Монополия и конкуренция в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение значения монополии и конкуренции в рыночной экономике, путей усовершенствования законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции на примере российского рынка. Задачами данной работы являются:
- изучить понятия конкуренции и монополии как неотъемлемого фактора рыночной экономики;
- проанализировать конкурентные отношения на рынке газетной бумаги;
- предложить возможные пути регулирования монополии в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция в рыночной экономике………………………………5
1.1. Конкуренция ее виды и функции………………………………………..5
1.2. Способы ведения конкурентной борьбы………………………………10
1.3. История становления конкурентного законодательства……………...12
Глава 2. Анализ конкуренции на товарных рынках……………………….15
2.1. Анализ товарного рынка газетной бумаги…………………………….15
2.2. Причина монополии на рынке газетной бумаги………………………18
2.3. Цена на газетную бумагу………………………….……….…………...20
Глава 3. Методы антимонопольного регулирования рынка………………24
3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России
3.2. Антимонопольное законодательство…………………………………...28
3.3. Система государственного антимонопольного регулирования………30
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КР Монополия и конкуренция в рыночной эк-ке.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

на тему:

 

 

Монополия и конкуренция

в рыночной экономике

 

 

 

                                                                               Выполнил: студент гр. 5201

                                                                                              Балданов Б.Г.

Проверил: д.э.н. Битуев Ю.В.

 

 

 

Улан-Удэ,   

2009

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Конкуренция в рыночной экономике………………………………5

1.1. Конкуренция ее виды и функции………………………………………..5

1.2. Способы ведения конкурентной борьбы………………………………10

1.3. История становления  конкурентного законодательства……………...12

 

Глава 2. Анализ конкуренции на товарных рынках……………………….15

2.1. Анализ товарного рынка газетной бумаги…………………………….15

2.2. Причина монополии  на рынке газетной бумаги………………………18

2.3. Цена на газетную  бумагу………………………….……….…………...20

 

Глава 3. Методы антимонопольного регулирования рынка………………24

3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России

3.2. Антимонопольное законодательство…………………………………...28

3.3. Система государственного  антимонопольного регулирования………30

 

Заключение……………………………………………………………………35

 

Список литературы…………………………………………………………...37

 

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Актуальность темы обусловлена проблемами перехода России к рыночной экономике путем регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля,  так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Целью курсовой работы является изучение значения монополии и конкуренции в рыночной экономике, путей усовершенствования законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции на примере российского рынка.

Задачами данной работы являются:

- изучить понятия конкуренции  и монополии как неотъемлемого  фактора рыночной экономики;

- проанализировать конкурентные  отношения на рынке газетной  бумаги;

- предложить возможные пути  регулирования монополии в стране.

         Выполнение задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие диктата монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности. Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно. Кроме того, исторический процесс показывает, что для рыночной экономики  с течением времени характерна концентрация производства, так, например, в США в 1909 г. на 1.1% предприятий было занято 30.5% рабочих, которые производили 43.8% всей промышленной продукции, поэтому просто невозможно обойти своим вниманием понятие монополии, ее плюсов и минусов, а также способов борьбы с монополистами, т.е. антимонопольное законодательство.

 

Глава 1. Конкуренция в рыночной экономике

 

1.1. Конкуренция, ее  виды и функции

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означающее соперничество, соревнование, состязание1.  Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.

         Конкуренция порождается объективными условиями:

- полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта  рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры;

- противоборством с другими  претендентами за наибольший  доход.

Роль конкуренции – она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:

  1. равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);
  2. характер производимой ими продукции (степень однородности продукта);
  3. свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка:

  • количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  • дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);
  • участие фирм в контроле за рыночной ценой.

 

 В зависимости от состояния рынка выделяют главные виды конкуренции:

  • Свободная (совершенная) конкуренция;
  • Несовершенная конкуренция;
  • Монополистическая конкуренция.

Свободная конкуренция:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении/понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений;
  • вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства.

Для нее характерно:

  • незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности,
  • возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка,
  • наличие жестких барьеров для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей,
  • отсутствие близких заменителей продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Теория монополистической конкуренции была разработана в 30-е гг. английским экономистом Дж. Робинсоном и американским ученым Э. Чемберлином2.

Представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:

  • Ценовая конкуренция;
  • Неценовая конкуренция.

            Ценовая конкуренция - вид конкуренции посредством изменения цен на товары. Фирмы-производители (поставщики) двигаются по кривой спроса, снижая или повышая цену. Ценовая конкуренция может вести не только фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, но и небольшое предприятие с целью выжить, а в определенных условиях и процветать. Основное условие успешной конкуренции с помощью цен - постоянное совершенствование производственной и маркетинговой деятельности. Выигрывает только тот предприниматель, который имеет преимущества по снижению издержек производства. В ситуации, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано маневрирование ценами. Содержание такой политики - предоставление покупателям различных скидок, тайное снижение цен, установление на товары разного качества одинаковой цены или сближение цен. Выигрывает в результате всего этого покупатель. Различают:

-прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;

-скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены. 

Неценовая конкуренция – достижение равновесия в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль фирмы равняется нулю, не может надолго удовлетворить предпринимателя. В стремлении увеличить прибыль он будет стараться найти пути повышения выручки при неизменных (или снижающихся) издержках на единицу продукции. Сделать это возможно путем дальнейшей дифференциации продукции и выделения своего товара из всей массы родственных товаров, производимых остальными фирмами отрасли, что побуждает покупателей приобретать именно этот товар. Заставить потенциального покупателя поверить, что только продукция данной фирмы наиболее полно удовлетворяет его потребности, можно двумя путями:

1) изменять или улучшать  качественные характеристики товара, "подгоняя" таким образом свойства  товара под запросы потребителей;

2) рекламировать свой товар и приспосабливать уже запросы покупателей к имеющимся характеристикам выпускаемой продукции3.

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Функции конкуренции.

1. Функция размещения (аллокационная) - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.

2. Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.

3. Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.

4. Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.

Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике