Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:56, курсовая работа
Целью работы является исследование различных видов и форм монополий и их возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен и получения более высоких (монопольных) прибылей.
Для реализации данной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение монополии и исследовать её характерные черты;
2. Охарактеризовать различные виды и формы монополий;
3. Рассмотреть сущность и признаки чистой монополии;
4.оПроанализировать вопросы ценовой политики монополистических образований и правила ценообразования в условиях чистой монополии.
Трест это объединение
ряда предприятий одной или
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров.
Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод, параллельно уже действующим.
Естественная монополия существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.
Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия
является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Особый вид монополий - международные монополии. Существуют две разновидности международных монополий. Первая - транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Вторая разновидность - собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов - международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна.
Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний».
1.3. Индекс Лернера: два способа подсчета
Для совершенно конкурентного предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки (МС), может служить мерой монопольной (рыночной) власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек служит индекс Лернера.
Показатель монопольной власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:
Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти.
Рис. 2 Соотношение Р и МС при монополии и совершенной конкуренции
При чистой монополии в гипотетической модели коэффициент Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти.
Данный коэффициент может
(P - MC) / P = - 1 / Ed.
Мы получаем уравнение:
L = -1 / Ed,
где Еd — эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.
Например, при эластичности спроса Е = - 5 коэффициент монопольной власти L = 0,2. Еще раз подчеркнем, что высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.,
где S1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хишмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и снизу, где n — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли).
С 1982 г. в США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовсого» законодательства: при HHI <=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < HHI < = 1800 — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800< HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI >100
Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 2000 < HHI < 10000
II тип –
III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000
2. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Понятие, причины, признаки чистой монополии
В использовании термина
Чистая монополия -- это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Основные характерные черты:
1. На данном рынке
производителем продукции и
2. Вступление в данный
рынок новых предприятий
3. Продукт монополии
уникален в том смысле, что
не существует хороших или
близких заменителей. С точки
зрения покупателя это
4. Неценовая конкуренция
на данном рынке отсутствует.
Чистый монополист диктует
Черты чистой монополии наиболее полно встречаются в небольших населённых пунктах с одним магазином, одним телефонным пунктом, местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населённом пункте.
Информация о работе Монополия и ее экономические последствия