкурировать друг с  другом.

Монополистом считается  фирма, которая своими односторонними решениями способна оказывать существенное влияние на рыночную цену. Отметим, что влияние монополистов может  распространяться и на другие рынки. Скажем, установленная монополистом цена на газ может оказывать влияние на стоимость других видов топлива.

Конкурирующие монополисты  выпускают схожие, но в то же время  неодинаковые товары. Различие в характеристиках  товаров дает возможность монополистам варьировать ценами, а схожесть товаров  дает возможность потребителям выбирать. Выбирают потребители не  только на основе сравнения качества, но и  на основе сравнения цен. Например, если покупателю кока-кола нравится больше, чем лимонад, но лимонад значительно  дешевле, он может купить лимонад. Именно, то обстоятельство, что потребитель  может выбирать, порождает конкуренцию  между монополистами (монополистическую  конкуренцию). Эта конкуренция имеет  и свои отличительные черты и  признаки:

  • есть много продавцов;
  • есть отличия в продуктах;
  • вход на рынок свободен.

Примеры рынков с монополистической  конкуренцией: продажа компакт-дисков, компьютерных игр, рестораны, уроки  музыки, продажа мебели. Монополистическая  конкуренция – это рыночная структура, которая занимает промежуточную  позицию между монопольным рынком и рынком с совершенной конкуренцией.

При монополистической конкуренции  общей рыночной цены не существует. Каждая фирма ощущает на себе действие закона спроса: чем ниже цена, тем  больше спрос. Линия спроса на продукт  наклонна.6

 

1.3 Неценовая конкуренция и дифференциация продукции

 

Дифференциация продукта — наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно  аналогичных товаров, превращение  его в несовершенный заменитель. Покупатели, приобретая такой товар по цене, аналогичной рыночной, ожидают получить какие-либо специфические потребительские свойства. 7 Например, кто-то предпочитает джинсы фирмы «Levis», а кто-то «Lee». Дифференциация является экономическим барьером для конкуренции, и, наряду с законодательными ограничениями, они образуют барьеры для конкуренции. Фирма, производящая дифференцированный продукт, действует в условиях монополистической конкуренции и сталкивается не с горизонтальной, а с наклонной линией спроса на ее продукцию, что заставляет ее продавать каждую дополнительную единицу товара по меньшей цене.8

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в  покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при  его потреблении.  Если купленный  холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного  изображения, а музыкальный центр – чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.

В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается  число предлагаемых товаров и  услуг. Важную роль в их проталкивании  на рынке играет реклама. Реклама  пытается приспособить потребительский  спрос к новому продукту. Фирма  заинтересована в рекламе, поскольку  фирма расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

На рис.1 представлены возможное  влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки. Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции – Q1. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом

                               

Рис.1. Возможное влияние рекламы  на объем производства и средние  совокупные издержки.

 

возможно даже понижение  средних издержек производства в  результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей  расходы, связанные с рекламой (AC2 <AC1). Однако, если рекламная компания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q1 = Q2) фирма будет продавать по более высокой цене (АС2<AC1), Которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной компанией.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной  деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменения  продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет  монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи – печать, радио, телевиденье. Противники рекламы справедливо  отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает); высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденции  к самонейтрализации («Сникерс», «Марс», «Милкивэй» и т.д.); создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; «засорение» средств массовой информации. 9

 

1.4 Государственный контроль в сферах естественных монополий

 

Статья 6. Методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

  1. ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  3. Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
  4. (часть вторая введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

(часть третья введена  Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Эта статья определяет нормативно-правовую основу по эффективному использованию  энергетических ресурсов, прежде всего  электрической и тепловой энергии, на всех стадиях при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении. Установление оптимальных  цен на товары естественных монополий - особая забота государства. Ценообразованию  в сферах естественных монополий  посвящены многие акты всех уровней.

В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской федерации  по вопросам, которые находятся в  их исключительном ведении или в  совместном ведении с Российской Федерацией. Это право субъектов  Российской Федерации зафиксировано  в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.

Нормативно-правовая основа естественных монополий также тесно  связана с нормативно-правовой основой  конкуренции и монополистической  деятельности. Естественные монополии  окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут осуществлять монополистическую  деятельность, и в начале экономических  реформ высказывалось мнение, что  нет необходимости создавать  специальную нормативно-правовую систему  в области естественных монополий, а их регулирование должно стать  составной частью единого закона о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности. В  конце концов, Законодательство о  естественных монополиях получило самостоятельное  развитие. В частности, отдельные статьи Федерального закона "О естественных монополиях" содержат ссылки на Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а многие положения последнего, как акта более общего порядка, применяются к естественным монополиям, что создает некоторые трудности в реализации обоих федеральных законов.

 

 

1.5 Особенности российского монопольного рынка.

Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются  в следующем:

- «эффект масштаба» выражается  в существенном снижении издержек  в расчете на единицу продукции  по мере увеличения объемов  ее производства;

- неэластичный спрос.  В обычных экономических отношениях  при возрастании цены на товар  или услугу спрос потребителей  снижается. В условиях естественной  монополии спрос неэластичен,  т.е. при увеличении цены он  подвержен незначительным изменениям.

Неэластичность спроса можно  проиллюстрировать на следующем  примере. При существенном увеличении цены на бензин потребители могут  использовать заменитель этого товара – газ. Это приведет к резкому  падению спроса на бензин. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители  могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено  тем, что электроэнергия является практически  безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой  характер организации рынка. Он означает, что монополией является не вся отрасль  экономики, а лишь ее передающие «сети». Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система  теплоснабжения.

«Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка  можно считать, пожалуй, то, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики» 10.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части.

Капиталистические монополии  возникли преимущественно «снизу», в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались  «сверху» и действовали в неестественных условиях. Монополистом в капиталистических  странах чаще всего становилось  предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения  конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и  на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными  рамками (например, СЭВ).

Формирование рыночных механизмов экономики, создание необходимых условий  функционирования основных субъектов  рынка — товаропроизводителей и  потребителей, требуют создания адекватной этим механизмам среды деловой информации. Эта среда должна обеспечивать информационную поддержку субъектов рыночного механизма на всех стадиях производства и потребления продукции и услуг, а также во всех областях их деятельности. Поэтому важнейшей задачей формирования информационной инфраструктуры предприятия является создание максимально благоприятных условий доступа к информации, которую в мире принято называть деловой – businessinformation.

Можно сделать вывод, что  новая корпоративная модель, расширение кооперационных связей между конкурентами, поставщиками и потребителями, прогресс информатики, автоматизация производства и управления на основе широкого применения вычислительной техники и средств  телекоммуникации изменили традиционные представления о границах компании, разрушили их замкнутость и сделали  малоэффективными те из них, которые  основывались на иерархических, механистических, бюрократических структурах.

Следовательно, происходит переход к новой модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение  с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы  и другие союзы самых разных типов.

Информация о работе Монополистическая конкуренция.