Монополистическая конкуренция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть монополистическую конкуренцию на примере рынка кофе и безалкогольных напитков.
Сообразно с данной целью поставлены задачи исследования:
• монополистическая конкуренция и ее основные признаки;
• рынок несовершенной конкуренции и его структура;
• монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3.
ГЛАВА I. Монополистическая конкуренция и ее основные признаки……... 5.
1.1 Рынок несовершенной конкуренции и его структура…………………. 6.
1.2 Монополистическая конкуренция как форма несовершенной конкуренции……………………………………………………………... 10.
1.3 Неценовая конкуренция и дифференциация продукции……………... 11.
1.4 Государственный контроль в сферах естественных монополий….. 14.
1.5 Особенности российского монопольного рынка……………………. 16.
ГЛАВА II. Рассмотрение рынка безалкогольных напитков и кофе, как рынка монополистической конкуренции………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Файлы: 1 файл

Nikolaeva_A_S.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

Глобализация бизнеса, формирование стратегических альянсов, сетей из компаний, информационные сети позволяют  создавать «лучшую во всех отношениях»  организацию, в которой любая  функция и процесс реализуются  на мировом уровне. В результате достигается и более высокая  эффективность управления предприятием, возникает обстановка взаимодоверия  и взаимоответственности.

В рамках нашего исследования главное внимание уделяется новым  формам организации и управления предприятиями газовой промышленности, выходящими на современный мировой  рынок, где широко используются передовые  коммуникационные и информационные технологии.

Сложность проблемы реформирования газового хозяйства определяется тем  обстоятельством, что, характеризуясь большой размерностью, распределенностью, многообразием связей, предприятию приходится функционировать в условиях нестабильности экономического механизма и его структур, кардинально изменившихся отношений государства и субъектов экономики, В результате комплексная реконструкция системы коммуникаций и информационной системы предприятия становится проблемой, а ее решение требует разработки нестандартного подхода к управлению предприятием в новых экономических условиях. При этом темпы решения проблемы должны соответствовать мировой динамике глобальной информатизации, отличительной чертой которой является быстрая интеграция с помощью телекоммуникаций и систем разных стран и регионов в единую производственную систему.

Для преодоления указанных  проблем необходима системная интеграция информационных технологий и разработка механизма создания информационного  пространства делового сотрудничества, представляющего собой совокупность баз и банков данных деловой информации, технологий их ведения и использования, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов  и общих правил, содействующих  развитию предпринимательства и  социально-экономических систем, является актуальной научной проблемой.

Несмотря на рост интереса исследователей к проблемам информатизации, построения корпоративных систем, формированию сетевой экономики, необходимо отметить то, что современные публикации носят  преимущественно фрагментарный  характер. Мало работ, указывающих на особенности отраслевого применения новейших технологий для управления предприятием реального времени.

В целом можно заключить, что в настоящее время требует  решения целый комплекс важных теоретических  и практических вопросов, связанных  с процессами построения информационной инфраструктуры предприятия в новых  экономических условиях.

 

 

Рисунок 1

 

На рис. 1 отражены основные задачи по реформированию российских естественных монополий.

Рассмотренная практика реформирования отечественных монополий определяет общую тенденцию последних лет  в экономике Российской Федерации. Эта тенденция в первую очередь  определяет существующую потребность  и желание государственных органов  и самих компаний в качественном изменении структуры монопольных  рынков с целью поощрения конкуренции, улучшения эффективности производственной деятельности и наращивания инвестиционного  потенциала. При этом каждая из монополий  реформируется в соответствии со своим специфическим планом и  графиком, что связано с различными возможностями по реформированию и  наличием особых долгосрочных стратегий  развития, определенных государством, а также с учетом затяжной практики реформирования естественных монополий.

 

 

ГЛАВА II. Рассмотрение рынка безалкогольных напитков и кофе, как рынка монополистической конкуренции

 

Для рассмотрения конкретного  рынка с монополистической конкуренцией я выбрала рынок кофе и безалкогольных напитков.

Рынки кофе и безалкогольных напитков наглядно показывают все черты и признаки монополистической конкуренции. Каждый из рынков заполнен различными марками товаров, которые немного отличаются, но вполне могут заменить друг друга. Каждый вид безалкогольных напитков, например, на вкус немного отличается от других, а каждый сорт кофе отличается по содержанию в нем кофеина, запаху и аромату. Большинство же потребителей имеют свои привычки. К примеру, потребитель предпочитает кофе «Nescafe» другим сортам и регулярно покупает его. Но привязанность к определенному сорту имеет и свои границы. Если цена  «Nescafe» значительно возрастет по сравнению с другими сортами, большинство потребителей данной марки кофе, скорее всего, перейдут на другой сорт.

Какой монопольной властью  обладает « Nestlé», производитель «Nescafe», благодаря этому сорту? Для  «Nestlé» это важный вопрос. Чтобы установить оптимальную цену для кофе «Nescafe», компания «Nestlé», так же как и другие производители кофе, должна произвести расчет эластичности спроса на  сорт.

Все крупных компаний с особой тщательностью изучают спрос на свои продукты. Результаты таких исследований являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.

В таблице приведены результаты исследования, показывающие эластичность спроса на несколько видов товара. 

Сорта продукции

Коэффициент эластичности

Безалкогольные напитки

«Фанта»

-2,4

«Кока-кола»

От –2,5 до –5,7

Молотый кофе

«Якобс»

-7,1

«Бон»

-8,9

«Nescafe»

-5,6


 

Хотелось бы заметить, что среди безалкогольных напитков «Фанта» менее эластична, чем «Кока». Хотя на рынке безалкогольных напитков она занимает малую долю, по вкусу она существенно отличается от «Кока-колы» и других видов, и поэтому потребители более привержены ей. И хотя «Фанта» обладает большей, чем «Кока-кола», монопольной властью, это не означает, что она более прибыльна. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены.

Далее отметим, что спрос на кофе наиболее эластичен по цене, чем на другие напитки. Разница между марками кофе менее ощутима, чем между напитками, поэтому среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки. По сравнению с разнообразными марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Якобс» и «Бон».

 При эластичности от -5 до –9 каждая марка обладает  лишь ограниченной монопольной  властью. Это – типичная монополистическая  конкуренция.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении данной работы хотелось бы сделать некоторые выводы. Первое: равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. То есть структура рынка монополистической конкуренции заставит потребителя платить за товар «лишние» деньги.

Во-вторых, при монополистической  конкуренции устанавливается несколько  меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в  объеме, соответствующем минимуму средних  издержек, так что производство всего  продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных  затратах. При монополистической  конкуренции объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому  весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там  те же закономерности, что действуют  при совершенной конкуренции.

В-третьих, поскольку в точке  долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы, найдутся покупатели, которые согласились  бы заплатить за дополнительную единицу  товара больше, чем расходы продавца на производство этой единицы.

Однако монополистическая конкуренция  имеет не только отрицательные стороны. Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять  потребности потребителя.

Монополистическая конкуренция является промежуточным типом таких рыночных структур, как совершенная конкуренция и чистая монополия, поэтому она «впитала» в себя черты их обеих. Эти черты проявляются и в определении условий ее существования, и в особенностях поведения. Не смотря на это, монополистическая конкуренция – это самостоятельная структура, которой присущи и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

А также стоит отметить некоторые особенности, которые могут возникнуть в реальном мире, вносящем свои поправки в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции:

  • некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую очень сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.
  • надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.
  • в результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльны бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Асташкина М,К., Плотникова А.А., Основы экономической теории, Саратов, 1997.
  2. Гуськова М.Ф., Экомоника, М., «Владос», 2009.
  3. Елисеев А.С., ЭКОНОМИКА Бизнес-курс МВА, 2009.
  4. Макконел К.Р., Брю С.Л., М.: ИНФРА-м, 2000.
  5. Нуреев А.А., Экономика, М.,  2001.
  6. www.dissercat.com
  7. www.economicportal.ru
  8. www.phlygnikova.ru

 

1  http://www.dissercat.com/content/osnovanie-i-struktura-monopolisticheskoi-konkurentsii

2  «Экономика», М.Ф.Гуськова, М.: «ВЛАДОС», 2009.

3  http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/imperfect_competition.html

4 «ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел,  С.Л.Брю, М.: ИНФРА-М, 2000.

5  http://www.phlygnikova.ru/uzebnik/mikroerjnjmika-jakovleva/page464/index.html

6  «ЭКОНОМИКА, Бизнес-курс МВА», А.С.Елисеев, М.: 2009.

7  «Основы экономической теории», под ред. М.К. Асташкина, А.А.Плотникова, Саратов, 1997.

8  http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/differentiation_product.html

9  Экономика, А.А. Нуреев, М., 2001.

10 «Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) естественных монополий», В.Н. Ткачев, М.:"Законодательство и экономика", № 4, 2005.

 


Информация о работе Монополистическая конкуренция.