Монополия и конкуренция в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение значения монополии и конкуренции в рыночной экономике, путей усовершенствования законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции на примере российского рынка. Задачами данной работы являются:
- изучить понятия конкуренции и монополии как неотъемлемого фактора рыночной экономики;
- проанализировать конкурентные отношения на рынке газетной бумаги;
- предложить возможные пути регулирования монополии в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция в рыночной экономике………………………………5
1.1. Конкуренция ее виды и функции………………………………………..5
1.2. Способы ведения конкурентной борьбы………………………………10
1.3. История становления конкурентного законодательства……………...12
Глава 2. Анализ конкуренции на товарных рынках……………………….15
2.1. Анализ товарного рынка газетной бумаги…………………………….15
2.2. Причина монополии на рынке газетной бумаги………………………18
2.3. Цена на газетную бумагу………………………….……….…………...20
Глава 3. Методы антимонопольного регулирования рынка………………24
3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России
3.2. Антимонопольное законодательство…………………………………...28
3.3. Система государственного антимонопольного регулирования………30
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КР Монополия и конкуренция в рыночной эк-ке.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Одной из главных проблем отрасли является изношенность основных фондов, составляющая на сегодня порядка 80%. Газетный рынок фактически поделен тремя гигантами: ЦБК «Кондопога», «Соликамскбумпром» и «Волга», которые после отмены 5% таможенной пошлины на вывоз бумаги в январе 2005 года стали экспортировать до половины производимых объемов газетной бумаги. Основными импортерами российской газетной бумаги являются Индия, Германия, Турция, Великобритания, Иран, Пакистан и Финляндия. Увеличение экспортной составляющей в общем объеме производства неминуемо привело в последние годы к дефициту на внутреннем рынке. Производители бумаги не скрывают, что производственные мощности недостаточны, а качество производимой бумаги невысоко. «Модернизация отрасли не успевает за издателями и полиграфическим бизнесом. Заводы построены до войны, а оборудование стоит очень дорого: одна машина обойдется в 500 млн. евро, а для того чтобы построить нормальное предприятие, нужен 1 млрд. долл.», — говорят эксперты рынка9. Во втором полугодии 2006 года произошло повышение цен на газетную бумагу на внутреннем рынке. Это связано с ростом цен на целлюлозу и лесосырье, на которые приходится более половины себестоимости. Цена на целлюлозу выросла с начала прошлого года на 16%, на лесосырье — более 20%. Газетные предприятия считают повышение цен закономерным, это позволит им не работать в убыток. Еще одним объяснением повышения цен стараются сделать факт цикличности развития рынка газетной бумаги и наступления периода его бурного роста, что в свою очередь, повлекло за собой рост потребления бумаги и рост цен. Существует практика, по которой ЦБК планово поднимают цены два раза в год, по договоренности с издателями. В этом случае последние успевают поднять цены на подписку, розничные цены, расценки на рекламу. Внеплановое повышение цен на бумагу явилось для издателей и полиграфистов форс-мажором в условиях уже заключенных договоров и проведенной подписной кампании на 1-е полугодие 2007 года и ведет к серьезным финансовым потерям. Полиграфический рынок посчитал действия ЦБК неоправданными. По мнению многих издателей, объяснением происшедшей ситуации можно считать желание комбинатов извлечь все возможности из своей монополии на рынке.

 

    1. Цена на газетную бумагу

 

Как ни странно, известие о грядущем повышении цен на газетную бумагу не вызвало особого резонанса в СМИ, хотя для них самих, точнее, для издательского бизнеса, эта новость, безусловно, была одной из самых значимых в прошедшем месяце.

В сентябре стало известно, что с 1 октября производители газетной бумаги на 7% повышают цены на свою продукцию. Разумеется, издатели выразили недовольство тем, что целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) идут на этот шаг без предварительной договорённости, когда те уже заключили договоры с распространителями, рекламодателями и подписчиками.

Первым заявил о повышении тарифов ЦБК ОАО "Волга", но участники рынка уверены, что вслед за этим ЦБК цены поднимут и два других крупнейших производителя газетной бумаги – ОАО "Кондопога" и ОАО "Соликамскбумпром", которые вместе с "Волгой" контролируют весь рынок газетной бумаги.

Обычно ЦБК повышают цены на свою продукцию два раза в год по согласованию с издателями. Тогда издатели успевают повысить цену на подписку, изменить розничные цены своей продукции и скорректировать рекламные расценки. В нынешних же обстоятельствах этого сделать уже не удастся: все договоры заключены, и издателям придётся взять все расходы на себя. Львиная доля их финансовых потерь придётся на октябрь-ноябрь, то есть на период до нового сезона повышения цен на рекламу. С уверенностью можно предположить, что игроки газетной отрасли постараются возместить потери в первой половине следующего года за счёт увеличения рекламных расценок, стоимости изданий в розничных сетях и вынужденной экономии на рекламных кампаниях. Всё это может привести к снижению тиражей массовых изданий. Полиграфисты же, в свою очередь, могут перейти на западное сырье, которое хоть и дороже из-за 15-процентных таможенных пошлин, зато качественнее.

Сейчас для анализа ситуации на рынке Московский полиграфический союз инициировал создание при Минкультуры экспертного совета по развитию издательско-полиграфического дела, в который войдут представители Госдумы, Роспечати и Росимущества. Но некоторые участники рынка считают, с ситуацией должна разобраться Федеральная антимонопольная служба.

Издатели опасаются, что цены на бумагу все-таки вырастут и им придется брать связанные с этим расходы на себя или повышать розничные цены. Поэтому на прошлой неделе Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) опубликовала на своем сайте заявление «в связи с повышением ЦБК ОАО «Волга» цен на газетную бумагу». Как говорится в заявлении, «издатели будут вынуждены обратиться в Федеральную антимонопольную службу для получения разъяснений по правомочности такого рода действий». Исполнительный директор ГИПП Юлия Казакова сообщила РБК daily, что пока руководство комбината никак не прореагировало на обращение издателей. Однако участники рынка возлагают надежды как раз на инициативу гильдии в этом вопросе. «Повышение, вероятно, все равно произойдет, но есть шанс, что оно не будет таким значительным, если гильдия использует свои лоббистские ресурсы, чтобы отстоять интересы издательств», - говорит член правления Ассоциации корпоративных медиа России Джемир Дегтяренко. В заявлении ГИПП также сказано, что «существующая 15-процентная пошлина на ввоз бумаги в Россию делает экономически нецелесообразным импорт газетной бумаги из-за рубежа», а также, что правительству РФ «необходимо принять срочные меры по отмене ввозных таможенных пошлин».

ИД «Аргументы и факты» Вера Кирюнина. «Необходимо снижение таможенных пошлин, чтобы российские производители бумаги стали конкурентоспособны, - говорит она. - По нашим оценкам, сейчас для повышения цен на бумагу нет никаких объективных причин». Г-жа Кирюнина также сообщила, что ИД «Аргументы и факты», ряд изданий которого печатается на бумаге ЦБК «Волга», планирует вести переговоры с типографиями. «Больше всего от этого повышения пострадают издания с большим тиражом, как, например, «Аргументы и факты», - говорит она. - В данном случае с нашей стороны увеличение цены на газету нежелательно, так как это может привести к снижению тиражей». Альтернативой этому г-жа Кирюнина считает вариант, когда издатель возьмет все расходы на себя, что тоже для издательства «совсем нежелательно».

Генеральный директор ИД «Московский комсомолец» Павел Гусев сообщил РБК daily, что если цены на бумагу все-таки повысят, то его издательский дом также начнет переговоры с типографиями. Напомним, что «МК-Воскресенье» также печатается на бумаге ЦБК «Волга». К «МК» присоединится и газета «Новые известия», сообщили в дирекции по производству газеты. «Наши расходы на полиграфические услуги в последние три года увеличились почти в два раза, - говорит коммерческий директор «Новых известий» Саид Бицоев. - Мы даже были вынуждены сменить издателя своих приложений. Повышение цен - необратимый процесс, но если так будет продолжаться дальше, это приведет к гибели печатной продукции в России».

Бьют тревогу и клиенты двух других монополистов на газетно-бумажном рынке. «Наши издания печатаются на бумаге Кондопожского и Соликамского комбинатов, и мы уверены, что скоро они также объявят о повышении цен, - говорит управляющая производством газеты The St.Peterburg Times Алла Калиновская. - Мы с этим ничего не можем сделать, придется брать расходы на себя. А они ведь и так повышают цены на бумагу каждые два-три месяца примерно на 400-500 рублей за тонну, что для закупщиков очень существенно». Тем временем, как стало известно РБК daily, со следующего года цены на бумагу могут вырасти и по другим причинам. В декабре заканчивается действие постановления правительства РФ о льготном ввозе типографского оборудования. Когда таможенная пошлина на ввоз оборудования снова составит 10%, расходы некоторых типографий увеличатся, что опять может изменить розничные цены на газеты, считают участники рынка.

 

Глава 3. Методы антимонопольного регулирования рынка

3.1. Проблемы правового  регулирования конкурентных отношений  в России

 

Со времени начала крупных преобразований в экономике Российской Федерации, когда прежние методы регулирования производства были признаны неэффективными, появилась необходимость разработки новых механизмов обеспечения развития экономики. Организации, становясь заинтересованными в результатах своей деятельности, начинают поиск возможностей повышения прибыли. Эта цель может быть достигнута, прежде всего, путем снижения издержек, улучшения качества производимой продукции и ее потребительских свойств, привлечением новых покупателей-клиентов, снижением цен на продукцию.  Имеются и другие, более легкие, способы получения высокой прибыли: к примеру, использование предприятием своего монопольного положения на рынке, когда потребитель вынужден приобретать продукцию у единственного продавца-монополиста на диктуемых им условиях. Способом увеличения прибыли, не связанным с удовлетворением интересов потребителей, может стать заключение ценовых соглашений между производителями однородного товара или торговыми посредниками. Это также дает возможность продавцу получить выгоды за счет своего монопольного положения на рынке.  
          Для предотвращения возможности получения хозяйствующими субъектами дополнительных преимуществ за счет монопольного положения или использования иных приемов, признаваемых недопустимыми, государство использует такой метод, как антимонопольное регулирование.  
Наряду с методами, направленными против нарушений правил конкуренции (антимонопольное законодательство), важную роль играют государственные меры, направленные на создание конкурентных отношений, их поддержание и развитие. Этим целям служит создание новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка новых организационных форм деятельности и появление хозяйствующих субъектов, основанных на различных формах собственности. Такое регулирование включает в себя меры, облегчающие субъектам предпринимательской деятельности проникновение в монополизированные сферы экономики путем упрощения регистрационно-разрешительных процедур (регистрации, лицензирования, квотирования), предоставления налоговых, таможенных и иных льгот.  В зависимости от экономической ситуации в стране делается упор на применение ограничительных мер (антимонопольное законодательство) или разработку норм, направленных на создание конкурентных отношений (созидательные нормы). В странах, где конкурентные отношения развиты, наибольшую роль играют правила, направленные против монополистической деятельности. Предусматриваются также меры, направленные на проникновение конкурентных отношений в те отрасли, в которых такие отношения прежде заменялись государственным регулированием.  Законодательство о конкуренции в России имеет свои значительные особенности. Создавалось оно в условиях полного отсутствия каких-либо возможностей для конкурентных отношений. В связи с этим первостепенную роль в конкурентном законодательстве страны должны играть именно созидательные, а не ограничительные нормы. Законодательство о конкуренции Российской Федерации начало формироваться менее десяти лет назад. В последних законах Союза СССР появились упоминания о необходимости развития конкуренции. Стимулирование развития экономического соревнования, конкуренции на рынке товаров, работ и услуг провозглашалось одним из аспектов деятельности кооперативов в законе «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г10.  Необходимость соблюдения конкурентного законодательства была отмечена в законе «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. Однако лишь в Российской Федерации появились нормативные акты, в которых конкуренция стала рассматриваться как непосредственный объект правового регулирования. В 1991 году принимается первый в истории России закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в который в 1995 году были внесены значительные изменения. Принятие данного закона положило начало созданию нормативных актов о конкуренции различного правового уровня.  Итоги применения названных актов можно охарактеризовать следующим образом. Цели создания и развития конкуренции на товарном рынке Российской Федерации законодательство о конкуренции не достигло, хотя в отдельных отраслях наметилась тенденция к формированию конкурентной сферы. Не удалось ослабить действие монопольных структур, оставшихся от советского периода; имеет место поступательное формирование новых монопольных структур. Такие результаты обусловлены главным образом тем, что законодательство о конкуренции с самого начала рассматривалось как направленное против монополистической деятельности. При разработке законодательства не принимались во внимание, во-первых, сама цель развития конкурентных отношений, во-вторых, особенности национальных условий, заключающиеся в полном отсутствии конкурентных отношений, что требовало разработки мер жесткого конкурентного регулирования и делало создание стимулирующих норм первоочередной задачей. Однако вместо того, чтобы способствовать созданию отсутствующих конкурентных отношений11, законодательство о конкуренции пыталось лишь ослабить имеющуюся ограничительную практику. В настоящее время имеется необходимость срочной доработки законодательства о конкуренции с целью стимулирования создания конкурентных отношений12. Нормы стимулирующего характера должны быть закреплены как собственно в законодательстве о конкуренции, так и в иных актах, содержащих положения антимонопольной и конкурентной направленности. К последнему относятся законодательство о ценообразовании, об иностранном предпринимательстве, о малом предпринимательстве, о новых структурах, появляющихся на российском рынке (в частности, ФПГ), о приватизации - в той мере, в какой данные области законодательства влияют на создание и поддержку новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов на внутреннем товарном рынке. Что касается тех ограничительных норм, которые имеются в российском законодательстве о конкуренции, то они обнаруживают низкую эффективность во многом из-за не всегда взвешенного их заимствования из законодательства зарубежных стран, которое, не имея схожих моментов с национальными условиями, не должно было приниматься за образец. Опыт стран, имевших сходные моменты с Россией по условиям, масштабу экономики, территории действия, к сожалению, при создании российского конкурентного законодательства не был принят во внимание в должной мере.  
Отрицательным моментом является и недостаточно эффективное применение таких мер борьбы за конкурентные отношения как ответственность за нарушения правил конкуренции.  Одной из причин, препятствующих дальнейшему совершенствованию российского конкурентного законодательства, является недостаточная теоретическая исследованность данной области, хотя в последнее время появляется все больше работ, посвященных данной проблематике. Из исследований проблемных вопросов конкурентного законодательства, в первую очередь следует назвать труды Г.Е.Авилова, В.И. Еременко, Н.И.Клейн; появляются новые диссертационные исследования, например, К.Ю. Тотьева, С.А. Паращука13. Проблемы конкуренции в России становятся предметом исследований российских экономистов, к примеру, А.Р. Кабисова, А.Ю. Юданова. Большую теоретическую базу составляют труды зарубежных и российских юристов, занимающихся изучением проблем зарубежного конкурентного законодательства. Значительный вклад в изучение проблем конкурентного законодательства внесен О.А. Жидковым, исследовавшим основные вопросы конкурентного законодательства различных зарубежных стран.  
К сожалению, исследователи при анализе тех или иных проблем конкурентного законодательства в первую очередь обращают внимание на так называемые ограничительные меры. В настоящем диссертационном исследовании ставится задача комплексного рассмотрения конкурентного законодательства, рассмотрения его как системы правовых норм стимулирующего и ограничительного характера. Выводы и предложения, сделанные в результате анализа российского законодательства о конкуренции и исследования законодательств зарубежных стран, опыт которых может быть использован при решении соответствующих проблем, призваны оказать положительное влияние на процесс развития конкуренции в России.

 

3.2. Антимонопольное  законодательство

 

Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и  контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1.ограничение монополизации  рынка; 

2. постоянный государственный  мониторинг;

3. запрещение установления  монополистических цен;

4. сохранение и поддержание  конкуренции всех цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

  1. поощрение создания товаров – заменителей;
  2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
  3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  4. финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В конце 1991г. В России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет), проводящий государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции14.

 

3.3. Система государственного  антимонопольного регулирования

 

Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных  принципах.  Кроме  административных  и  экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры.

Таким образом, антимонопольное регулирование есть комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечить условия для рыночной конкуренции и ограничить возможности производителей монополизировать рынки.

Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Опыт стран Запада по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений, уровня и масштабов конкуренции, имеющей целью повышение эффективности экономики.

Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889г., затем в США закон Шермана, широко известный как "хартия экономической свободы" (1890г.). В соответствии с этим законом создание монополии — преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5000 долл. (впоследствии он был повышен до 50000 долл.) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. Закон Шермана дополнялся в 1914, 1936, 1959 гг. Антимонопольные законы в странах Европы были приняты в 30-х годах (Бельгия — 1935г.; Нидерланды — 1935г.; Дания — 1937г.).

Монополизацией местного или общенационального рынка США считается обычно доля, равная либо превышающая 60%. Рыночная доля, равная 90-100%, считается в США полной монополией. Корпорация-монополист с такой долей подлежит либо безусловной ликвидации, либо ставится под жесткий контроль государства. 

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с 1991г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка". Закон определяет основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (с 1997г. — Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации - ГАК России, в настоящее время – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)).

Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике