Монополия и ее экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование различных видов и форм монополий и их возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен и получения более высоких (монопольных) прибылей.
Для реализации данной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение монополии и исследовать её характерные черты;
2. Охарактеризовать различные виды и формы монополий;
3. Рассмотреть сущность и признаки чистой монополии;
4.оПроанализировать вопросы ценовой политики монополистических образований и правила ценообразования в условиях чистой монополии.

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

 

3.3. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии

Монополист не всегда продает все единицы продукта по одной цене. В некоторых случаях  он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа  различных единиц одной и той  же продукции по разным ценам различным  покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.

Ценовая дискриминация  возможна лишь в том случае, когда  продукт не может быть куплен на одном рынке и перепродан по более  высокой цене на другом. Например, если книги школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть, затем перепроданы другим группам населения.

Поэтому ценовая дискриминация  обычно осуществляется в сфере услуг. Например, в С. Петербурге пенсионеры оплачивают телефонные услуги по более  низким тарифам, чем остальное население. Единственный врач, практикующий в небольшом населенном пункте и имеющий представление о материальном положении клиентов, может устанавливать для них различный гонорар за лечение. Ценовая дискриминация предполагает, что отнесение покупателей к отдельным группам населения не представляет труда.

Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она  назначает разные цены для различных  категорий потребителей на основе разницы  в эластичности их спроса.

Но важно отметить, что это отнюдь не единственная форма  ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может  также реализовываться через  нелинейное ценообразование, когда  сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.

Различаются три типа ценовой дискриминации: совершенная  дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и дискриминация третьей степени.

Совершенная дискриминация  имеет место тогда, когда фирма  устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует  товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить.

В реальной действительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это -- недостижимая мечта каждого продавца.

На первый взгляд кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую  цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.

Поскольку совершенная  ценовая дискриминация практически  неосуществима, то монополисты в ряде случаев устанавливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара, а выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые покупатели получают скидки с цены продукта. Такие скидки могут предоставляться в зависимости от размеров приобретаемой партии товара, потому что покупатели часто предъявляют спрос на большие партии товара только при условии предоставления им скидки. Ценовая дискриминация проявляется, например, в установлении трех тарифов на междугородные телефонные разговоры. В связи с этим те лица, которые не воспользовались бы этим видом услуг, имеют возможность связаться по телефону с другими городами в вечернее или ночное время или в выходные дни, когда действуют льготные тарифы. В ряде случаев скидки носят кумулятивный характер. Так, проездной месячный билет на городской транспорт обходится дешевле, чем приобретение разовых билетов. Подобная ценовая дискриминация называется дискриминацией второй степени.

Имеется еще один вид  ценовой дискриминации - ценовая  дискриминация третьей степени, которая заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и для организаций. Студентам и школьникам проездные месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса является низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока -- низкие цены.

Таким образом, ценовая  дискриминация приводит к тому, что  некоторые товары и услуги могут приобретать потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.

Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов  по 3000 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства  предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход  составляет около 300 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам повышена зарплата) издержки возросли и цена билета была повышена вдвое. Количество проданных билетов тоже уменьшилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 300 млн. руб., существуют возможности получить дополнительный доход, привлекая отказавшихся пассажиров скидками.


 

 

 

 

 

Рис 7. Модель ценовой  дискриминации

МС - предельные издержки;

D и MR - спрос и предельный  доход фирмы на первом;

D1 и MR1- спрос и предельный  доход фирмы на втором рынке

С одной стороны,  ценовая   дискриминация  позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеими  сторонам. Однако в некоторых странах  ценовая   дискриминация  рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования по теме "Виды монополий  и особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии" можно сделать ряд  выводов:

1. Современная рыночная  экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения.

2. Главным признаком  монопольного образования (монополии)  является занятие монопольного  положения. Последнее определяется  как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет  им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

3. В экономике различают  четыре варианта монопольного  положения - субъектов рыночной  экономики: а) монополию, б)  олигополию, в) монопсонию г) олигопсонию,  три вида монополий: естественную, административную и экономическую и четыре основные формы монополистических союзов: картель, синдикат, трест и концерн. Каждый из последних по-своему добивается господствующего положения на рынке. Картель - делит рынок. Синдикат совместно производит сбыт продукции и закупку сырья. Трест это полностью объединённые предприятия под единым руководством. Концерн - многоотраслевой комплекс, вкладывающий капитал в более доходные отрасли.

4. Исследуя положительные  и отрицательные стороны монополий, видно, что плюсы и минусы монополии имеют противоположную тенденцию; что ценовая дискриминация не одинаково влияет на разные слои населения, а иногда она попадает под антимонопольное законодательство; что некоторые характерные черты монополии могут оказывать положительное и отрицательное влияние на её эффективность. Например, высокие барьеры, препятствующие вступлению в монополистическую отрасль, могут сдерживать производство необходимых обществу товаров (это снизит общественную эффективность производства) или, наоборот могут обеспечить экономию затрат на основе эффекта масштаба производства.

5. В краткосрочном  периоде монополия выбирает цену  и объём выпуска, либо максимизирующие  прибыль, либо минимизирующие  убытки, а в долгосрочном периоде  стремится к безубыточности. Ибо, будучи даже чистой монополией, монополистическая фирма не имеет стопроцентной гарантии, что останется такой навсегда. Причинами этого могут стать или падение спроса на выпускаемую продукцию, или потеря рыночной власти над ценой вследствие появления в отрасли конкурентов.

6. Предложение продукции  чистой монополией является рыночным  предложением. Спрос на товар  монополиста также является рыночным  спросом.

Чистая монополия способна увеличить продажи, только снижая цену, потому что спрос направлен вниз. Монополист одновременно выбирает цену и объём производства, но он не может повысить цену без понижения объёма производства. Монополист будет производить продукцию на эластичном участке спроса, и избегать комбинаций «цена-количество», соответствующие неэластичному участку кривой спроса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Архипов А.И. Экономика -- М.: Финансы и статистика, 2000. - 124с.

2

Выварец А.Д. Экономика  предприятия : учебник для студентов  вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 82с.

3

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общ. ред. В. М. Гальперина. —  СПб.: Экономическая школа, 1999. —  Т. 2, с. 168—169, 171.

4

Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах -- Белгород: Белаудит, 2000. - 136с.

5

Курс экономической  теории: Учебник / Ред. коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - 4-е изд., перераб. и  доп. - Киров: Изд-во «АСА», 2001. - с.

6

Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и  практики - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2000. - 265с.

7

Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. с англ. 13-е изд. - М.: Инфра-М, 2001. - 365с.

8

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. -- М.: Инфра-М, 2001. - 25с.

9

Основы экономической теории / Под ред. С. И. Иванова. -- М: Вита-Пресс, 2000. - 100с.

10

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. -- М.: Норма, Инфра-М, 2001. - 56с.

11

Современная экономика  Многоуровневое учебное пособие - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000. - 82с.

12

Экономика. Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова.- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: БЕК, 2000. - 53с.

13

Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В. И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. -- М.: Издательство РЭА, 2000. - 120с.


 

 

 




Информация о работе Монополия и ее экономические последствия