Монополия и конкуренция в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение значения монополии и конкуренции в рыночной экономике, путей усовершенствования законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции на примере российского рынка. Задачами данной работы являются:
- изучить понятия конкуренции и монополии как неотъемлемого фактора рыночной экономики;
- проанализировать конкурентные отношения на рынке газетной бумаги;
- предложить возможные пути регулирования монополии в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция в рыночной экономике………………………………5
1.1. Конкуренция ее виды и функции………………………………………..5
1.2. Способы ведения конкурентной борьбы………………………………10
1.3. История становления конкурентного законодательства……………...12
Глава 2. Анализ конкуренции на товарных рынках……………………….15
2.1. Анализ товарного рынка газетной бумаги…………………………….15
2.2. Причина монополии на рынке газетной бумаги………………………18
2.3. Цена на газетную бумагу………………………….……….…………...20
Глава 3. Методы антимонопольного регулирования рынка………………24
3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России
3.2. Антимонопольное законодательство…………………………………...28
3.3. Система государственного антимонопольного регулирования………30
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КР Монополия и конкуренция в рыночной эк-ке.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью4. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

 

1.2. Способы  ведения конкурентной борьбы

           Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция исполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.  

 Добросовестная  конкуренция  

   Основными методами являются:

  - повышение качества  продукции

  - снижение цен ("война  цен")

  - реклама

  - развитие до- и послепродажного  обслуживания

  - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д. 

 Более эффективной  и более современной формой  конкурентной борьбы является  борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление  на рынок продукции более высокого  качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.  

  Но наряду с методами  добросовестной конкуренцией существуют и другие,  менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Недобросовестная конкуренция  

   Основными методами являются:

    - экономический (промышленный  шпионаж)

    - подделка продукции  конкурентов

    - подкуп и шантаж

    - обман потребителей

    - махинации с деловой отчетностью

    - валютные махинации

    - сокрытие дефектов  и т.д.

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках - это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ.

Формы недобросовестной конкуренции:

  • распространение информации о конкуренте и его продукции:
  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

 

 

1.3. История становления конкурентного законодательства

 

        Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".

Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан "не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода". Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.

Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.

Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".

Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.

Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").

Однако, если говорить более точно, американское законодательство не признает монополию незаконной саму по себе. Судебная практика выделила законные монополии (если монополия пришла к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, было ли у него намерение монополизировать рынок).

Показательным примером является дело Standart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования.

 

 

 

Глава 2. Анализ конкуренции на товарных рынках

 

2.1.  Анализ товарного рынка газетной бумаги

 

По мнению аналитиков, в 2009 году производство газетной бумаги должно вырасти на 7% - до 2,1 млн тонн, хотя оно и без того значительно превышает потребности страны5. В Советском Союзе центральные газеты - "Известия", "Правда", "Труд" и другие - выходили многомиллионными тиражами, к этому количеству надо прибавить городские и районные газеты, а также громадное количество всевозможных дешевых брошюр с материалами очередного съезда КПСС и прочую пропагандистскую литературу "для массового читателя".

Следствием перестройки стал небывалый издательский бум: на рынок были выброшены все прежде запретные и недоступные книги, которые, за неимением лучшей, печатались на низкого качества желтой газетной бумаге. Выглядели они неважно, но с энтузиазмом раскупались нашими неприхотливыми гражданами. Память о тех временах до сих пор собирает пыль в библиотеках, - читать такие книги теперь решительно невозможно из-за "слепого" текста на хрупких, пахнущих тленом страницах. К сожалению, таким образом ухитрялись издавать не только "одноразовые" покетбуки, но и целые собрания сочинений.

Читательская активность улеглась вместе с политическими баталиями, тиражи книг и газет стали на глазах скукоживаться. Потребление газетной бумаги в стране резко сократилось. А это три четверти всей производимой в России бумаги. Оставалось либо останавливать громадные бумагоделательные машины и выставлять на улицу многотысячные коллективы комбинатов, либо искать новые рынки сбыта. И такие рынки нашлись, потому что качество нашей продукции оказалось по международным меркам вполне приемлемым, и сего дня большая часть российской газетной бумаги идет на экспорт.

Три главные производителя газетной бумаги - АО "Кондопога" (Карелия), АО "Волга" (Балахна Нижегородской области) и ЛО "Соли камскбумпром" (Пермская область). Вместе они производят чуть ли не 90% всей газетной бумаги и могут позволить себе понемногу развивать производство, реконструируя и модернизируя его.

Комбинат "Копдопога", построенный еще в 1929 году, производит более 550 тысяч тонн газетной бумаги в год, 75% продукции идет на экспорт6. В 2003 году здесь ввели в строй новую бумагоделательную машину Б ДМ-10, увеличившую мощность комбината сразу на 180 тысяч тонн. Строительство этой буммашины фирмы "Белойт" обошлось в 180 млн. долларов. Сейчас проектируется БДМ-11, которая может дать прибавку еще 200 тысяч тонн в год. На базе комбината образован холдинг, куда входят также Суояровская картонная фабрика и Ляскельский ЦБК.

Сегодня больше всего говорится и пишется не о "Кондопоге", а о бывшем Балахнинском ЦБК, с 1994 года получившем название "Волга" и статус АО. На его четырех бумагоделательных машинах выпускается 505 тыс. т газетной бумаги в год. Из этого количества 35% остается в России, 30% идет в страны Европейского Союза, 14% - в Германию, 11% - в Турцию, остальное - в Индию, Египет и Иран (по данным "ВолгаИнформ" за 2004 год, поставки на внутренний рынок выросли до 47,9%, а экспорт составил 59,3% от общего объема производства, что после сложения дает сомнительную цифру в 107,2% вместо 100%). Предприятию, где заняты 3,5 тысяч человек (ровно в два раза меньше, чем на Копдопожском комбинате), принадлежат 30% российского и 1% мирового рынка газетной бумаги. За последнее время "Волга" произвела модернизацию двух бумагоделательных машин - БМ-4 и БМ-8 - и получила дополнительные мощности.

Но в 2004 году, с приходом нового собственника - компании "Ост-Вест Груп" - дела на комбинате пошли хуже. "Ост-Вест" принадлежат 93% акций этого предприятия, государству - 0,24%, остальные акции "распылены". К сожалению, грабительские махинации временных собственников, осуществляемые почти в открытую, ~ не редкость на нынешнем историческом отрезке. "Только за первое полугодие 2004 года убыток предприятия составил 1,2 млн. долларов, что весьма странно при стабильном спросе на продукцию Балахнинского ЦБК и устойчивой рыночной цене па газетную бумагу", - сообщила "Не зависимая газета" в декабре. Правда, ИА "ВолгаИнформ" недавно сообщило о том, что в 2004 году выпуск газетной бумаги на предприятии увеличился на 2,1%, объем товарной продукции - на 1,7%, составив 6 млрд. 444 млн. рублей, а балансовая при быль достигла 18 млн. долларов против 73 млн. убытка в 2003 году7.

Но нижегородская пресса давно и безрезультатно пишет о том, что большая часть экспортной балахнинской бумаги отгружается двум аффилированным оффшорным компаниям Connel LLP (Великобритания) и Foliario Lid ( Кипр) фактически по себестоимости - по 280-290 евро за тонну, после чего перепродается по 360 евро за тонну, а вся прибыль ос тается "за бугром". В то же время закупка древесины производится по завышенной цене у подконтрольной компании ОАО "Волга-Лес", которая покупает сырье у различных поставщиков за наличный расчет. Эта примитивная, но исправно работающая схема привела к значительному снижению налоговых поступлений от "Волги". Как считают осведомленные люди, все происходящее похоже па очередную "предпродажную подготовку" комбината.

Главный производитель писчей и тетрадной бумаги - Архангельский ЦБК, расположенный в городе Новодвинск Архангельской области. Его доля приближается к 70%. Кроме того, это один из крупнейших в России производителей товарной целлюлозы. АО "Архангельский ЦБК" занимает первое место в стране по производству тарного картона. Этот комбинат входит в группу "Титан" (управляющая компания). Контрольный пакет акций комбината (59,6%) принадлежит российско-австрийской компании Pulp Mill Holding, a 32%, как уже упоминалось, фирме О. Дерипаски "Континенталь Менеджмент". Pulp Mill Holding хотела бы получить и остальные акции, но Дерипаска расставаться с ними не намерен. По сообщениям прессы, сейчас Pulp Mill Holding пытается скупить акции у остальных акционеров по цене 200 евро за штуку, хотя их реальная цена гораздо выше.

Ввиду бурного роста упаковочной отрасли спрос на этикеточную бумагу также покрывается главным образом за счет увеличения импорта. Основные поставщики - Ah 1strom, Brigl & Bergmeister, Intermills, M Real, Sappi, StoraEnso, Torraspapel, UPM Kymmene.

Положение на российском бумажном рынке могло бы быть и получше, но и то, что мы имеем, позволяет удовлетворять основные нужды страны в целлюлозно-бумажной продукции. Учитывая, что Россия располагает богатейшими запасами леса, производство и потребление бумаги в нашей стране будет расти не благодаря, так вопреки всем обстоятельствам.

 

 

2.2. Причины монополии  на рынке газетной бумаги

 

Газетная бумага российского производства является одним из наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров отечественной целлюлозно-бумажной промышленности, ее производство является экспортно-ориентированным.  Объемы производства газетной бумаги в России на треть превышают потребности рынка, качество газетной бумаги не всегда соответствует требованиям потребителей. Сегодня ситуация на внутреннем рынке газетной бумаги оценивается как благоприятная. Фактором роста производства является увеличение внутреннего спроса: российские газеты продолжают переходить на цветную печать, журналы увеличивают объемы. Это обеспечивает развитие рынка, установку типографиями нового оборудования, которому требуются качественные сорта бумаги. Отечественная газетная бумага уступает зарубежным аналогам по оптическим характеристикам (яркости, чистоте тона), стойкости поверхности к выщипыванию, пылимости. Кроме того в России практически отсутствует производство тонких видов газетной бумаги массой 40 — 42 г/м². Наибольшим спросом на российском рынке пользуется газетная бумага марок «А» и «О» плотностью 45 г/м². На газетную бумагу этого типа на сегодняшний день приходится около 79% российского потребления, и доля такой бумаги в структуре потребления с каждым годом увеличивается, что связано со стремлением потребителей к экономии. Газетная бумага стандартно используется в трех секторах производства: книги, газеты, журналы. Объемы производства демонстрируют стабильный рост практически во всех трех сегментах. Только за первые три квартала 2006 года по данным ОАО «ИТКОР» производство книг возросло на 8,5%, журналов — на 33,1%8. Выпуск газет претерпел минимальные сокращения, что явилось следствием определенного насыщения рынка.

Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике