Монополия и ее экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование различных видов и форм монополий и их возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен и получения более высоких (монопольных) прибылей.
Для реализации данной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение монополии и исследовать её характерные черты;
2. Охарактеризовать различные виды и формы монополий;
3. Рассмотреть сущность и признаки чистой монополии;
4.оПроанализировать вопросы ценовой политики монополистических образований и правила ценообразования в условиях чистой монополии.

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо  с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае чистой монополии  барьеры для вступления в отрасль  достаточно высоки, чтобы полностью  блокировать всю потенциальную конкуренцию. Монополистический барьер для вступления в отрасль может быть обусловлен законодательством или особой лицензией, предусмотренной государством, как, например, в радио- и телевизионном вещании. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли.

Стремясь поддержать или увеличить вытекающие из этого  экономические прибыли, монополия  может израсходовать значительные суммы на легальные платежи, «обработку»  членов правительства и рекламу связи с общественными организациями, чтобы склонить правительство предоставить ему привилегированное положение или защитить его. Эти расходы ничего не добавляют к объему производства фирмы, но увеличивают ее издержки.

Институт частной собственности может быть использован монополией как средство эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Следовательно, чистый монополист будет иметь больше финансовых ресурсов для научно-технического прогресса, чем конкурентные фирмы.

 

2.2 Ценовая политика чистой монополии

В случае чистой монополии  продавец обладает очень высокой  степенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государственная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия.

Государственная монополия  с помощью политики цен может  преследовать достижение различных  целей. Например, установление цены ниже себестоимости сделает товар, имеющий важное значение для покупателей, более доступным.

Для сокращения потребления  может устанавливаться очень  высокая цена. Цена может быть назначена  с расчетом покрытия всех издержек или получения хороших доходов.

В случае регулируемой монополии  государство разрешает компании устанавливать цены на продукцию с учетом некоторых ограничений. Нерегулируемая монополия сама может назначать любую цену, которую только выдержит рынок. Однако монополист далеко не всегда запрашивает максимальную цену.

В соответствии с законом спроса, если цена возрастает, то величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать объем спроса. “Чистый” монополист знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

Таким образом, власть монополиста  над ценой не абсолютна. С одной  стороны, он не желает привлекать конкурентов  и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка. С другой - боится введения государственного регулирования.

Одними из отрицательных  черт монополий являются ограничение  производства и повышение цен. Это  можно увидеть из рис. 2.1, отображающего  монопольное ценообразование:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Кривая спроса на продукцию  монополии

На рисунке кривая DD' как обычно является кривой спроса. Так как чистая монополия единственный товаропроизводитель, она может  установить практически любую цену по вертикальной оси. Предположим, она  устанавливает цену на уровне Р1. Тогда спрос будет представлен отрезком ОВ и, несмотря на высокий уровень цены, доход окажется сравнительно небольшим. Пусть монополия пойдёт на установление низкой цены Р3. Тогда резко возрастёт спрос, но из-за низкой цены будет опять таки получен низкий доход. Очевидно, что монополия будет искать на кривой спроса ту точку, которая позволит ей получать максимально высокий доход. Предположим, что эта точка Е. Тогда производство ограничится отрезком ОМ, хотя мощности позволяют выпустить продукцию в размере ОС.

 

2.3. Общие чисты  издержки

Так как монопольная  власть приводит к повышению цен  и уменьшению объемов производства, следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм.

Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства, можно рассмотреть, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (предполагая, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек), рис. 4

В условиях монополии  будет производиться QM единиц продукции по цене РM (МС = MR), в условиях совершенной конкуренции – QС по цене РС - (Р = МС).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Одинаковый объем  предложения по разным ценам


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Разный объем предложения  по одинаковым ценам

Излишки потребителя  определяются на графике площадью, ограниченной линией спроса и рыночной ценой. Таким образом, покупая при монополии меньше продукции и по более высокой цене, потребители теряют часть излишка, показанную на графике площадью А + В.

Излишки производителя  на графике – площадь, ограниченная линией МС и рыночной ценой. Монополист получает дополнительный излишек, обозначенный прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С. Таким образом, его дополнительный излишек составит А - С.

Площадь на графике, равная сумме В + С, – это полные чистые убытки от монопольной власти, то есть ущерб, наносимый монополией обществу. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.

Следует отметить, что  «чистой» монополии (рыночная доля близка к 100%), модели которой рассматриваются  в теории, в действительности практически  не существует. Однако примером ее может служить производство, защищенное патентом.

В современных условиях, тем не менее, в мире происходит дальнейшая концентрация производства и капитала. Например, в 1996 г. произошло слияние  двух японских банков, которые являются крупнейшими мировыми банками: Mitsubishi (6-й в мире) и Bank of Tokyo (14-й в мире). В результате образовался самый крупный в мире банк (1-й).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Ущерб, приносимый монополией

Произошло слияние также  двух английских фармацевтических компаний GLAXO и Welcome, в результате объединенная компания GLAXO Welcome заняла по объему продаж первое место в мире.

Политика государства  по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательства, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.

Однако вопрос об отношении  к монополии остается дискуссионным  среди экономистов. Защитники и  сторонники монополий считают, что только крупное производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения нововведений. Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней сделано серьезное допущение о равенстве затрат в случаях совершенной конкуренции и монополии (графически представлена одна линия МС). Однако, как правило, объединение нескольких фирм в одну приводит к снижению затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта и других. Кроме того, возможен такой характер отдачи от масштаба производства, что эффективный объем выпуска одного предприятия окажется равным конкурентному объему или даже больше его. Такая ситуация наблюдается часто при естественных монополиях.

В то же время «противники» монополии отмечают дополнительные затраты ее по искусственному поддержанию барьеров на вход в отрасль, которые с точки зрения общества вряд ли являются целесообразными, а также и то, что отсутствие конкуренции неизбежно ведет к росту затрат и неэффективности в управлении.

Таким образом, общим  вердиктом экономической науки является вывод о том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция, поэтому необходимо регулировать ее деятельность, чтобы снизить величину общественных потерь.

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА  ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

3.1. Максимизация  прибыли монополией

Монополист диктует  цену и объем производства, т.е. монополист неизбежно определяет цену, решая  какой объем продукции произвести.

На вопрос: какую комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? - ответ один - это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.

Чистая монополия определяет объем производства, максимизирующий  прибыль, исходя из издержек и спроса.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста.

Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль  вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

Больший объем производства Q2 также не является максимизирующим  прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.

 

3.2. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение

Фирма обладает монопольной  властью тогда, когда она имеет  возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара.

В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый  чистой монополией совпадает с наклоненной  вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополией. Поэтому  монополист считается с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.

Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой  определенный период времени. И раз  он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

Монополист, в отличие  от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия  может выбрать цену, которая максимизирует  ее прибыль, и предоставить, самим  покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее продукт.

Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

1. На повышение спроса  монополист не всегда отвечает  увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.

2. Невозможно определить  кривую спроса для монополиста, так как для одного и того же количества товара можно определить две и более цены. (И наоборот две и более цены могут ставиться в соответствие одному и тому же выпуску). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как фирма сама назначает цены.

В условиях монополизированного  рынка нет пропорциональной зависимости  между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что  решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции.

Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства.

Информация о работе Монополия и ее экономические последствия